Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

ДНЕПРОПЕТРОВСК. Пассия – молитвенное памятование о страданиях Христа

Еженедельно в Великий пост в храмах и монастырях епархии совершаются Пассии – великопостные богослужения о страданиях и крестной смерти Спасителя
Первые четыре седмицы Великого Поста в храмах и монастырях Днепропетровской епархии совершается особое великопостное богослужение — Пассия. Верующие люди собираются в храмах на службу, за которой вспоминаются спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа.
В Свято-Троицком кафедральном соборе Днепропетровска Пассии совершаются в пятницу вечером – в 17:00 Первую Пассию, за которой будет прочитано Евангелие от Матфея (главы 26 и 27), управляющий Днепропетровской епархии митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней совершит в главном храме областного центра 22 марта 2013 года.
Несмотря на то, что это богослужение пришло к нам с Западной Церкви и не содержится в церковном уставе, традиция его совершения полюбилась нашим верующим народом, так как дает возможность задуматься о том, что станет главным содержанием Страстной седмицы, то есть о страданиях и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Пассия, как молитвенная память о страданиях Спасителя, вместе с другими церковными богослужениями ведет нас через поприще поста к Славному Воскресению Христову.
Служба Пассии с чтением Евангелий о страданиях Господа Иисуса Христа перед распятием производят на верующих глубокое впечатление. В завершение службы читается молитва и говорится трогательное слово проповеди, после которой духовенство и все верующие с благоговением подходят и прикладываются ко Кресту Христову.
В некоторых храмах областного центра Пассии служатся вечером в воскресные дни. По сложившейся традиции правящий архиерей для совершения Пассий наносит свои визиты в храмы и монастыри Днепропетровска. Ежегодно он посещает Тихвинский женский монастырь и Спасо-Преображенский кафедральный собор.

К СВЕДЕНИЮ:
Пассия – самая поздняя по времени возникновения православная служба. Пассия (лат. «страдание») – была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским святителем Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Так называются особые службы, совершаемые в Великом посту, во время которых читается Евангелие о крестных страданиях Спасителя. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно.
Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы – дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…». Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста – сораспятии со Христом. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.
На пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист – Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят православные христиане на Руси. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.
Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что пассия – порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели (известные «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»). Это мнение неосновательно. Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии абсолютно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием.

Пресс-служба Днепропетровской епархии