Конференция в Крыму
Конференция в Крыму
В большом зале Совета министров Крыма прошла научно-практическая конференция «Единство усилий школы и семьи по формированию личности на традиционных духовных ценностях народа Украины».
Организаторами конференции выступили Верховный Совет Крыма, Совет министров Крыма, Министерство образования и науки АРК, а также Симферопольская и Крымская епархия УПЦ.
На конференции присутствовали председатель Совета министров Крыма Виктор Плакида, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, председатель Постоянной комиссии ВС АРК по науке и образованию Анатолий Жилин, председатель Постоянной комиссии ВР АРК по культуре, делам молодежи и спорту Олег Родивилов, министр образования и науки Крыма Валерий Лавров, министр по делам семьи, молодежи и гендерной политике Татьяна Ежова, председатель Рескома по физической культуре и спорту Сергей Доценко, советник министра культуры Леонид Белый.
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь выступил с докладом «Единство усилий школы, семьи и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи на основе традиционных для Украины духовных ценностей Святого Православия». Обсуждая насущные проблемы воспитания и просвещения в обществе, владыка высказал свое убеждение, что ключ к решению многих из них лежит именно в сфере плодотворного взаимодействия Церкви, семьи и школы. Без такого сотрудничества невозможно достижение национального единства и консолидация всех здоровых сил общества, укрепление института семьи. Поэтому вопросы сохранения духовно-нравственного здоровья социума, его самобытных историко-культурных особенностей ныне являются приоритетными для всех славянских восточно-европейских государств. Об этом красноречиво свидетельствует как общегражданское законодательство, так и программные установления Святой Матери Церкви. Так, например, Семейный кодекс Украины (равно как и аналогичные правовые акты стран СНГ) гласит о том, что самой главной его целью является обеспечение не только физического, но и духовного развития ребёнка, о котором родители обязаны беспокоиться (ч. 2. ст. 1. и ст. 150 Семейного кодекса Украины).
Не должны стоять в стороне от вопросов духовно-нравственного возрождения и органы государственного образования: согласно ст. 6 Закона Украины «Об образовании» одним из основных принципов просвещения является приоритетность духовных ценностей и органическая связь с национальной историей, культурой и традициями.
В свою очередь и Святая Церковь, как любящая мать, проявляет деятельную заботу о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть, и в большей мере, чем преподавание знаний. Церковь призвана и стремится содействовать школе в её воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение.
Демографический кризис, выражающийся в катастрофическом сокращении численности населения, техногенные катастрофы и необходимость противодействия социальным порокам показали, что нам всем надо обратить внимание на личностный фактор, на воспитание человека-гражданина, истинного патриота своей страны. Если государство будет игнорировать духовно-нравственные ценности (которые имеют в своей основе религиозное мировоззрение), оно просто не сможет исполнять своих задач, да и само его существование и безопасность будут под угрозой. Казалось бы, все это – бесспорные истины, которые сегодня разве что безумный человек будет отрицать. Но тогда почему же мы все, собравшись воедино, не приступим незамедлительно к соработничеству во имя будущей жизни нашего Богоспасаемого Отечества? Почему же в обществе повсеместно возникают порой ожесточенные дискуссии по поводу различных инициатив Святой Матери Церкви, которая, всегда пребывая вместе со своим народом, разделяя с ним общие радости и скорби, проявляет свою деятельную готовность к сотрудничеству с обществом и государством в борьбе за жизнь новых поколений, за их сердца и души, предлагая, например, к изучению в школах предмет «Основы православной культуры» или возвышая свой голос в защиту высоких ценностей целомудрия, любви, брака и взаимной ответственности супругов?
Все мы должны четко осознать, что зачастую под видом так называемых «либеральных ценностей» (за которыми порой скрывается пропаганда вседозволенности, разнузданности, культа наживы и грубой силы) мы сталкиваемся с мощным вызовом секуляризма, который имеет жесткую тенденцию ограничивать религию рамками «частной жизни», отчуждать людей от традиционных христианских ценностей и от учения Святой Православной Церкви. Между тем, как уже было выше сказано, религиозные и духовные потребности людей, равно как и необходимость наличия в обществе нравственных принципов, не уменьшились, а, наоборот, увеличились. Это обстоятельство ставит перед нами задачу всесторонне усиливать свою миссию и активно вести диалог с обществом.
Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего детства? В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Поэтому так важно держать детей ближе к Церкви – это напитает их на всю жизнь.
Памятуя о важности семейного воспитания детей, не будем забывать и о родителях, которые в силу драматических обстоятельств истории нашего Отечества в XX столетии выросли в условиях отчужденности от богатых традиций Святой Православной Церкви, и ныне, зачастую вместе с детьми своими, нуждаются в научении и душепастырском наставлении. Очень часто, взирая на ребёнка, мы можем получить истинное представление о духовном мире его семьи, ибо написано в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова: «Человек познается в детях своих».
Когда в Симферопольской и Крымской епархии процесс изучения «Основ православной культуры Крыма» (по утвержденной Коллегией Министерства образования АРК программе) стал, Богу содействующу, принимать массовый характер (в 2006 г. он изучался в 400 из 600 школ автономии), у нас сам собой встал вопрос о необходимости, во-первых, организации православной родительской общественности, и, во-вторых, проведении среди неё душепастырской работы. Таким образом, по распоряжению правящего архиерея два года назад возник епархиальный родительский комитет, который сразу приступил к решению вышеперечисленных задач. С тех пор проводятся встречи православных родителей по приходам, благочиниям, школам.
Священник, возглавляющий этот епархиальный комитет, регулярно встречается со многими директорами школ, и следует заметить, что такой кропотливый, «индивидуальный» подход дает положительные результаты, так как всевозможные предубеждения, которые ещё по старинке есть у некоторых руководителей образования, в большинстве своем исчезают после доверительных и откровенных взаимополезных встреч. Ведь многие педагоги, работающие ныне не за какие-либо материальные блага или высокое общественное положение (и то, и другое для учителей в нашем обществе находится, к сожалению, не на должном уровне), продолжают добросовестно, с честью исполнять свой профессиональный долг, и мы должны показать им, что у нас (и у Церкви, и у школы, и у семьи) общая задача – на прочном фундаменте духовно-нравственного воспитания возрастить ответственного гражданина, патриота своего Отечества, заботливого и любящего сына или дочь своих родителей, а затем отца или мать своих детей. Поэтому нам нужно, преодолевая возникающие трудности, использовать любую возможность для объединения наших усилий в воспитании детей и юношества.
Как уже было сказано выше, на этом пути взаимного соработничества достаточно часто появляются различные препятствия. И если по вопросам взаимодействия Церкви и семьи практически разногласий не возникает, так как, согласно статистике, 70-80 % семей сами приходят в православный храм для того, чтобы освятить свой брак таинством венчания, или для того, чтобы их дети приняли Святое Крещение. В таком случае душепастырское окормление семьи начинается сразу с обязательных огласительных бесед-занятий, которые во всех православных храмах Крыма в обязательном порядке проводят священники, как перед Крещением, так и перед венчанием. Но на уровне взаимодействия школы и Церкви порой приходится вновь и вновь доказывать насущную потребность подобного соработничества. Позволю себе перечислить некоторые камни преткновения, которые нам пришлось на протяжении ряда последних лет встретить в своей образовательной деятельности, и возможные пути их преодоления,
В начале, как и во всех других регионах, нам доводилось дискутировать о том, что светский характер образования (закрепленный законодательно) не является атеистическим по своей сути, а культурологическое изучение основ православной культуры ни в коей мере не противоречит ему.
Затем встал вопрос о невозможности преподавания без необходимого программно-методического обеспечения. Тогда в 2003 году епархией была разработана программа спецкурса для 8-11 классов «Основы православной культуры Крыма», и, что особенно важно, она была утверждена Коллегией Министерства образования Крыма, также было выпущено учебное пособие для преподавателей тиражом 15 тысяч экземпляров. Но уже на следующий год стало ясно, что интерес к новому предмету достаточно высок как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей, желавших изучать его и на второй год обучения. Поэтому епархией, по согласованию с Министерством образования Автономной Республики Крым, было принято решение о разработке учебных программ по «Основам православной культуры» на каждый год обучения со 2 по 12 класс. На сегодняшний день Министерством образования автономии утверждены уже три программы для разных классов этого курса, в том числе и для начальной школы, на общий срок обучения 5 лет.
Следует сказать, что процесс преподавания в школе вышеназванного предмета наглядно демонстрирует неразрывность воспитания и образования, создающего условия для духовного становления личности, обеспечивающего связь поколений, передающего не только знания, но и традиции. Вспоминаю, сколь было велико, особенно поначалу, удивление педагогов, когда на внеклассные, учебно-воспитательные мероприятия по православной культуре (например, на день святителя Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождественские и Пасхальные утренники) собирались не только все учащиеся школы, но и их родители, помогая ребятам найти лучшие образцы отечественной духовной поэзии для школьного конкурса чтецов, либо красочно обустроить в классе рождественский вертеп, или разукрасить писанки и крашенки. Это ли не лучший пример эффективного взаимодействия школы, семьи и Церкви в деле духовно-нравственного воспитания учащихся?
Не выдержал проверку мнением и еще один тезис наших оппонентов о том, что изучение православной культуры может привести к межнациональным и межконфессиональным конфликтам в школах со смешанным этническим составом учащихся. Во-первых, в мировой истории нет примеров того, чтобы изучение подлинной духовной культуры (к каковым, безусловно, относится и наше православное наследие) приводило к этнорелигиозной агрессии. Как раз наоборот, именно незнание своей собственной религиозной культуры является основой для конфликта, замешанного на невежественном фанатизме. А во-вторых, и это непреложный факт: за несколько лет изучения «Основ православной культуры Крыма» в школах такого многонационального и поликонфессионального региона, как Крым (насчитывающего 36 исторических народов), ни одного подобного конфликта и ни одной жалобы (от представителей иных этно-конфессиональных сообществ) не было! Скорее наоборот, наша инициатива послужила образцом для крымско-татарских педагогов, которые также разработали программу по «Основам культуры ислама», и ныне этот предмет также факультативно изучается в крымских школах крымско-татарскими детьми.
Серьезной, но, как оказалось, вполне решаемой проблемой, стала нехватка профессионально подготовленных учительских кадров. Существенную роль в преодолении создавшейся ситуации играет епархиальное Общество православных педагогов Крыма, которое успешно работает у нас в епархии с 1999 года и имеет свои отделения во всех благочиниях. Опыт показывает, что наличие в школе хотя бы 2-3 воцерковлённых православных педагогов может иметь решающее значение для успешного проведения в учебном заведении духовно-нравственного просвещения. Этот малый коллектив, в котором воистину исполняются слова Господни: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них…» (Мф. 18, 20), способен стать инициативным центром организации в школе сначала детских утренников в дни православных праздников, затем систематических контактов с окормляющих школу священником и, наконец, преподавания основ православной культуры, проведения паломнических поездок и даже осуществления научно-исследовательской работы по изучению православных святынь края в одной из секций Малой Академии наук Крыма для школьников «Искатель» (где уже второй год наши ребята под руководством научного руководителя-преподавателя и духовного окормителя – священника – готовят к защите свои творческие научные работы по православной тематике). Всех этих результатов невозможно достичь, если в школе не будет хотя бы несколько человек верующих учителей – и то, что это – великая сила, показывает сама церковная история: ведь недаром, когда в 9 веке византийский император Юлиан Отступник предпринял попытку на короткий срок реставрировать в стране язычество, он начал с того, что особым указом изгнал из школ учителей-христиан, и св. Григорий Богослов тогда остро полемизировал с ним. Но практика показывает, что только одних религиозных убеждений преподавателя, пусть даже очень сильных и искренних, все же недостаточно для того, чтобы сделать успешным процесс изучения православной культуры в школе. Педагог должен быть хорошо подготовлен к преподаванию этого столь важного для духовного становления личности предмета. Учитывая, что программа спецкурса «Основы православной культуры Крыма» была официально утверждена Министерством образования автономии, правящий архиерей от имени православной педагогической общественности обратился в Совет министров Автономной Республики Крым с ходатайством о бюджетном финансировании подготовки кадров для преподавания этой дисциплины, на что был получен положительный ответ. В результате только в 2006 году на базе Крымского республиканского института последипломного педагогического образования было проведено шесть потоков курсов для педагогов, преподающих православную культуру, и 156 человек получили государственные свидетельства с правом преподавания курса «Основ православной культуры Крыма» во всех учебных заведений. Положительным является также и то, что к преподавательской работе на курсах были, помимо светских ученых и специалистов, приглашены и священнослужители епархии, имеющие степени кандидатов и магистров богословия, а также священники с высшим педагогическим образованием, имеющие опыт преподавательской работы.
Разумеется, что православные педагоги должны плодотворно взаимодействовать с приходским священником. С целью более эффективного сотрудничества с администрацией учебных заведений все священнослужители епархии закреплены за школами автономии. Эти священнослужители активно участвуют (по согласованию с администрацией учебных заведений) в учебно-воспитательном процессе, но не заменяя профессионально подготовленных педагогов, а помогая им. Например, священник посещает школу не только по праздничным дням, а и совместно с учителем проводит классный час на духовно-нравственную тему, организовывает учебные экскурсии и паломничества. Для того чтобы взаимодействие школы, Церкви и семьи в духовно-нравственном воспитании осуществлялось повсеместно и более эффективно, в каждом благочинии Симферопольской и Крымской епархии были назначены (помимо уже избранного самими верующими учителями председателя Общества православных педагогов благочиния) также и особые помощники благочинного по вопросам образования, в задачу которых входит координация действий духовенства и православных педагогов церковного округа, а также оперативный контакт с епархиальным отделом образования.
К сожалению, серьезной проблемой остается материально-техническое обеспечение преподавания «Основ православной культуры Крыма». В школах, где порой не хватает средств для организации ремонта помещений, приобретения учебной литературы и выплаты зарплаты педагогам, подчас бывает непреодолимо сложно найти источники финансирования дополнительного спецкурса. Хотелось бы сегодня услышать, как в других регионах решается этот вопрос? Мы в Крыму на одном из епархиальных собраний решили, что там, где имеется такая возможность, приходы должны взять шефство над преподаванием в школах «Основ православной культуры», оказав последним помощь в обеспечении необходимой учебно-методической литературой, видео- и аудиоматериалами, а епархиальный паломнический отдел разработал тематические экскурсии по православным святыням, которые для школьников проводятся бесплатно. Как это порой ни трудно (ведь практически все приходы ведут сейчас строительные или реставрационные работы), было единодушно решено, что мы не вправе оставлять учителей православной культуры один на один с материально-техническими трудностями преподавания, уповая на то, что государство обязано обеспечить учебно-воспитательный процесс. Будем помнить слова апостола Павла: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9, 6). Поэтому нам следует не быть ленивыми и беспечными, а стараться усердно засевать эти семена. Господь Сам позаботится, чтобы они взошли, и созрела духовная жатва, когда по Его обетованию «и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (Ин. 4, 36).
Так, на нынешние Рождественские чтения из Крыма приехала делегация составом свыше 30 педагогов, которые приняли участие во всех секциях этого замечательного образовательного форума, чтобы затем, по завершении его работы, вернувшись домой, обменяться информацией, обсудить практические вопросы внедрения в свою образовательную деятельность инновационных педагогических технологий православного просвещения, поделиться друг с другом новой литературой по методике преподавания православной культуры. Это, несомненно, пригодится в предстоящей работе, ведь наш урок не может и не должен превращаться в обычное занятие по передаче потока сухой, оторванной от реальной жизни и сердца ребёнка информации, ибо православная культура – это культура любви, любви к Богу, любви к ближнему своему. Поэтому нам как воздух необходимы новые, привлекательные для подрастающего поколения методики православного образования и воспитания. С целью выявления, изучения и накопления таких методик и последующего их распространения среди учителей при епархиальном отделе образования был открыт методкабинет по вопросам преподавания «Основ православной культуры Крыма», аналогичные методкабинеты распоряжением правящего архиерея открыты в благочиниях и, кроме того, государственные методкабинеты при городских и районных отделах образования комплектуются при помощи духовенства в помощь преподавателю «Основ православной культуры Крыма» необходимой литературой и техническими средствами обучения. Мы стремимся, чтобы каждый епархиальный отдел внес свой посильный вклад в богоугодное дело соработничества со школой. Так, например, сектор по взаимодействию с Вооруженными силами предлагает для школ интегрированные увлекательные уроки по военно-патриотическому воспитанию, истории и «Основам православной культуры Крыма» с посещением школьниками воинских частей, встречей с военнослужащими и духовенством, окормляющим их, и даже с практическим знакомством с боевой техникой. Епархиальный отдел культуры организует и проводит рождественские и пасхальные фестивали православных песнопений, выставки детских рождественских и пасхальных рисунков, выступления на главных сценических площадках автономии епархиального духовного театра, действующего при Свято-Ильинском храме г. Саки.
Миссионерский отдел готовит печатные материалы и устные беседы для педагогов и родителей по технике религиозной безопасности (антисектантского характера), а отдел социального служения привлекает школьников к участию в таких, благотворительных акциях, организуемых епархией, как, например, «Рождественский ангел – детям детского дома»: когда юные волонтёры в супермаркетах Симферополя собрали воспитанникам нескольких интернатских учреждений адресные подарочные наборы детских игрушек. Объединение православной молодежи Крыма вот уже несколько лет подряд организовывает для учащихся летние православные лагеря, которые проходят у подножия древних пещерных православных святынь (Мангуп, Эски-Кермен и других) и пользуются большой популярностью у школьников.
В прошлом году у нас состоялись сначала на региональном, а затем на общекрымском уровне познавательные викторины «Что? Где? Когда?» (по «Основам православной культуры Крыма»). Победители вместе со школьниками, успешно выступившими на двухнедельной республиканской конференции «Православие в Крыму», а также с активистами сельских воскресных школ (именно сельских, так как мы стараемся всегда помнить о «глубинке») побывали в благотворительной двухнедельной поездке по православным святыням Греции, организованной Симферопольской и Крымской епархией и состоявшейся благодаря братской помощи Фивской епархии Элладской Церкви.
Собравшиеся на конференции руководители центров детского и юношеского творчества, заведующие методкабинетами, директора школ, педагоги, прослушали научное сообщение «Церковь и школа – возможные пути взаимодействия» секретаря Симферопольской и Крымской епархии протоиерея Александра Якушечкина.
О взаимосвязи науки и религии в формировании личности рассказала профессор Крымского юридического института НУВД, заслуженный работник образования АРК, председатель Общества православных педагогов Крыма Таисия Титова.
О ценностных ориентациях современной молодежи проинформировала студентка Крымского государственного медицинского университета имени С.И. Георгиевского Инга Чиж.
Далее выступали начальники отделов образования районных госадминистраций, методисты отделов образования районов, директора центров детского и юношеского творчества, директора общеобразовательных школ.
На следующий день состоялось заседание секции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и круглый стол «Совместная работа школы, семьи и церкви по духовно-нравственному воспитанию детей» (из опыта учебных заведений Ялты, Евпатории, Керчи, Судака, Феодосии, Симферополя, Джанкоя, Нижнегорского, Красногвардейского, Бахчисарайского и других районов.
Для участников конференции был организован просмотр видеоматериалов из опыта работы школ по духовно-нравственному воспитанию.
Блаженнейший Митрополит Владимир: «Каждый имеет свои – неповторимые – отношения с Богом»