Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

КИЕВ. Сегодня Православная Церковь празднует Обрезание Господне

Обрезание Господне и день памяти учителя Вселенской Православной Церкви святителя Василия Великого празднует сегодня Православная Церковь.
Празднование Обрезания Господня установлено в память обряда обрезания, которое Господь наш Иисус Христос принял на восьмой день после Своего Рождества. По ветхозаветному закону обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. Исторически обрезание было знаком еврейского народа, который Господь выделил среди других народов – язычников. Народ еврейский нес истинную веру на земле и не должен был смешиваться с язычниками. Поэтому его обрезывали, и иудеи знали, что обрезаны от всех страстей, и через этот знак принадлежат Богу.
Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира. Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». Для нас, христиан, обрезание заменяется Святым Крещением. Через обрезание умирает плотской человек, а Крещением мы возрождаемся во Христе. И теперь, по словам Апостола Павла, мы называемся Новым Израилем, богоизбранным народом. Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.
В том же IV веке (около 330 года) в Кесарии (административном центре Каппадокии, где чеканились римские монеты) родился будущий архиепископ Василий Великий. Он происходил из знатного рода и получил блестящее образование. Но, раздав свое имущество бедным, Василий поселился на берегу реки и собрал вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Они жили без кровли, без очага, много трудясь и скудно питаясь.
Когда распространилось лжеучение Ария, Церковь призвала Василия вернуться в Кесарию. После смерти епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, Василий был возведен на его кафедру. Ему были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций.
Последователь арианской ереси император Валент угрожал святому Василию разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью, но святой проявил такую твердость духа, что изумленный правитель не поддержал ариан, которые требовали ссылки Василия.
Святитель преставился ко Господу, не прожив и пятидесяти лет, 1 января 379 года в великий праздник Церкви Обрезания Господня. Сразу после смерти святого Василия Церковь стала отмечать день его памяти.
С сегодняшнего дня, 1 января по юлианскому календарю, которым руководствуется Православная Церковь, также начинается Новый год. В этот день в русских храмах после Литургии совершается молебен о новолетии, которое началось с того времени, как Император Петр I повелел считать начало года с 1 января (1700). До 1700 г. Новолетие в России праздновалось 1 сентября старого стиля. (Исчисление церковного года и поныне начинается с 1 сентября). По указу Императора Петра I Новый год в России стал начинаться с 1 января. По традиции в этот день совершается молебное пение на Новый год с коленопреклонением.