Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Сергей Герук. Православный приход в больнице

Православный приход в больнице

Растленье душ и пустота, что гложет ум, и сердце ноет.
Кто их излечит, Кто прикроет? Ты, риза чистая Христа…
Афанасий Фет

Сергей Герук
«Кириллица»

В доме скорби
Прогуливаясь живописными аллеями Павловской больницы (Киевской городской психоневрологической больницы №1), сразу не определишь, что находишься в месте, где сконцентрировались безумие и душевная болезнь. Здесь в многочисленных корпусах томится несколько тысяч человек. Причем больные, как правило, заперты: двери в отделения закрыты на замки, ключи от которых люди в белых халатах носят с собой. Иногда из-за окон можно услышать безумные крики и в определенное время у корпусных ступенек на специально отведенных площадках увидеть группы больных, выпущенных на кратковременную прогулку под бдительным надзором санитаров. Понятно, среди этих людей с серыми лицами и безучастными взглядами, не увидишь так называемых «острых» больных или, как их принято называть в народе, «буйных». В каждом отделении есть свои острые палаты, с толстыми пластмассовыми стеклами и тяжелыми металлическими кроватями. Стульев, табуретов и тумбочек здесь не положено «по технике безопасности». Вот на аллею въехала «скорая», и у приемного покоя санитары вывели за руки из машины еще одного больного. Он что-то кричит, упирается, но крепкие ребята цепко держат новенького, и если нужно, через 15 минут он будет уже в острой палате, накрепко привязан за руки и ноги к металлической сетке кровати, а сильная доза неролептиков помутит и без того мутное сознание, погрузит в тяжелый, смахивающий на небытие, сон.
Сюда, на древние холмы некогда действовавшего здесь Кирилловского монастыря, город выталкивает из своей многомиллионной среды лиц, поведение которых выходит за рамки нормального и требует медицинского вмешательства. Тех, на кого обратили внимание родственники и приняли соответствующие меры. Но сколько болезней скрыто в душах людей, сколько душевных страданий, бредовых идей, страхов и галлюцинозов прячет в себе современное общество, чтобы не попасть в страшный разряд умалишенных?.. Об этом мы можем лишь догадываться, исходя из жестоких цифр современной статистики. Процент душевных заболеваний и психических расстройств значительно возрос: за последние 30 лет в мире он увеличился втрое. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, лидирующих в количестве людских трудопотеръ, и обгонят сердечно-сосудистые заболевания, занимающие первое место в мире. За 15 лет число больных шизофренией в мире увеличилось на 30% и сегодня составляет 45 млн. человек, или 0,8% всего мирового населения.
Одна из страшных проблем современности — самоубийство. Очень высокое число суицидов (более 25 человек на 100 тысяч населения) приходится как раз на страны с достаточно высоким материальным уровнем жизни: в это число входит Австрия, скандинавские страны, Финляндия, Швейцария, Германия, а также страны Восточной Европы и Япония. В этот печальный список попадает и не блещущая экономическими достижениями Украина. Наибольший уровень смертности зафиксирован в наших промышленных городах и районах, пострадавших от аварии на ЧАЕС, — в среднем 35 случаев на 100 тыс. населения. Однако социологи считают, что реальная цифра в 2-4 раза выше официальной статистики. Ежегодно в мире от самоубийств погибает город с полумиллионным населением. Эта цифра превышает количество жертв убийств и вооруженных конфликтов, и в будущем, по прогнозам ВОЗ, будет увеличиваться. Каждую минуту в мире предпринимается хотя бы одна суицидальная попытка.
У Кирилловского храма тема душевных заболеваний — закрытая тема. Еще с советских времен она как бы не существовала: откуда в обществе, строящем коммунизм, душевно больные люди?
Средства массовой информации сегодня также обходят эту тему стороной, наверное, потому, что лучше не говорить о том, что непонятно, мало изучено и не выражено общественным мнением. Ну, есть психушки, есть «психи», и выглядит это довольно безобидно, как в «Кавказской пленнице» с Шуриком или в булгаковском романе «Мастер и Маргарита». Точнее, все понимают, что душевные заболевания в своей реальности намного страшнее и непригляднее, но лучше о них не говорить или упоминать уж в каком-то ироническом контексте. Впрочем, в нашу действительность то и дело врываются жуткие истории о кровавых маньяках, вырастающих точно оборотни из-под земли то в одном, то в другом регионе страны. Вспоминаются загадочные сеансы Чумака и Кашпировского, пресловутое «Белое братство» — эти явления начала 90-х ассоциировались с понятиями «массовых психозов». Начало третьего тысячелетия ознаменовало себя появлением «мирового терроризма» с культом смертников, уничтожающих, как правило, невинное мирное население. Это напоминает кошмарный сон Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», который писатель изобразил в таких чертах: «Ему (Раскольникову) грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то мировой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, немногих, избранных. Появились какие-то трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе».
Впрочем, наверное, ошибочно смешивать эти мировые социальные явления с нарушениями здоровья людей, пополняющих наши психиатрические больницы. Но то, что эти явления взаимосвязаны, очевидно. По высказыванию одного современного психолога, эти люди — скорее жертвы нашего нравственного узаконенного безумия, нарушения моральных, религиозных норм. Это — своеобразная расплата общества в длительной цепи человеческих грехопадений. Об этом довольно четко говорится и в Социальной концепции Украинской Православной Церкви: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений греховной поврежденности людской природы. Однако Церковь, всегда разделяя в структуре личности душеный и телесный уровни, различала болезни, которые возникли «от естества», и недугов, содеянных бесовским влиянием или пристрастиями, которым подчинился человек». При этом дается существенное уточнение: «Психическая болезнь не унижает достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольные люди являются носителями образа Божьего, оставаясь нашими ближними, которые требуют сострадания и помощи».
Здесь в качестве отступления или иллюстрации потребуется отдельная газетная публикация, рассказывающая о деятельности Свято-Кирилловского прихода на территории Киевской психоневрологической больницы. Ограничимся лишь краткими данными. Организованная 11 лет назад община под духовным руководством настоятеля протоиерея Федора с помогающим ему духовенством и мирянами создали, говоря светским языком, достаточно мощный и, очевидно, лучший в Украине реабилитационный центр для людей, страдающих душевными недугами. Эффективность такого сотрудничества была отмечена и медиками-психиатрами. Это неоднократно отмечалось в научных докладах специалистов кафедры психиатрии, действующей от Киевского медицинского университета на территории больницы, в частности ее заведующим профессором и доктором медицины Александром Напреенко, главврачами больницы Романом Никофоруком и Виталием Лисовенко, другими специалистами. Достаточно перечислить, что за 10 лет силами прихода построена благотворительная столовая, организовано сестричество для духовного окормления пациентов, при храме действует воскресная школа для разных возрастных групп (тогда первая в Киеве), прекрасная библиотека, в которой представлено множество церковных книг, в том числе и для психиатров, издается газета «Кириллица», дважды признанная лучшей среди приходских Украинской Православной Церкви, осуществлена радиофикация всей больницы, что дает возможность транслировать религиозные передачи для больных и медперсонала. Практически во все 28 отделений (из них два детских) приходят священники, сестры милосердия. Следует прибавить 60 гектаров земли, взятой в аренду в Барышевском районе под Киевом, где создано технически оснащенное сельское хозяйство, обеспечивающее благотворительную столовую и больничную кухню… Это, образно выражаясь, материальная сторона церковной деятельности. Определить же удельный вес душеполезной врачующей помощи, оказываемой ежедневно страждущим, намного сложнее. Достаточно вспомнить евангельскую мысль о том, что Господь не желает гибели ни одного «из малых сих», «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18: 11,14). Среди помощников отца Федора можно встретить и вчерашних пациентов больницы, испытавших на себе целительное воздействие церковных таинств, соединенных с верой, да и сами священники могли бы рассказать немало случаев чудесных исцелений в стенах храмах. Впрочем, Церковь никогда не стремилась к афишированию подобных явлений, напротив, всегда говорит об этом достаточно сдержано, не посягая на авторитет медицины: «В сфере психотерапии наиболее плодотворным является соединение пастырской деятельности и врачебной помощи душевнобольным, при определенном разделении сфер компетенции врача и священника» (Из Социальной концепции УПЦ).
Тем не менее Церковь не может не беспокоить религиозная образованность самого медицинского персонала, которому вручается врачевание душ человеческих. В специальном выпуске «Кириллицы» была опубликована статья директора Донецкой областной психоневрологической больницы Михаила Беро, который в результате свой многолетней медицинской практики, как доктор медицинских наук, пришел к убеждению, что современной психиатрии не обойтись без возврата к церковному святоотеческому наследию — основам православной психотерапии. Он с сожалением констатирует следующее: «Однако православных христиан среди психиатров и психотерапевтов — меньшинство. Психотерапия, пытающаяся различными способами помочь мятущейся душе, насчитывает сегодня порядка тысячи психокоррекционных техник, но количеством качества не подменить. Истинное излечение от душевной скорби может произойти только через покаяние, которое требует духовных усилий и непривычно для немалой части наших современников, в том числе и врачей. В этой связи становится понятно, почему разнообразные рациональные и эмоциональные терапевтические воздействия и приносят лишь временный эффект. Для врача, посвятившего себя психиатрии, важно иметь собственные духовные ценности, которые бы определяли его работу с пациентами».