Протоиерей Владимир Коцаба. Блаженнейший Владимир и духовные школы
Особенное место в жизни Блаженнейшего Митрополита занимает неподдельная любовь к богословию, порождающая особое отношение к духовно-образовательному и нравственно-воспитательному процессу. Многие годы жизни Владыки Владимира неразрывно связаны с духовными школами.
Актовая речь, посвященная 75-летию Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира
(9 ноября 2010 год. Киево-Печерская Лавра)
Протоиерей Владимир Коцаба, кандидат богословия,
секретарь Ученого совета Киевской духовной академии
«Все, что связано с обучением в духовных школах,
живет в душе и сердце и сегодня»
Блаженнейший Митрополит Владимир
В 2010 году вся полнота Украинской Православной Церкви празднует 75-летие со Дня Рождения Его Блаженства, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Жизненный путь нашего Первоиерарха насыщен великими событиями и многоукрашен высокими званиями и почестями, но только одному владыке митрополиту известно, какой колоссальный административный и молитвенный труд стоит за каждым иерархическим возвышением и должностным назначением.
Весь Православный мир знает Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) как выдающего архипастыря, талантливого администратора и блестящего проповедника, крупного ученого и глубокого богослова. Многогранные дарования нашего Предстоятеля с ранних лет определили его подлинно-христианское отношение к жизни, как бесценному дару Господнему. О человечности и смиренномудрии владыки Владимира в один голос свидетельствуют множество архиереев, священнослужителей и мирян. (1) Глас народа – это глас Божий! Так утверждали еще наши предки, так «едиными устами и единым сердцем» эти слова подтверждает и сегодня вся богоспасаемая украинская паства.
Несомненно, особенное место в жизни Блаженнейшего митрополита занимает неподдельная любовь к богословию, порождающая особое отношение к духовно-образовательному и нравственно-воспитательному процессу. Двадцать один год жизни владыки Владимира неразрывно связан с духовными школами, в которых архипастырь прошел путь от студента до ректора. Восемь лет Виктор Сабодан посвятил духовному образованию в Одесской духовной семинарии и Ленинградской духовной академии. Потом были три года преподавательской деятельности и год ректорства в Одесской духовной семинарии и уже в епископском достоинстве девять лет руководства Московскими духовными школами. «Все, что связано с обучением в духовных школах, живет в душе и сердце и сегодня»,(2) – такими теплыми словами Блаженнейший вспоминает свои студенческие годы.
Вот уже восемнадцать лет Киевские духовные школы находятся под первосвятительским омофором милостивого и заботливого архипастыря – Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины. За эти постсоветские годы наша Alma Mater прошла новый этап своего возрождения и становления. На протяжении двух десятилетий новейшего исторического периода Киевская духовная академия и семинария количественно возросла, качественно видоизменилась и духовно укрепилась.
В этом убеждены не только мы, профессора и преподаватели, этот факт подтверждают и светские научно-образовательные учреждения и сообщества, а также отдельные представители науки и образования. Об этом же говорил сам Блаженнейший Митрополит Владимир в день празднования 20-летнего юбилей Киевской духовной семинарии: «Веру в Бога и желание послужить Матери-Церкви мы, люди старшего поколения, видим в глазах не только студентов, но и руководства, преподавателей и воспитателей Киевских духовных школ. И это дает нам надежду на будущее и уверенность в том, что дело преподавателей и студентов разных эпох со времен православных братств в XVII веке до новомучеников и исповедников XX века, находится в надежных руках».(3) Но, без всяких сомнений, первоочередная заслуга в деле возрождения и становления духовного образования в Киевских духовных школах принадлежит нашему покровителю – Блаженнейшему Владимиру, митрополиту Киевскому и всея Украины.
«Я люблю студентов, так как много лет своей жизни посвятил духовным школам».(4) Эти слова Предстоятеля Украинской Православной Церкви являются очевидным подтверждением его отцовской заботы и благопопечения о киевском студенчестве. Прославленный святитель XIV века Григория Палама в назидание своим ученикам акцентировал внимание на благоприличие нравов, благолепие чувствований, высоту добродетелей (5), и эти наставления учителя становились незыблемым фундаментом для достойного воспитания его учеников. В наше время воспитанники и студенты столичных духовных школ наделены не меньшей благоприятной возможностью, способствующей личному интеллектуальному и духовному росту, ведь теплые слова и заботливые речи нашего Первосвятителя в их адрес звучат неоднократно. Эти наставления пропитаны Христовой любовью и искренним сопереживанием за будущее поколение украинского Православия.
На протяжении многих лет каждый воспитанник, переступающий порог духовной семинарии, начинает свой путь к образовательному олимпу с первосвятительского благословения Блаженнейшего Митрополита. Ежегодно 1 сентября владыка Владимир обращается к студентам семинарии и академии с архипастырским словом. «Школьные годы – особенный период в жизни каждого человека, – говорится в обращении Предстоятеля по случаю начала нового учебного года. С одной стороны, это самое счастливое, беззаботное время, когда вся жизнь представляется еще впереди, но именно в эти годы совершается становление человека как личности, формируется его мировоззрение». (6)
Образовательный процесс – это кропотливый труд, это непрестанная работа над собой, это трудоемкий путь самоусовершенствования через получение и усвоение определенного объема информации. Образование требует постоянного систематического подхода к его осуществлению, оно невозможно без усиленной умственной работы. Вспоминая собственный студенческий опыт, владыка так говорит о главных характеристиках образовательной атмосферы, которая должна царить в академических и семинарских аудиториях: «Духовное взаимообогащение, обмен полезной информацией, новые горизонты для общения пленят молодой и пытливый ум студента. Молодецкая бодрость и юношеский запал порождают множество вопросов, которые нуждаются в мгновенных и исчерпывающих ответах. Желание постичь, как можно больший спектр существующих научных наработок стимулируют стремление к книге. И это не полный перечень позитивных характеристик, которым должен отвечать современный студент духовной школы». (7)
Богословская наука отличается от других тем, что содержит в себе готовую и непреходящую Истину, тогда как другие науки всегда пребывают в поисках возможного пути к истине, к началу своих теорий, для объяснения уже существующих явлений. Когда-то один мыслитель утверждал, что истину дать нельзя, ее можно найти или внутри самого себя, или не найти совсем. «Блажен, кто знает истину, дважды блажен, кто к ней стремится, и трижды блажен, кто живет истиной». (8) – пишет наш Предстоятель.
«Богословское образование – это не умственная роскошь, а воспитание внутреннего человека, человека цельного, одухотворенного, благодатного». (9) Эти краткие слова, которые когда-то простым чернильным пером записал в своем дневнике ректор Московских духовных школ архиепископ Владимир, уже стали крылатой фразой в сфере духовного образования. Ведь, несомненно, богословская наука призвана к просвещению. Вся ее многогранность, широта и глубина должны быть направлены на просвещение душ и сердец нашего боголюбивого народа в бушующем море искусительной современности. Это наша общая и неизменная задача на века, это дело всей нашей жизни, которая всецело положена на алтарь служения богословию и науке. «Духовное образование, богословская мысль призваны во все времена и среди любого народа проникать во все сферы человеческого бытия. Сама жизнь с ее сложностями и вечными смысло-жизненными вопросами делает православное богословие актуальным и востребованным. От нас требуется только умение раскрыть все грани богословского знания и запечатлеть его примером собственной жизни» (10) – пишет Блаженнейший митрополит.
«Богословие оправдано, и богословие существует, поскольку существует Церковь. Поэтому рассматривать его нужно в контексте свидетельства Церкви о самой себе и этим свидетельством проверять его, а не наоборот», (11) – эти слова запечатлены в магистерской диссертации митрополита Владимира «Экклесиология в отечественном богословии». Неизменным остается отношение владыки к познанию богословских истин и в наше время: «Богословие – дар Святого Духа и общецерковное дело. Поэтому призвание и служение богослова требует не только личного усилия, но общецерковной молитвы и поддержки. Мы должны беречь и возгревать этот дар… и помнить, что богословие – священно, и требует от нас освящения, святости жизни, желания до конца, полностью отдаться в руки Бога Живого, Который есть Альфой и Омегой всякого подлинного богословского опыта». (12)
Становлению богословской мысли в наше время владыка отводит первостепенное место. «Возрождение православного богословия должно стать одной из приоритетных задач развития нашей Церкви. И усилия, прикладываемые нами к выполнению этой задачи должны быть не меньшими, чем уделяемые храмостроительству или развитию церковных средств массовой информации». (13) «Православное богословие двадцать первого века в Украине должно стать той закваской, которая преобразит мировоззрение народа и общественной элиты, ученых и философов, верующих и священников, учащих и учащихся». (14) «Задача богослова состоит в том, чтобы сохранять, все глубже проникать, показывать, учить и защищать священное достояние Откровения». (15) Все эти мысли относительно будущего нашей богословской науки обнародованы владыкой в разное время, но, несмотря на это, они не потеряли своей актуальности и подлинного смысла, ибо зиждутся на практической жизни во Христе и нерушимых евангельских постулатах. Внимая речам Первосвятителя, мы отчетливо осознаем, что наша всеобщая задача должна состоять в том, чтобы сделать богословие жизненным, понятным, убедительным, несущим мощный духовный и интеллектуальный заряд. Нам необходимо воспитать тех, кого святитель Григорий Богослов называет «лучшими богословами». (16)
О предназначении духовного образования владыка пишет: «Важнейшим заданием учебно-воспитательского процесса есть формирование осознанного понимания своего истинного призвания, которое должно крепко укорениться и навсегда запечатлеться в сердце каждого, кто получает богословские знания». (17) «Повседневная обстановка академической жизни является той средой, в которой живет, трудится, интеллектуально обогащается и духовно возрастает студент-богослов. Духов¬ность – вот главное, что определяет весь образова¬тельный процесс и круг изучаемых предметов». (18)
Профессор Минской духовной академии протоиерей Виталий Антоник (в годы ректорства архиепископа Владимира (Сабодана) в МДА и С состоял в профессорско-преподавательской корпорации – авт.) вспоминает о Блаженнейшем: «Владыка был великим молитвенником. Богослужения, совершаемые им, всегда проходили на одном дыхании. Своим молитвенным настроением он одухотворял весь храм». (19) Митрополит Владимир пишет: «В системе духовного образования пастыря, преду¬сматривающей комплексное развитие его личности, не менее важное значение, чем интеллектуальный рост, имеет достижение евангельской чистоты серд¬ца. Главное место здесь принадлежит молитве. Академический храм является не только местом прак¬тического применения и усвоения теоретических лек¬ционных знаний, но и школой. Благодаря академиче¬скому храму духовные школы живут полнокровной церковной жизнью». (20) Искреннюю любовь к храму киевским студентам и сегодня прививает своим примером наш Первосвятитель, который сам нередко присутствует на вечерних молитвах в семинарской церкви.
В своих обращениях к студентам и преподавателям владыка говорит не только о богословии и духовном образовании, но и акцентирует внимание на тех насущных проблемах, которые в наш час будоражат общество: «Сегодня перед всеми нами стоит великая, ответственная и святая задача – вернуть нашему народу его исконные православные традиции, подлинную и нерушимую веру отцов. Нам необходимо уверенно противостоять различным ложным миссионерам, которые стремятся заполнить духовный вакуум, образовавшийся в результате семидесятилетнего воспитания народа в духе безверия и отрицания духовных ценностей. Мы должны сами выходить навстречу современному человеку, находящемуся в состоянии мировоззренческой религиозной растерянности, чтобы помочь ему избавиться от всюду расставленных сетей лжерелигиозных и антицерковных учений. Это наша главнейшая и первостепенная задача, к ее исполнению нам нужно положить всевозможные силы».(21) «Мы живем в то сложное время, которое особенно нуждается во всегдашней проповеди Слова Божьего. И никому другому, как только Вам, дорогие студенты, эту миссию необходимо совершать и распространять ее между людьми. Это Ваша будущая пастырская обязанность, которая уже сегодня ложится на молодые плечи завтрашних священнослужителей и богословов. Вы должны твердо запомнить: время, которое неудержимо бежит, в настоящий момент ежесекундно играет не на нашу пользу». (22)
Философ Древнего Рима Луций Анней Сенека еще в I веке оставил после себя такие слова: «Мудрость – это искусство жить».(23) А древнегреческий драматург Эсхил утверждал: «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны». (24) Применительно к студенческой жизни Блаженнейший владыка увещевает молодых воспитанников: «Помните, что мудрость – это способность грамотного применения знаний. Сами по себе они подобны красивой книге, лежащей на письменном столе, которую никто не читает и ей не интересуется. Ныне вы имеете уникальную возможность получить как мудрость человеческую, через добросовестное изучение преподаваемых дисциплин и личный пример преподавателей, так и стяжать Божественную премудрость, через приобщение к святоотеческому опыту великих вселенских учителей, чтобы нести светильники богомудрого знания для просвещения боголюбивого народа Украины». (25)
При¬нятие священного сана – это особый благодатный момент в жизни каждого кандидата на рукоположение, к которому он гото¬вит себя с первых дней своего пребывания в стенах духов¬ной школы. Это благодатный венец, которым увенчивается завершение духовного образования и начало пресвитерского служения, к которому призывается каждый выпускник семинарии или академии. Еще в начале новозаветной эпохи первоверховный апостол Петр в своем первом послании написал: «вы царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр. 2, 9). Размышляя о призвании священнослужителей свят. Иоанн Златоуст говорит, что они «приняли от Бога власть такую, какой Бог не дал ни ангелам, ни архангелам». (26) В этих словах и заключается глубина и значимость Таинства и тайносовершения.
Блаженнейший митрополит Владимир пишет: «Священство – это призвание. Открывается это призвание людям «специального душеустроения». Чувствовать присутствие Творца в мире, подле себя, в себе, вступать душой в резонанс с Благой Силой… не все этого сподобились, не всем это дано». (27) «Назначение священства – быть проводниками или раздаятелями благодатных даров Святого Духа, которыми обладает Церковь. Необходимая для священнослужителя благодать, подаваемая в Таинствах, требует от священника особого умирания, или отказа от личной жизни, и возрождения для новой жизни на благо Церкви». (28) «Всепрощение, покаяние в грехе, не только в своем, но и в чужом, любовь к ближнему и боль за него – без всего этого нет священника, нет просто искреннего человека». (29) Многие уже седовласые служители алтаря Господнего сегодня с особым трепетом вспоминают напутствия владыки, произносимые им по случаю очередной священнической хиротонии: «Будьте чисты, будьте верны своему делу. Будьте духовно благодатны, только не оставляйте слово, которое вы Господу Богу обещали».(30)
«Истинного пастыря укажет любовь, ибо из любви предал себя на распятие Великий Пастырь», (31) — пишет игумен Синайской горы преподобный Иоанн Лествичник. В унисон со словами великого подвижника находим мысли Блаженнейшего Митрополита Владимира: «Пастырь высотой нравственной жизни призван быть подобным Христу. Духовная жизнь, приближающая пастыря к Богу, дает ему духовное познание Бога». (32) «В каждом человеке, в его неумирающей личности, пастырь должен видеть образ и подобие Божие… Личное отношение пастыря к людям, уровень его духовной и общей культуры, его такт, его выдержка, его поведение — все это является совсем не¬маловажной стороной пастырского служения. По вашему отношению к человеку будут судить о нашем православном духовенстве, о нашей Церкви, о наших духовных школах…». (33)
Многовековой опыт церковного служения свидетельствует, что пастырь, прежде всего, должен уметь стать на место пасомого, отождествить себя с ним, быть готовым к самопожертвованию, быть отцом для своих духовных детей. Пастырская и общественная деятельность священника будет благотворной, если он достойно, искренне и ревностно священнодействует. «Только растрачивая себя можно стать богатым». (34) Так кратко, но содержательно Блаженнейший владыка подтверждает вышеприведенные слова о самоотверженном послушании священнослужителя.
Священное Писание напоминает нам, что только благодать Святого Духа венчает, освящает, укрепляет и дает новые силы не только пастырю, но и каждому человеку, призывающему имя Божие. Опираясь на авторитет богодухновенных книг, владыка утверждает, что «нужно быть искренним и полагаться не на свои знания или умение убеждать, а на помощь Духа Святого, Который научает каждого из нас, как и что говорить, и Который влияет не на разум, а на душу и сердце человека». (35)
Каждый из нас когда-либо ставил перед собой весьма важный и насущный вопрос: а каким же должен быть пресвитер нашего времени? Прямой ответ находим у Блаженнейшего владыки: «Современный священник должен быть, прежде всего, современным человеком. Мы живем не на необитаемом острове, а в современном мире, имеем дело с такими же как мы людьми причем очень разными — и духовно сильными, и немощными, и вовсе бездуховными. Поэтому каждый священник должен всегда помнить о своем долге священнослужителя, идти вперед и вести за собой свою паству, которую вручил ему Господь Бог и Церковь. Священнику подобает быть духовно образованным, а также стремиться ко всестороннему развитию в светской сфере, быть в курсе всех событий, происходящих в нашем сложном мире, ведь мы встречаемся с разными людьми, порой непредсказуемыми обстоятельствами, и должны быть готовы, по слову апостола Павла, «всякому вопрошающему дать вовремя нужный ответ». (36)
Митрополит Владимир указывает на приоритеты священнического служения в наше время: «Миссия и проповедь Христа должны стать твердой основой христианской жизни, особенно для будущих пастырей. Это проповедь всей нашей Церкви Православной, и Ее Основателя и Главы — Христа Спасителя, Преобразующего мир и человека, Пребывающего всегда с нами, по Его неложному обетованию «… се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Миссия проповеди Евангелия и дела милосердия — вот два момента, о которых должна сегодня заботиться Церковь, и для будущих пастырей крайне важно это усвоить». (37)
Жизнь православного христианина наполнена множеством искушений и проблем, и одним из первых, кому приходится встречаться с ними, является священник. «Будущим пастырям к подобного рода сложностям нужно быть готовыми, уметь правильно к ним относиться, а в затруднительных ситуациях искать выход и ответы на свои вопросы в творениях святых отцов или у старших и более опытных священников», (38) – говорит владыка митрополит.
Каждый выпускник духовной школы рано или поздно стает перед выбором белого или черного духовенства. Это ответственный рубеж, который определяет дальнейшую жизнь в Церкви. «Имея некоторый духовный опыт, я убедился, что монашество в современных условиях, как, кстати, и семейная жизнь, является подвигом», (39) — рассказывает владыка митрополит. Но как человек, связавший себя монашескими обетами, Блаженнейший делится своими мыслями об иночестве: «Сегодня мо¬нашеский подвиг намного труднее, чем в давние вре¬мена. Тогда иноки шли в пустыню, удалялись от людей, оставались наедине с Господом. Им легче было бороться с диавольскими кознями, восста¬нием плоти. В стократ труднее нести монашеский крест, когда живешь в миру, не имеешь покоя и возможности уединиться… Что касается моего личного отношения к мона¬стырям, признаюсь, что полюбил монастыри и монашескую жизнь». (40)
Особенное влияние на формирование мировоззрения учащегося имеет тот, кто учит, кто преподает первые азы церковной науки и богословия, кто вкладывает в этот процесс всю свою душу и сердце. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7) – назидает «апостол языков» Павел. «С душевной теплотой и благодарностью вспоминаю всегда своих педагогов… Они всегда в моих молитвах, на них старался быть похожим в своей педагогической деятельности» (41) — спустя многие годы вспоминает Блаженнейший митрополит, который всегда с чувством братской любви и взаимопонимания относился к преподавательскому коллективу не только со студенческой скамьи, но и как коллега по преподаванию, и как ректор возглавляемой им духовной школы. Вот его слова в адрес учащих: «Да будет светлым и благословенным ваш путь Христов. Господь не усыпал его розами, Он оставил на нем шипы, но Он даровал нам силу веры и молитвы, чтобы побеждать земные горести и страдания. Вера и молитва совершают чудеса. Слабая вера не заставит молиться. Малая вода, падая на колесо, не двинет его. Малая вера не подвигнет ни ум на размышление о Боге, ни сердце на молитву Богу. Поэтому стойте в вере и укрепляйтесь в вере чистой, сознательной, сердечной, евангельской, в вере без большого фанатизма или напускного благочестия, в вере сердечного сокрушения и раскаяния в недобрых делах, в вере исправления и очищения, в вере христианской радости, любви, мира и всепрощения, в вере вечного бытия с Богом». (42)
В слове при наречении во епископа Звенигородского епископ Владимир произнес: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа”. Эти прекрасные слова отныне, с помощью Божией, станут девизом моей жизни и скромной деятельности. Любовь — над всем и превыше всего, ибо “Бог есть любовь” (1 Ин. 4, 8)».(43) Позже в своем дневнике владыка оставит запись: «Одухотворенная живая сила любви в отношении к людям и есть выражение подлинной нравственности, которая является источником мира, гармонии, счастья». (44) Воистину «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8, 28).
Каждое слово Первосвятителя насыщено его бесценным жизненным опытом. В таких обращениях и назиданиях находим не теоретический пример, прочитанный в каком-либо печатном издании, а личные переживания, которые имели место в жизни владыки. Поэтому эти речи неоценимы, в них делается акцент на необходимости воспитания подлинных человеческих качеств, без которых невозможно именовать себя христианином. Только честное отношение к вопросам веры и жизни нашей Церкви должно стать фундаментом для подготовки к совершению пастырского служения. Только преданное служение Богу и людям всегда поможет преодолеть любые трудности нашей жизни.
«Вы живете жизнью школы. Ее радости – это Ваши радости, ее трудности – Ваши трудности, ее судьба стала Вашей судьбой». Такими словами в 1977 году профессорско-преподавательская корпорация Московских духовных школ поздравляла своего ректора архиепископа Дмитровского Владимира с Днем Небесного Покровителя. Ректор Киевской духовной академии и семинарии архиепископ Бориспольский Антоний, обращаясь в адрес нашего Предстоятеля и покровителя, говорит: «Ваше Блаженство! Киевские духовные школы – Ваши!» И все мы, сегодняшние профессора, преподаватели, сотрудники и студенты единогласно и единодушно подтверждаем эти слова, ибо своим неукоризненным жизненным примером Блаженнейший владыка вложил в каждого из нас частичку своего любвеобильного сердца и боголюбивой души.
Сноски:
(1) Коцаба В. Право правящий слово Истины. К., 2007, 391 с.
(2) Беседа с Предстоятелем // Студенческий журнал Киевских духовных школ «Академический летописец». №4/2009. С. 1.
(3) ТКДА. 2009. №11. С. 11-12
(4) Владимир (Сабодан), Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины. Воспоминания. – Кинофильм «Київські духовні школи». 2009.
(5) См.: Григорий Палама, свят. Беседы. Т.III. М., 1994. С.79.
(6) Звернення Блаженнішого Митрополита Володимира до співвітчизників з нагоди початку нового навчального року. Публікація в мережі Інтернет за адресою: http://orthodox.org.ua/uk/pastirske_slovo/2007/09/04/1758.html
(7) ТКДА. 2010. №12. С. 141.
(8) Коцаба В. Право правящий слово Истины. К., 2007. С. 172.
(9) Там же. С. 35.
(10) Приветственный адрес Блаженнейшего Митрополита Владимира в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле (США) по случаю Актового дня 12 февраля 2010 года // архив канцелярии КДА и С
(11) Владимир (Сабодан), Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины. Экклезиология в отечественном богословии. Т.IV. К., 1997, с. 6-7.
(12) Задачи православного богословия в Украине на современном этапе. Доклад Блаженнейшего Митрополита Владимира на Х Международных Успенских чтениях 30 сентября 2010 года. Публикация в сети Интернет по адресу: http://orthodox.org.ua/uk/node/7818
(13) Там же.
(14) Там же.
(15) Коцаба В. Право правящий слово Истины. К., 2007, с. 65.
(16) См.: Иларион (Алфеев), еп. Жизнь и учение св. Григория Богослова. Публикация в сети Интернет по адресу: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ilarion/teaching/40.html
(17) ТКДА. 2010. №12. С. 141.
(18) Владимир (Сабодан), Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины. Слова и речи. Т.III. К., 1997. С. 108
(19) Коцаба В. Право правящий слово Истины. К., 2007, с. 208.
(20) Владимир (Сабодан), Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины. Слова и речи. Т.III. К., 1997. С. 113-114.
(21) Приветственный адрес Блаженнейшего Митрополита Владимира в Одесскую духовную семинарию по случаю Актового дня 13 декабря 2009 года // архив канцелярии КДА и С
(22) ТКДА. 2010. №12. С. 141.
(23) См.: Распопин В.Н. Очерки истории зарубежной литературы. Литература Древнего Рима. Публикация в сети Интернет по адресу: http://rassvet.websib.ru/text.htm?no=3&id=16
(24) См.: Афоризмы, цитаты и крылатые слова. Публикация в сети Интернет по адресу: http://aphorism-list.com/a.php?page=eshil или http://www.zitata.eu/eshil.shtml
(25) Приветственный адрес Блаженнейшего Митрополита Владимира в Одесскую духовную семинарию по случаю Актового дня 13 декабря 2009 года // архив канцелярии КДА и С
(26) Иоанн Златоуст, свят. Творения. Т.I. СПбДА. 1898. С. 426.
(27) Коцаба В. Право правящий слово Истины. К., 2007. С. 200.
(28) Там же. С. 92-93.
(29) Там же. С. 210.
(30) Там же. С. 53.
(31) Иоанн Лествичник, свят. Лествица. Изд. 5. ТСЛ. 1898. С. 256.
(32) Коцаба В. Право правящий слово Истины. К., 2007. С. 91.
(33) Там же. С. 239.
(34) Там же. С. 374.
(35) Интервью с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Владимиром // Студенческий журнал Киевских духовных школ «Академический летописец». №1(6)/2010. С. 1.
(36) Беседа с Предстоятелем // Студенческий журнал Киевских духовных школ «Академический летописец». №4/2009. С. 1.
(37) Там же. С. 2.
(38) Там же. С. 1.
(39) Коцаба В. Право правящий слово Истины. К., 2007. С. 100.
(40) Там же. С. 100.
(41) Коцаба В. Право правящий слово Истины. К., 2007. С. 54 – 55.
(42) Там же. С. 194.
(43) Там же. С. 135.
(44) Там же. С. 146.
www.kdais.kiev.ua
Иеромонах Симеон. «Гоголь строит миссионерский центр»
Иеромонах Гавриил (Бунге): «Надо говорить не только о Боге, но и с Богом»