Андрей Коваль.Обзор зарубежной прессы за март
Православный мир
В РПЦЗ критикуют Константинопольский Патриархат за постоянное вмешательство в дела Русской Православной Церкви
Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Русская Зарубежная Церковь) заявил, что во взаимоотношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами по вине последнего возникают сложности. Так, пояснил он, речь идет о «постоянном вмешательстве, которое мы испытываем со стороны последнего, в русские дела». «Это началось в таком вопиющем масштабе еще в 1917 году, во время революции, когда они вмешивались в русские дела, это продолжается в Эстонии, на Украине», – отметил зарубежный иерарх, отвечая на вопросы участников прошедшей на этой неделе в Париже конференции, посвященной объединительному процессу двух частей Русской Православной Церкви. При этом владыка Марк выразил надежду, что «те люди, которые несут ответственность, опомнятся и найдут в себе силы исправить этот неверный путь».
Старообрядческий митрополит Корнилий выступает за диалог с Русской Православной Церковью
Предстоятель Русской Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий высказался за необходимость диалога с Московским Патриархатом перед лицом современных вызовов. «Полагаю, что нам необходимо вести диалог с Московской Патриархией, но не для того, чтобы достичь компромисса в вероучении, а чтобы начать поиск путей противления надвигающейся глобализации, для возрождения в России культурных и духовных традиций нашего народа, осмысления причин и отрицательных последствий раскола».
По словам владыки, это «весьма трудный диалог, который не предвещает быстрых успехов, так как между нами различия по ряду серьезных духовных вопросов». Отвечая на вопрос о возможности своей личной встречи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, митрополит Корнилий заявил, что на различных государственных и общественных мероприятиях у него происходят встречи и с Патриархом, и с другими иерархами Русской Православной Церкви. «Официальная же встреча с Патриархом может иметь смысл только тогда, когда будет начат конструктивный диалог об исторической оценке раскола и конкретных шагах по возвращению к каноническому дораскольному строю Церкви». Касаясь темы церковного раскола XVII века, предстоятель Русской Старообрядческой Церкви выразил мнение, что он не был неизбежен, «а явился следствием неверных действий Патриарха и царя». «Что касается раскола, то Церковь наша надеется на преодоление разделений между верующими во Христа, но когда это должно произойти, известно одному Богу», – заключил он.
Благодаря фильмам Тарковского, многие пришли в Церковь, считает бывший театральный режиссер, ставший православным иеромонахом
Фильмы режиссера Андрея Тарковского ценны тем, что заставляют оторваться от обыденности и посмотреть в сторону духовности, считает иеромонах Феодор (Ильин), в прошлом – театральный режиссер.
«Тарковский как бы подводит человека к церковной двери и говорит: «Либо заходи, либо дальше смотри мои фильмы…» Он подводит человека к перепутью выбора», – сказал он. По словам священнослужителя, через все творчество А. Тарковского прослеживается поиск истины, поиск пути, по которому должен идти человек. «Но для самого режиссера искусство все же осталось превыше Церкви. Иначе бы он в своих исканиях истины, подойдя к определенной черте, должен был бы оставить кино как способ поиска истины и далее искать Бога, богообщения уже в лоне Церкви», – считает отец Феодор. «Да, Тарковский не пришел в Церковь. И все же сам, быть может, того не подозревая, он помог это сделать многим», – добавил он. При этом отец Феодор признался, что сам относится к людям, которые к Церкви пришли во многом через искусство, «в том числе и благодаря фильмам Тарковского».
Православная общественность предлагает перенести кремлевские захоронения в специальный пантеон
Общественное движение «Народный собор» обратилось к руководителям российского государства с предложением перенести захоронения известных деятелей советской эпохи, в том числе Ленина, из Мавзолея и Кремлевской стены в специальный пантеон. «Создание пантеона советской эпохи в специально отведенном для этого месте и перенесение в него захоронений из некрополя на Красной площади, включая тело В. Ульянова (Ленина), будет отвечать международной практике подобных захоронений (например, пантеоны в Риме и Париже), а также снимет целый ряд вопросов, по сей день являющихся предметом острых дискуссий», — говорится в заявлении движения. На смену коммунистическим демонстрациям на Красной площади, отмечают представители движения, сегодня пришли многотысячные концерты, рок-фестивали и хоккейные матчи, при этом все массовые народные гуляния проходят в непосредственной близости от кремлевского некрополя. «Ни в христианских традициях, приверженность к которым сейчас высказывает большинство населения нашей страны, ни в традициях других крупнейших религиозных конфессий России, ни в одной из цивилизованных стран мира не принято устраивать «пляски на костях», веселиться на кладбище возле могил», – подчеркивают представители «Народного собора». «Между тем уважительное отношение к мертвым, – отмечается в обращении, – является общепринятой человечеством нормой, игнорирование которой сказывается на репутации страны, вызывает недоумение у зарубежных гостей, считающих подобное отношение кощунством и варварством». Авторы документа напоминают, что решение о создании пантеона было принято еще ЦК КПСС и Советом министров СССР в их совместном постановлении от 6 марта 1953 года, однако вопреки принятому постановлению этот проект так и не был реализован в советский период.
В Грузии Союз православных родителей выступил против «Азбуки любви» в школах
Союз православных родителей выразил протест против введения в грузинских школах в качестве обязательного предмета учебника по сексуальному воспитанию. По информации, полученной СПР из министерства образования, учащимся будет предложена для штудирования книга Вирджинии Дюмон «Азбука любви». Учебник предназначен для обучения элементарным основам половой жизни детей 5-8 лет. Уже выходит из типографии его вторая часть для более старшей возрастной категории учащихся – 9-12 лет. Особое возмущение СПР вызывает тот факт, что учебник будет распространяться в школах с количеством учащихся не ниже 165, а таких школ в Грузии 560, включая и сельские районы, где особенно высока опасность острой реакции родителей на обязательное изучение этого предмета. СПР призвал учителей бойкотировать преподавание «Азбуки любви» в школах.
Обличительное письмо епископа Диомида направлено на срыв воссоединения Русской Церкви, считает митрополит Кирилл
В Московском Патриархате считают обличительное письмо епископа Анадырского и Чукотского Диомида провокацией внешних сил, цель которой – сорвать воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве. В письме, опубликованном в четверг в центральной прессе, епископ Диомид, в частности, критикует Русскую Православную Церковь за ее либерализацию и активные контакты с внешним миром, в том числе с христианами других конфессий. Как отметил в четверг, отвечая на вопросы журналистов в Москве, глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, данное письмо появилось именно в преддверии подписания Акта о каноническом общении с Зарубежной Церковью, и в нем отразились те протестные настроения, которые имеют место в крайне радикальной части Русской Зарубежной Церкви. «Полагаю, все это направлено на то, чтобы сорвать подписание соглашения, помешать Русской Православной Церкви восстановить свое единство», – сказал владыка. По его мнению, «неожиданное появление этого письма убеждает нас в том, что это не столько епископ Диомид изобличает, сколько некоторая группа людей, которая еще находится в тени, но будет найдена и обвинена в провокации».
Митрополит Кирилл также напомнил, что дискуссия по вопросам, поднятым епископом Диомидом, давно ведется в Русской Православной Церкви, равно как и велась в рамках двусторонних контактов с Церковью зарубежной, и в ходе этого диалога уже было решено, что допустимо, а что недопустимо с точки зрения православного богословия. «Совершенно очевидно, что дискуссия эта может и дальше продолжаться, и мы приветствовали бы широкую дискуссию на эту тему в рамках Русской Православной Церкви», – отметил владыка Кирилл.
Католичество
Католики и англикане опровергают утверждения газеты «Таймс» о возможном объединении под главенством Римского Папы
Разговоры о планах воссоединения католиков и англикан, «к сожалению, сильно преувеличены», – так оценили нашумевшую публикацию в «Таймс» католический и англиканский сопредседатели созданной двумя Церквами международной комиссии по единству и миссии. Их совместное заявление распространила служба новостей Англиканского сообщества после того, как на первой странице лондонской газеты появилась статья «Церкви поддерживают план объединения под главенством Папы». Католический архиепископ Джон Батерсби и англиканский епископ Дэвид Бетге выразили сожаление в связи с тем, что в «Таймс» содержание документа, разработанного возглавляемой ими комиссии и пока официально не опубликованного, было «преждевременно представлено таким образом, который искажает его цели и представляет выводы в качестве сенсации».
На самом деле, настаивают сопредседатели, отчет лишь подводит итоги дискуссии, продолжающейся уже 35 лет, и ясно очерчивает как области общего понимания, так и существующие разногласия между двумя Церквами. В частности, указаны здесь и различия в мнениях католиков и англикан относительно первенства Папы Римского. К тому же документ нельзя рассматривать как одобренный католиками или англиканами текст, его назначение – всего лишь «стимулировать дискуссию», говорится в заявлении. По поводу «спекуляций газеты «Таймс» относительно реакции Католической Церкви на возможный раскол в Англиканском сообществе» авторы заявления отмечают, что Папа Бенедикт XVI в ноябре прошлого года, принимая Архиепископа Кентерберийского Роэуна Уильямса, выразил надежду на то, что «Англиканское сообщество останется укорененным в Евангелии и апостольском предании, которое составляет основу нашего общего наследия». Англиканская церковь обрела самостоятельность в XVI веке. При сохранении большей части католической обрядовости она отделилась от Ватикана политически, поскольку ее главой считается английский монарх, а не Папа Римский. В настоящее время в мире насчитывается миллиард католиков и более 77 млн. англикан.
В Польше католический архиепископ никак не может изгнать из монастыря бывших монахинь, расстриженных за приверженность оккультизму
В старинном польском городке Казимеж Дольный на берегу Вислы обостряется конфликт между монахинями одного из католических монастырей и их непосредственным начальником — архиепископом Люблинским Юзефом Жичиньским. Дело дошло до того, что непокорных сестер официально лишили права называться монахинями и потребовали, чтобы они освободили территорию монастыря. Решение об этом было принято в 2006 году непосредственно в Ватикане. Сестры, в свою очередь, забаррикадировались в монастыре, куда не пускают не только никого из посторонних, но куда закрыт вход даже представителям их церковного начальства из города Люблин. Встревожена и местная полиция. По ее данным, на территории монастыря скрываются несколько гражданок Украины, не имеющих разрешения на жительство в Польше. Но обыскать монастырь стражи порядка не могут – действующий в Польше закон об иностранцах запрещает полиции вход на территорию, принадлежащую монастырю, без согласия монастырского настоятеля. А именно настоятельница монастыря Ядвига является главной зачинщицей конфликта.
Уже давно архиепископ стал получать информацию о том, что аббатиса вовсю занимается под монастырскими сводами «биоэнергетикой», объясняя свои паранормальные способности «сошествием на нее Святого Духа».
Многочисленные предупреждения не подействовали, и тогда сестру Ядвигу официально «разжаловали», а на ее место прислали новую настоятельницу – сестру Барбару. Монахини не согласились с новым назначением и, не впустив в монастырь новое начальство, остались за монастырскими стенами под руководством настоятельницы-экстрасенса. Архиепископ Жичиньский обратился с открытым письмом к жителям Казимежа Дольного и к городским властям. В послании, которое было зачитано во всех костелах, объясняется, что женщины, забаррикадировавшиеся в монастыре, — уже давно не монахини и что «отцам города» самое время принять решительные меры и освободить от них монастырь, принадлежащий Римско-католической Церкви.
Польским спецслужбам было труднее вербовать католических монахинь, чем ксендзов
Католические монахини в Польше были гораздо более устойчивы к попыткам агентов спецслужб коммунистического периода склонить их к сотрудничеству, чем священники Католической Церкви. «Разумеется, трудно сравнивать, – заявила президент Конференции настоятельниц женских монашеских орденов Польши Йоланта Олех. – Но документы показывают, что монахини оказались намного тверже священников. Можно сказать, что, находясь в очень трудной ситуации, сестры прошли это испытание». Олех заявила, что SB предпринимала попытки завербовать агентов из числа 27 000 польских монахинь. Однако документы тогдашнего МВД показывают, что за 80-е годы по всей Польше было завербовано не больше 30 сестер, (примерно в сто раз меньше, чем в случае с католическими священниками). По данным Национального института памяти, с коммунистическими спецслужбами в Польше сотрудничали, по меньшей мере, 10% католического духовенства. В настоящее время по всей Польше ведутся расследования сотрудничества католических клириков с тайной полицией времен коммунизма SB. Во многих епархиях страны созданы специальные комиссии, проверяющие все обвинения против священников. «Они пытались заполучить всех, кто имел какое-то значение – настоятельниц, катехизаторов, сестер, работавших в церковных учреждениях, и даже монахинь из закрытых монастырей, которые редко выходили за стены своей обители, – рассказала 66-летняя монахиня из Ордена урсулинок. – Но они потерпели неудачу. Даже когда монахиням приходилось встречаться с правительственными чиновниками, чтобы получить паспорта или другие документы, они сообщали своим настоятельницам обо всех попытках завербовать их, и, таким образом, они становились непригодны для секретного сотрудничества». По словам Олех, спецслужбы интересовались в первую очередь крупными орденами, такими, как ее родная община урсулинок. Этот орден – один из 93 действующих на территории Польши. К нему сегодня принадлежат 850 из 23 000 польских монахинь. «Их интересовало абсолютно все – от того, кто какого цвета носит чулки и кто что есть на завтрак, до действительно серьезных вещей – например, отношения ко II Ватиканскому Собору, – рассказывает Олех. – Так или иначе, монахини были менее интересны SB, чем священники – мы не занимаем высоких должностей в Церкви и не имеем таких возможностей, как они».
Проповедник Папы Римского кардинал Биффи заявил, что антихрист явится в мир в образе «пацифиста, эколога и экумениста»
Бывший архиепископ Болоньи кардинал Джакомо Биффи, который в этом году проповедует Папе Римскому Бенедикту XVI во время традиционных духовных упражнений, заявил, что антихрист явится в мир в образе «пацифиста, эколога и экумениста». 78-летний прелат известен как представитель наиболее консервативных кругов Ватикана. Это обстоятельство, по мнению некоторых наблюдателей, и послужило препятствием на его пути к Святому престолу, так как Джакомо Биффи считали основным преемником Иоанна Павла II. Кардинал много лет проявляет интерес к работам русского религиозного философа и мистика Владимира Соловьева, который оставил немало идей, связанных с концом света и явлением в мир антихриста. Ссылаясь на него, Биффи утверждает, что сатана «созовет вселенский совет и будет искать согласия среди представителей всех религий». По его словам, «народные массы последуют за антихристом за исключением небольших групп католиков, православных и протестантов, которые будут бороться с разрушением веры». Джакомо Биффи утверждает, что антихрист необязательно придет в образе человека, он может проявиться и в «превращении Христианства в набор идеологических норм». Основными чертами антихриста, по мнению кардинала, будут его защита так называемых человеческих ценностей, активная борьба за мир, за права человека и животных. Биффи утверждает, что сатана будет активистом одной из партий «зеленых» и приверженцем вегетарианства. По его мнению, пришествию антихриста сопутствовали следующие исторические события: Холокост, истребление армян турками в 1915 году, сталинские репрессии в России и сексуальная революция.
Папа Римский Бенедикт XVI на время Великого поста отказался от какой-либо работы и посвятил себя «постным реколлекциям», или духовным упражнениям. Они продлятся до 3 марта, в этот период все иерархи Католической Церкви молятся, постятся, предаются размышлениями и слушают проповеди вместе с понтификом. Особую роль во время этого молитвенного отпуска играет проповедник великопостных реколлекций, которого назначает Папа. Им стал Джакомо Биффи, который уже проповедовал Иоанну Павлу II.
Секты, ереси
А. Дворкин предлагает для борьбы с сектами ввести в Уголовный кодекс термины «манипуляция сознанием» и «психологическое насилие»
Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект профессор Александр Дворкин предложил ввести в Уголовный кодекс РФ ряд понятий для более эффективного противодействия тоталитарным сектам. «В Уголовный кодекс должны быть внесены такие термины, как «манипуляция сознанием» и «психологическое насилие». Именно они позволят нам действенно работать в борьбе с сектами», – сказал А. Дворкин.
Из-за нехватки соответствующих статей в Уголовном кодексе, по его мнению, в настоящий момент «буксует процесс с Грабовым». А. Дворкин напомнил, что юридическое определение термина «секта» сегодня в России отсутствует, это слово употребляется обычно в религиоведческом и социологическом смыслах. Однако время для его юридического уточнения, равно как и для принятия отдельного закона о сектах, по мнению эксперта, еще не настало. «Если закон о сектах примут сегодня, мы проиграем. Предварительно необходима достаточная подготовка, нужно собрать серьезную юридически-доказательную базу по борьбе с сектами», – подчеркнул профессор. По его словам, точной статистикой количества сект в России сегодня не обладает никто, так как целенаправленный мониторинг их деятельности не ведется. Однако, согласно данным А. Дворкина, в стране действует более 80 крупных сект, чья активность распространяется на более чем половину российских регионов. В определении количества мелких сект, по его словам, счет идет на тысячи. А. Дворкин также заявил, что сегодня в сектах состоят от 600 до 800 тыс. жителей России, из этого числа около 300 тыс. принадлежит к различным сектам неопятидесятников и примерно 150 тыс. – к секте «Свидетелей Иеговы». Также к числу крупных сект, помимо уже перечисленных, А. Дворкин отнес общины мормонов, кришнаитов и «богородичников».
Певица Бритни Спирс совершила попытку самоубийства, написав на своей бритой голове три шестерки
Бритни Спирс совершила на прошлой неделе попытку самоубийства, находясь на лечении в реабилитационной клинике «Promises» в Малибу.
Скандальная поп-звезда написала число дьявола «666» на своей бритой голове и начала кричать: «Я – антихрист!», «Я – фальшивка!» Персонал больницы не знал, как ее успокоить. Позже той же ночью Спирс попыталась покончить с собой, повесившись в петле, которую она сделала из простыни. Медицинскую помощь ей оказывать не пришлось, так как физически Бритни не пострадала – врачи вовремя вынули ее из петли. По словам источника из клиники, попытка суицида – это был крик о помощи запутавшейся скандалистки. Попытка самоубийства Бритни произошла после того, как ее вызывающее поведение на протяжении последних нескольких недель заставляло таблоиды писать о ней. На прошлой неделе Бритни Спирс добровольно легла на диагностику и лечение в реабилитационную клинику в Малибу (штат Калифорния), однако уже через несколько часов поп-звезда, не пробыв там и суток, сбежала оттуда.
Ранее сообщалось еще о двух попытках самоубийства «звезды».
Американский ученый назвал фильм «Утраченная могила Христа» «археологической порнографией»
Премьера документального фильма Джеймса Камерона «Утраченная могила Христа» (The Lost Tomb of Jesus) вызвала волну дискуссий и критики со стороны научной и религиозной общественности. В фильме высказывается кощунственное, с точки зрения христиан, предположение, что во время археологических раскопок в Израиле якобы было найдено захоронение останков Иисуса Христа, его жены, сына и Девы Марии. Как утверждают авторы картины, специалисты по эпиграфике – вспомогательной исторической дисциплине, изучающей преимущественно древние и средневековые надписи на твердых материалах, – будто бы сошлись во мнении, что начертания на урнах с останками подлинны. Как говорится на сайте американской телекомпании Dicovery Channel, где состоялась премьера фильма, якобы проведено статистическое исследование, в результате которого было установлено: шансы того, что обнаруженное захоронение принадлежит семье Иисуса, составляют 600 к одному.
В ленте задокументирована экспертиза ДНК останков из двух урн, которая, по словам создателей фильма, будто бы проливает свет на отношения Иисуса и Марии Магдалины. Однако трактовка результатов этой экспертизы создателями фильма стала поводом для критики со стороны экспертов во время обсуждения, показанного после премьеры. По мнению авторов фильма, неидентичность ДНК, принадлежащих предположительно Иисусу и Марии Магдалине, дает основания считать, что останки принадлежат супругам. В то же время критики фильма — ученые-археологи и биологи – подчеркивают, что несовпадение генетической информации означает лишь одно — отсутствие кровных связей. Делать вывод о супружеских отношениях лишь на этом основании, по меньше мере, непрофессионально! По мнению одного из участников дискуссии, профессора археологии Университета Аризоны Вильяма Дивера (William Dever), в фильме слишком много подобных обобщений, допущений и неточностей. Другой оппонент, профессор религии Университета Ла Верне Джонатан Рид (Jonathan Reed), назвал картину «археологической порнографией», отметив, что подобные вещи возбуждают людей и их сознание, но имеют мало общего с реальностью. «Предположить можно что угодно. Конечно, пока мы не можем доказать, что утверждения авторов фильма ложны. Однако эти утверждения плохо обоснованы и их истинность маловероятна», – сказал Рид. Критике также были подвергнуты постановочные эпизоды, включенные в картину. В этих отрывках представляется вольная трактовка библейского повествования, которая укладывается в кощунственную и не подкрепленную фактами версию авторов ленты о существовании жены и сына Иисуса. В частности, в фильме есть эпизод-инсценировка, где распятый Христос обращается к рыдающим жене и сыну. По Евангелию же, Он обращался к Своей Матери — Марии. По мнению известного тележурналиста Теда Коппела, использование подобных выразительных средств заставляет зрителя забыть, что речь идет лишь о версии исторических событий. В свою очередь, режиссер «Утраченной могилы Христа» Симха Якобович (Simcha Jacobovici) в ходе дискуссии неоднократно подчеркивал, что он не ученый, а журналист, специалист в документальной кинематографии. По его словам, он представил на суд зрителей ряд фактов и красивые инсценировки собственной версии эпизодов жизни семьи Христа, а также зафиксировал ход исследования могилы и останков. О том, что его версии и допущения оскорбляют религиозные чувства более миллиарда христиан, Якобович как-то не задумался.
По материалам электронных СМИ
подготовил Андрей Коваль
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. О стратегии преодоления бедности