Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Александр Яровой, кандидат филологических наук. Кадетское лето — 2012

Казачество не ушло в прошлое, за ним не сомкнулись воды истории. Оно существует… Казак всегда готов защитить родную землю – не только оружием, но и нравственной энергией, силой сердца и разума. Об этом небезосновательно думалось на военно-спортивном слете юных кадетов Международной общественной организации «Верное казачество»…
Мы живем в мире, который может уцелеть, только сохранив нетленный капитал проверенных веками духовных, моральных ценностей. Мы должны понять, что каждый человек обязан в этом мире руководствоваться неким кодексом воина, борца за идеалы Добра, против зла – независимо от национальности, пола, возраста и социального происхождения. Борьба начинается с победы над собой, своими недостатками, а потом уже — над внешними условиями. Вдвойне нужно это помнить тем, для кого «брань невидимая», внутренняя соединяется с готовностью быть воином и «внешним», защищать буквально свое Отечество, народ, веру, цивилизацию.
Каждый народ имеет своих легендарных воинов. Для народов православного цивилизационного сектора – это казачество. Где оно, истинное казачество Украины, при множестве расплодившихся «шароварных» и «лампасных» формирований? Однозначно там, где защита истинной канонической веры. «Вера» и «верный» – однокоренные слова. «Верное казачество» остается верным присяге Воссоединения 1654 года, о чем напоминает эта дата на шевронах с золотистым крестом. Мы верны славянскому братству, православию, единству святой Руси. И если подрастает казацкая смена, значит, мы все имеем надежду на воскресение и расцвет…
Сайт организации лаконично сообщает: «В поселке Седово Донецкой области завершились казачьи молодежные сборы, организованные советом атаманов «Дикое поле» и Верным казачеством…» Хотелось бы поделиться своими наблюдениями и соображениями более подробно по поводу этого учебно-тренировочного сбора, который прошел под некрикливым, но мудрым лозунгом: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». В Положении о проведении сбора среди его целей, в частности, было указано: «Усиление военно-патриотического воспитания среди молодежи; сохранение и развитие традиций православного христианства и народной культуры в современных условиях; формирование патриотизма; воспитание эстетического и морального самосознания молодежи; воспитание знаний и умений начальной военной подготовки; воспитание любви к родной земле, ее истории, сохранение исторической памяти; оздоровление подрастающего поколения; активное содействие сохранению связей между поколениями; обучение будущих защитников Родины на лучших казацких традициях и обычаях…» (перевод с украинского оригинала).
Да, все это вместе – присутствовало!
На открытии лагеря атаман Верного казачества, секретарь Координационного совета по развитию казачества в Украине при Кабинете министров Украины Алексей Селиванов после поздравлений начал с вопроса: «Кто защитит Отечество, если завтра это понадобится? В первую очередь – казаки». И мне не кажется категоричным такое суждение. Ведь казак – это не служба на протяжении определенного срока, не отбывание повинности, это неизменный способ жизни. От младенчества, когда закладываются первые умения, и до старости, когда казак остается опытным наставником и учителем молодых, носителем традиций и знаний… На протяжении всей истории казаки были готовы сложить свои головы за веру, которая была стержнем ментального самоопределения нашего народа. И головы были не обязательно чубатые, с «оселедцем», как это представляют некой догмой националистические историки. Потому как есть казаки иркутские, уральские, терские, в башлыках и черкесках, не говоря уже о кубанских и донских… Главное – не внешняя этнографическая декорация. Объединяет их именно названный мотив – готовность пожертвовать собой за Веру и за Отечество, которое, по точному выражению атамана А.Селиванова, «не ограничивается только территорией хождения гривны». Мы – люди русской цивилизации, наследники Киевской Руси и всего казацкаго духовного материка, который покрывал собою необъятные просторы Евразии. В приветственном слове атаман также пожелал казакам развивать не только физические способности и навыки, но и душу, сердце, разум – свою духовную сущность.
Да, это главное, поскольку «не в силе Бог, а в правде», – как говорил еще святой благоверный князь Александр Невский, «тьму прельщенного Запада во бранех сокрушивый».
Около сотни кадетов из трех областей Украины – Киевской, Донецкой и Днепропетровской (всего семь команд) – разбили свои палатки в нескольких сотнях метров от побережья Азовского моря, на базе Независимой казацкой заставы им. полковника И.Людникова Отдельного казацкого коша им.Ивана Богуна. Самому маленькому казачонку было 9 лет… — и до старшеклассников, уже почти взрослых казаков. Молодым людям не удастся забыть ни вкусную полевую еду из походной кухни, ни радный круг возле казацкого костра, ни задушевные песни вечерами. А вот насчет силы духа — здорово поддерживалось духовное состояние участников отеческим окормлением православных священнослужителей. Утро начиналось с молитвы перед Донской иконой Божией Матери. Лагерь не раз навещали священники. Протоиерей Роман Хлипитько (Донецко-Мариупольская епархия) прочитал лекцию «Непобедимое Бородино». Это была лекция-проповедь, очень познавательный урок, с привлечением видеоматериалов и музейных экспонатов. Показывая юным воинам-кадетам штыковую кремневую винтовку со штыком образца 1812 года, пехотинский тесак с той же героической, первой Отечественной, — и современный автомат Калашникова, батюшка задал, как говорится, «вопрос на засыпку»: «Каким оружием лучше побеждать?» Конечно, многие кадеты доверчиво-скоропалительно решили, что автоматом Калашникова… «Нет, — улыбнулся отец Роман, — побеждать можно одинаково и тем, и другим, так как сила воина-казака не в оружии, а во внутреннем устроении. В решительности, смелости, мужестве». Словом, главное не физическая сила, а все та же сила духа. Урок сопровождался демонстрацией видеофрагментов: например, из масштабной советской кинопостановки «Война и мир», снятой в 1960-е годы — с ее величественными кадрами молебна перед Бородинской битвой, прекрасно срежиссированными многотысячными сценами баталий… Так что это был урок не только военно-патриотический, но и культурно-эстетический, ведь многие молодые люди, школьники в современной Украине, мало что могут сказать о русской классике, как и о вершинных достижениях советского кинематографа… Сейчас другие «ценности», другие «образцы». Словом, «доборолась Україна до самого краю…» Но, как говорил один мудрый человек, «переоцениваются не ценности, а их носители…» Вот и нас всех спросит история – сохранили ль мы то, что передали нам предыдущие поколения, то, что, как зеницу ока, берегли предки? Это тяжелый вопрос, требующий постоянного размышления…
Киевскую команду кадетов сопровождали инструкторы – старший урядник Верного казачества Сергей Власенко и автор сих строк, он же писарь. И сказать, что виденное за эти несколько дней было полезно и интересно одним детям — значит сказать неправду. «Век живи, век учись». Навыки походной жизни тренируют и внутренне собирают, подтягивают в любом возрасте. А если они привиты, как говорится, с младых ногтей, то уж, повзрослев, такой человек точно «нигде не пропадет». Это в столице мы передергиваемся от паука, залезшего на подушку. А тут кадеты равнодушно ходят босиком по примятой степной траве, где так и распрыскиваются в стороны ящерицы, а где-то в бурьяне шуршат и змеи, но пауков здесь никто точно не боится. Также тут, на приморском свежем воздухе, соединенном с интенсивным степным солнцем, удаляются из организма телесные немощи, убегают всяческие бронхиты, тонзиллиты и отиты, насморки и тому подобные ненужные вещи.
Сейчас, когда уже двадцать лет практически не проводятся никакие «Зарницы», не действуют военно-патриотические клубы и кружки (кроме единичных счастливых случаев), — где еще мальчугану прикоснуться к атрибутам жизни настоящего мужчины, воина? У детей-новичков просто глаза разбегались, когда они брали в руки точные макеты автоматов Калашникова и ручных гранат, когда они получали пейнтбольное оружие и снаряжение, метали ножи в цель и стреляли из мелкокалиберных винтовок. Да, конечно, жаркий пейнтбольный штурм полуразрушенного здания, отработку тактики уличных боев во время игры никакой мальчишка забыть не сможет! И даже если кому-то набил синячок на неприкрытом месте твердый пейнтбольный шарик – не беда, это почти настоящее боевое крещение… А киевская команда, в частности, заняла 2-е место в соревновании по строевой подготовке.
Настоящее восхищение всех участников сбора вызвали занятия по рукопашному бою, которые проводил атаман коша Ивана Богуна из Харцызска, генерал-хорунжий Украинского казачества Борис Беркович, заодно и комендант палаточного лагеря. И я, признаюсь честно, думал, что такое бывает лишь в кино: человек легко, почти вскользь, молниеносно дотронулся до нападающего — и нападающий уже… лежит на земле. А то и просит пощады, интенсивно стуча ладонью по жесткой степной траве… Инструктор рассказывал историю казацкого рукопашного боя, открывал юным казакам секреты борьбы по системе Кадочникова, разработанные в советские времена. Ведь все-таки не только «ракеты и балет» были у нас лучшими в мире, как пел эмигрант-шансонье. Вот и автомат Калашникова: всего несколько деталей, а – гениальная простота и фантастическая надежность! И я через 20 лет вспомнил порядок сборки-разборки, хотя хронометраж уже далеко не тот… Иван Калашников, хотя ему за девяносто, еще, слава Богу, жив — легендарный человек! И чуть не у половины мира на вооружении эти автоматы. Уж не наше дело, как их используют: праведно или неправедно, для защиты или нападения, — они создавались для того, чтобы отражать вражеские нашествия от нашей родной земли, защищать ее… Так и система Кадочникова. Феноменально просто: придавить локтем изгиб руки нападающего, да рывок вниз… Или создать два прямых угла из руки противника, сдвинуть его корпус с вертикальной оси, и, по словам Бориса Константиновича, даже слабенькая, но тренированна девушка может уложить здорового нахального «шкафа» у своих ног…
Но, конечно, повторяем, задействованы были на сборе не только мускульная сила и телесная ловкость, на и ум, смекалка, сообразительность. Словом, тренировали и интеллектуальную составляющую. Проводились брейн-ринги на тему казачьих традиций, быта, истории казачества и нашего народа. Побывали юные казаки в историческом музее Георгия Яковлевича Седова (1877-1914), который в свое время организовал первую русскую экспедицию на Север на судне «Святой мученик Фока». Выдающийся мореплаватель, именем которого названа планета № 2785 («малая планета Седова») и который стал прообразом капитана Татаринова в романе В.Каверина «Два капитана», — был уроженцем этих приазовских мест. Еще одно подтверждение, какими самородками богаты духовные недра нашей великой Родины! Из малых сел, станиц, хуторов – в Историю, навечно…
Помыть после еды котелок, ложку, кружку, пробежать пару километров, отжаться 30-50 раз – все это к окончанию лагеря не казалось чем-то чрезвычайным и необычным для его спокойно-возмужавших и счастливых участников. Не будем сбрасывать со счетов и тот (считайте, бытовой, но важный факт), что для детей из многих не очень состоятельных семей (а семьи толстосумов здесь представлены, как видно, не были) данная поездка дала возможность попасть за символическую плату на море, отдохнуть, поработать над собой и научиться нужным, никогда не лишним в дальнейшей жизни, навыкам: от банальной чистки картошки до впечатляющих приемов рукопашной. В ближайших планах Верного казачества – придать этому ежегодному слету статус международного. Бог в помощь!
«Здорóво ночевали, братья казаки!» – звучало перед строем вместо обычного «доброе утро» или армейского «здравия желаю». «Слава Богу!», — хором отвечал стоголосый лагерь своим атаманам. На объявление благодарности — ответ: «Служу Вере и Отечеству!». Мы должны возродить наше великое Отечество. Это понятие прежде всего не политическое, а духовное. Наше Отечество — там, где звучит церковная служба на исконном старославянском языке, где живут православные братья-славяне, объединенные общей исторической судьбой…
Прекрасно, что этих молодых людей избрали… или Бог, или история, или ответственный поточный момент — на то, чтобы напоить их живой водой Истины, Добра и Мужества. Не на примерах предателей-мазеп, не на шароварных мифах нужно воспитывать защитников, а на прочном фундаменте тысячелетнего православного мировоззрения, которое служит цементирующим составом единства таких, казалось бы, разных, территориально отдаленных друг от друга уголков Русского мира. Не нужно навязывать галицко-диаспорный менталитет всей большой, или лучше даже сказать — великой Украине. Недопустимо возводить в ранг непререкаемой истины измышления псевдоисториков, справедливо называемых когда-то «буржуазными националистами», об истории страны, народа, казачества.Время рассудит! Свое к своему притянется, и «свой своя познаша…». Дайте каждому родное, родовое, отеческое, не переиначивайте регионы и не унифицируйте под одну гребенку. Если на мариупольской трассе проезжаешь пансионаты «Парус» и «Утес», то они и останутся на этой земле «Парусом» и «Утесом». Потому что если это будет «вітрило» и «бескид» — это уже будет какой-то другой регион, но не этот. «Модифицированные» указатели на дорогах Донетчины – «Широкине», «Дебальцеве» – не поворачивается местному человеку язык. Ведь понятно, что это Широкино и Дебальцево! Так исторически сложилось. Понравится ли львовянину, если его Мостыська назвать Мостиск, «як ото кажуть москалі»? Ну, впрочем, это так, попутные размышления… А народ тут, в крае горняков и легендарной «Азовстали» — простой, открытый, нелукавый, с интересом и симпатией относился к казакам и казачатам… Власти местные казачеству помогают. Больше здесь еще советских «Волг» и «Жигулей», чем иномарок, но и прошлое свое не предают, не продают. Верность тут ценят.
Так что… Молодые люди поучились, «повоевали», поплавали, позагорали, оздоровились и подружились. Слава Богу! Здорóво и ночевали, и дневали. Здорóво и здóрово! Долго участникам будут вспоминаться трогательно-величественные аккорды знаменитой казачьей песни, не раз звучавшей над просторами лагеря:
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить.
С нашим атаманом
Не приходится тужить…
Есть и более радикальный вариант этих строчек: «С нашим атаманом любо голову сложить…» Кто же безоговорочно, самоотверженно готов сложить голову не за деньги (хотя ныне и за деньги мало кто хочет…), а за Веру, Отечество, за православное русское братство? Правильно. Казак! У него эта готовность – генетическая, в крови. Главный Атаман над ним – Господь Бог. Вот с Ним и не приходится тужить, с Ним все хорошо. И если сложишь в бою голову свою за Отечество земное, то душа твоя не оставлена будет и в вечности Божией милостью, в Отечестве небесном. Там, у Господа и Богородицы, много уже поколений казаков. Они молятся за нас и смотрят на нас… Мы не имеем права утратить завещанные ими и переданные нам в наследство сокровища народного духа.