Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

27.01.2012. КИЕВ. Богдан Чопей.Христианин — мужественный часовой на страже свободы и социальной справедливости.

Богдан Чопей,
студент III курса КДА

Современность нуждается в динамичном, но вместе с тем глубоком православном осмыслении проблем жизни общества.
Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины

Социальная миссия Церкви протекает в русле постоянной антиномичности духовного и материального миров, земного и небесного начал. С одной стороны, церковная община интегрирована в Евхаристию Церкви, являясь частью мистического Тела Христа Спасителя, а, с другой стороны, институционально включена в социальную структуру современного секулярного общества. И чем больше Церковь соприкасается с миром, живя по его законам, принимая помощь от государства, внешних структур, находящихся вне Церкви, в виде пожертвований и меценатства, тем больше Она должна задумываться о своей свободе в Боге и независимости от мирского влияния. Православный верующий человек должен быть строителем Таин Божиих, апостолом Божественной Правды, пророком, обличающим грех и порок, а не конформистом, соглашающимся на любые компромиссы, в том числе и со своей совестью. С другой стороны, христианин не должен уклоняться от реальных социальных проблем современного общества. Напротив, он призван Самим Богом отстаивать право человека на достойную жизнь. Христианство, не ставя перед собой утопической цели построить рай на земле, тем не менее должно находиться на переднем крае человеческой жизни, в условиях новой социальной, политической и информационной реальности, высказывая своё пророческое слово по всем существующим проблемам современного общества.
Церковь Божия в своем сакраментальном евхаристическом возношении претворяет скорбь всего человечества на радость, смерть – на воскресение, открывает возможности иного бытия в единстве с Богом. И вот здесь наступает особый момент ответственности Церкви и Её принципиальности в проповеди Правды Божией миру. Необходимо посещать заключенных в тюрьмах, но еще важнее профилактика преступности. Важно не только кормить голодных и одевать нищих, но и создавать условия для достойной жизни, работы и человеческой реализации. К примеру, современный человек, влача жалкое, нищенское существование на мизерную зарплату, в надежде получить еще меньшую пенсию или пособие по безработице, в принципе не способен на качественные, ощутимые перемены в своей жизни. Нет шансов и у общества, которое состоит из бедных и обездоленных людей, пройти путь нравственного оздоровления. И забывать об этом нельзя, более того, преступно с точки зрения этического осмысления бытия и замысла Творца о человеке.
Церковь призывает христианина на своем личном примере, в своей жизни, на уровне прихода и всего социума бороться с любыми проявлениями коррупции и социальной несправедливости. Христианин должен находиться в постоянной оппозиции не к законной власти и государству, а к греху, пороку, равнодушию, насилию, авторитарности, социальной пассивности и к апатии в общественной жизни. Пророческая миссия Православной Церкви в современном мире в том и состоит, чтобы, подобно пророкам Ветхого Завета, взывать к голосу совести, обличать зло, несправедливость, беззакония правителей мира сего. Церковь преображает не только отдельно взятого человека, но и все общество, приобщая его к благодатной жизни в Духе Святом. В таинстве миропомазания каждому христианину сообщается пророческий дар свидетельства об Истине и Правде Божией. Миссия христианина в том и состоит, чтобы актуализировать этот дар в своей жизни. Несмотря на эпоху цинизма, прагматики и неверия, верующему человеку необходимо услышать внутри себя голос Божий, осознать свое истинное призвание на земле и посмотреть на социум не глазами современных политиков, социологов и журналистов, а глазами подвижников веры и духа — святых Церкви Христовой. Социальный путь преображения мира — это богословская интуиция, анализ, прогнозирование настоящего и будущего через призму Божественного Откровения. Быть настоящим христианином в этом мире — это значит быть свидетелем, исповедником православной веры, исполнителем Божественного Закона в реалиях нашего земного бытия. Достичь спасения без осознания своей пророческой миссии на земле невозможно. Пророческий дар — это умение в условиях манипуляции массовым сознанием, под давлением моды и идеологического пресса не утратить своей внутренней целостности, гармонии, духовной трезвости, оптимизма, надежды и мужества жить в свете Священного Писания и Предания Церкви, не соблазниться прелестями «мира сего». Постоянное хождение перед Богом, ощущение Его благодатного Присутствия в Евхаристии, которая реально освящает и одухотворяет нашу жизнь — важное условие пророческого призвания христианина. Способность принимать правильные решения, мотивировать свою жизнь Евангелием Христа и называть вещи своими именами – одно из важнейших проявлений пророческого дара христианина. Пророческий дар от Всевышнего — это вертикальное измерение всех сфер жизнедеятельности современного человечества. Истинное знание о Творце, Церкви, человеке и обществе сообщается нам в даре пророческого служения. Христианин через миропомазание приобщается к жизни Святого Духа, и уже Сам Дух Святой животворит нас. Переступая порог храма, участвуя в таинствах Церкви, мы погружаемся в благодатную стихию духовной радости, целостности, гармонии и полноты бытия. Выходя из храма, христианин, исполненный огненной энергией апостольского служения, должен идти в мир как пророк, свидетельствуя об этой полноте бытия и радости общения с Богом.
Церковь Христова проповедует эту истину и проливает свет Христового учения на всю жизнь человека. Экономика, политика, бизнес, государственные вопросы для христианина входят в сферу не только его материальных, но и духовных интересов. Нельзя быть истинным христианином в храме и коррупционером на работе. Недопустимо славословить Бога в Церковном собрании и проклинать человека вне стен храма. Мир Церкви и общества для христианина — одно целое и неделимое пространство жизнедеятельности. И противопоставлением этих двух миров вбивается клин в целостную парадигму христианского бытия. Следовательно, миссия Церкви в обществе состоит не только в эстетическом и культурологическом внесении ценностных доминант в жизнь общества, а, в первую очередь, в разрушении порочного фундамента лжи, насилия, зла и социальной несправедливости силой Преображения, Креста и Воскресения. Каждый христианин, без исключения, предназначен Сами Богом быть «царем, священником и пророком», мужественно и самоотверженно отстаивая идеалы христианской культури. Принимая активное участие в миссии Церкви, участвуя в церковных таинствах, причащаясь Пречистой Крови и Тела Христа, верующий приобщается самой жизни Спасителя, Его служения, Его миссии. Церковь, исполняя служение Бога, вливает новую животворящую Кровь Христа в кровеносную систему современного общества, внедряет новую практику социального служения, где закон любви, милосердия, творчества и созидания преобладает над законом властвования, принуждения и хаоса.
Подводя итоги нашим размышлениям, важно подчеркнуть, что современному христианину, как никогда, необходимо вернуться к богословскому осмыслению бытия и литургическому мышлению, воспитывая в себе религиозное мужество, укрепляя самоотверженное служение Богу на любом поприще. Церковь Христова должна напрямую связать своё социальное служение с пророческой миссией провозглашения власти Бога над всей сферой человеческого бытия. Глобальные преобразования во всем мире готовят христианскому миру новые вызовы. Настоящий христианин должен уметь дать ответ на эти вызовы, исходя из своей собственной богословской традиции, укорененной в священном Писании и Предании Церкви. Церковь, подобно пророкам древности, несмотря на критику в свой адрес, вражду и неприязнь, будет смело возвещать Правду Божию, невзирая на дух противления и ненависти. Христианин обязан быть мужественным часовым на страже свободы, достоинства и социальной справедливости, а Церковь Христова должна стать совестью всего человечества.