Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

КИЕВ. Митрополит Антоний: «Господь откроет нам пути к преодолению церковного раскола»

Состоялась встреча Управляющего делами УПЦ митрополита Бориспольского Антония с журналистом «Комсомольской правды» Анной Мамоновой, где владыка Антоний ответил на интересующие вопросы.

АЛЬТЕРНАТИВА БИОМЕТРИЧЕСКИМ ПАСПОРТАМ

Владыка Антоний, подтвердились ли опасения, что Собор в Москве лишит Украинскую православную церковь независимости и самостоятельности?
Перед началом Архиерейского собора пресса писала, что права УПЦ могут быть урезаны, что будут внесены изменения в ее Устав. Но в повестке дня Архиерейского собора не было вопросов, касающихся статуса нашей церкви. И вносить изменения в Устав УПЦ может только Собор епископов УПЦ с последующим утверждением этих изменений Собором УПЦ, в котором принимают участие епископы, духовенство и миряне. Поэтому все предсказания, что Собор в Москве «отнимет права» у нашей церкви, не имели оснований.

На Соборе говорилось, что Украинская православная церковь должна получить статус юридического лица. Для чего это нужно?
Закон «О свободе совести и религиозных организациях» позволяет получать статус юридического лица религиозным общинам, монастырям, братствам. Но церковь как объединение религиозных общин такой статус получить не может. Это ограничивает нас в правах. Фактически церковь не может быть полноценным партнером в диалоге с государством. Такое отношение к церкви, по моему мнению, является наследием советского периода, когда церковь искусственно изъяли из общественной жизни.

Если УПЦ получит статус юридического лица, появится ли у церкви бизнес, как, например, у РПЦ, чтобы содержать храмы, помогать нуждающимся?
Думаю, слово «бизнес» тут не совсем уместно. Мы стремимся получить права непредпринимательского (некоммерческого) юридического лица. Это позволит церкви как религиозному объединению вести социальную, благотворительную, культурную и иную общественно-полезную деятельность.

Вскоре украинцы начнут получать электронные паспорта с биометрическими данными (отпечатками пальцев). Как церковь относится к таким документам?
Конечно, механизмы учета и обработки персональных данных необходимо совершенствовать. Однако церковь настаивает — новые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Люди, которые не хотят получать документы нового образца, должны иметь альтернативу.
Важно помнить, что обладание персональной информацией создает опасность контроля над человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, социальное обеспечение и т.д.). Поэтому мы считаем, что государство должно защитить своих граждан от возможного использования их личных данных в преступных целях.
Недавно в Украине обсуждался закон, предусматривающий внедрение паспортов с бесконтактными электронными носителями (чипами). Блаженнейший митрополит Владимир специально обращался к президенту с просьбой наложить вето на этот закон. Просьба Блаженнейшего была услышана, проект закона возвращен в Верховную Раду и доработан с учетом пожеланий церкви. Теперь в законе более четко прописан механизм отказа граждан от таких документов.

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК — ЭТО НЕ ПРОБЛЕМА

В докладе митрополита Владимира, зачитанном на Соборе, сказано: раскол украинского православия остается главным вызовом церкви. На какой стадии сейчас переговоры о преодолении раскола, ведутся ли они вообще?
Блаженнейший митрополит Владимир неоднократно подчеркивал, что все церковные конфликты следует преодолевать путем диалога. Сегодня мы находимся в официальном диалоге с Украинской автокефальной православной церковью. Что касается так называемого Киевского патриархата, то с ним у нас официального диалога нет. Велись лишь консультации о возможном формате такого диалога.

Почему с Киевским патриархатом не удается даже начать диалог?
В памяти многих рядовых членов нашей церкви еще живы конфликты 1990-х годов, борьба за храмы, столкновения между общинами, в том числе попытка захвата Киево-Печерской лавры. Это значительно осложняет подготовку диалога. Кроме того, между нашей церковью и Киевским патриархатом существуют серьезные разногласия относительно возможных путей преодоления раскола. Наша церковь настаивает на том, что все, кто сознательно разорвал связь с мировым православием, должны принести покаяние и возвратиться в церковное общение. Однако Киевский патриархат не признает своей вины в случившемся церковном разделении. Но, несмотря на эти сложности, мы верим, что Господь откроет нам пути к преодолению церковного раскола в Украине.

Создание единой поместной церкви в Украине — как вы считаете, это когда-то произойдет?
Когда говорят о поместной церкви, то обычно подразумевают создание в Украине автокефальной церкви. Но в строго каноническом смысле поместная церковь не подразумевает обязательного статуса полной независимости. Мы имеем все основания утверждать, что Украинская православная церковь — поместная церковь, хотя имеет статус самоуправляемой в составе Московского патриархата. Наша церковь имеет приходы и епархии во всех регионах Украины, паства многонациональна (это один из важных признаков поместности), церковь имеет предстоятеля. Мы самостоятельно принимаем решения о создании новых епархий и рукоположении новых епископов. И мы находимся в полном каноническом общении со всеми православными церквями мира.

Недавно вы сказали, что в храмах Московского патриархата богослужения могут идти на украинском языке, например, это есть на Волыни. А возможны ли богослужения на украинском в Киево-Печерской лавре?
Необходимо отметить, что речь не идет о революционном пересмотре богослужебного языка. Традиционным богослужебным языком для нас является церковнославянский, но по желанию прихожан допускается совершение служб и на других языках. Ведь богослужение, молитва — это беседа с Богом, а значит, она должна быть осознанной, понимаемой. В храмах УПЦ богослужение совершается на грузинском, румынском, венгерском, украинском языках и т.д. Здесь нет проблемы. Однако перевод богослужения на современные языки требует кропотливой работы. Для перевода нужны специалисты и время. Такая работа в церкви ведется. На Волыни, к примеру, используются украинские богослужебные книги, изданные еще в первой половине ХХ века.

МОДНЫЙ СВЯЩЕННИК — ПУТЬ В ТУПИК

«КП» освещала конфликт в Жашкове, где настоятель храма отец Стефан обвинил епископа Пантелеимона в поборах (см. номер от 22-28 февраля и сайт kp.ua). Священный синод будет разбираться в этом вопросе?
В конфликте не всегда одна сторона жертва, а другая — деспот. Отец Стефан приезжал с прихожанами в Лавру и передал свои обращения в адрес Священного cинода. Они сейчас изучаются в митрополии, кстати, так же как и решение Епархиального совета относительно поведения отца Стефана. Мне кажется, что мы имеем дело с проблемой личностных взаимоотношений. Ведь подобных конфликтов не возникло в других приходах Уманской епархии. Другие священники епархии не выдвигали подобных обвинений в адрес владыки Пантелеимона.

А должны ли священники принимать дорогие подарки — квартиры, машины, золотые часы?
Мне приходится практически ежедневно общаться с приходскими священниками из разных епархий. И я могу с уверенностью сказать, что большая часть украинского духовенства живет довольно скромно. Многие (особенно в сельских приходах) выживают благодаря домашнему хозяйству. Мы ставим перед государством вопрос о признании дипломов духовных учебных заведений в том числе потому, что это позволит священникам преподавать в школах и даст им дополнительный заработок.
Так что дорогие подарки — это не такое уж распространенное явление. Но, конечно, есть священники, которые постоянно общаются с бизнесменами, банкирами, богатыми людьми и невольно стремятся подражать их стилю жизни. Однако это путь в тупик. Ведь в словосочетании «модный священник», которое иногда приходится слышать, акцент всегда будет на слове «модный», а не на слове «священник».

Как церковь планирует праздновать 1025-летие Крещения Киевской Руси?
Главные мероприятия состоятся в июле: 26-го — торжественная академия во Дворце «Украина»; 27-го — молебен на Владимирской горке и вечернее богослужение в Киево-Печерской лавре; 28-го — торжественная литургия.
Насколько нам известно, по линии государства в Киев будут приглашены президенты и премьер-министры стран, в которых большинство населения исповедуют православие. Мы пригласим в Киев глав поместных православных церквей. Надеемся, эти торжества напомнят нашим людям о непреходящих христианских нравственных ценностях.

Церковь растет
В 1991-м в УПЦ было 22 епархии и 5,5 тысячи приходов, а сегодня — 51 епархия и 11 тысяч приходов.

Анна Мамонова, «Комсомольская правда»