Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

04.11.2011. СИМФЕРОПОЛЬ. Слово митрополита Лазаря на прибытие в Крым частицы мощей святого великомученика Димитрия Солунского

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!
Днесь благодать Святаго Духа нас собрала здесь для молитвенной встречи одной из величайших святынь христианского мира — честных мощей святого великомученика Димитрия Солунского, прибывших на Богоспасаемую крымскую землю из г. Фессалоники, что на севере Греции. Святой Димитрий покинул свой дом и пришел к нам, дабы принести утешение скорбящим, исцеление страждущим «…проповедать пленным отпущение, и слепым прозрение, отпустить сокрушенных во отраду, проповедать лето Господне благоприятное» (Ис. 61:1,2; Лк. 4:18.19), своими бесчисленными чудесами, изливающимися как песок морской явить свою любовь к роду нашему.
С глубокой древности наши благочестивые предки сугубо молитвенно чтили память святого, которого считали покровителем славян, поскольку по свидетельству многих древних мартирологов мученическая кончина святого Димитрия произошла в городе Сирмий (современная Сремска-Митровица в Сербии), тогдашней столицей римской провинции Нижняя Паннония. Есть даже такое предположение, что святой Димитрий по своему происхождению — славянин. В те времена в Фессалониках селилось много славян, некоторые из них шли служить Риму. Так и проконсул Солуни, отец святого Димитрия, был не италиец и не грек, а славянин. Не случайно в Византии великомученика Димитрия Солунского считали по преимуществу славянским святым. В 907 году, когда князь Олег разбил имперские войска под Константинополем и «прибил свой щит на вратах Цареграда», — по слову летописца: «убоялись греки и говорили: это не Олег, а святой Димитрий послан на нас от Бога». Сербы и болгары и сегодня чтут его как покровителя славянской народности, называют «отечестволюбцем» славянских народов.
Этот великий святой, подобно Николаю чудотворцу и многим другим святым родился в благочестивой семье. Его отец и мать были тайными христианами, были справедливыми, щедрыми на милостыню, и каждый нуждающийся мог придти к ним в дом, зная, что получат помощь.
С детства познавая Божественные Истины, юный Димитрий возгорелся ревностью о Господе. Его уже не удовлетворяла та скрытая христианская жизнь, какую вели его родители: пылкий юноша возжелал большего — последования Жертвенному Подвигу Христа Искупителя. Он узнавал о былой славе Фессалоникийской Церкви и скорбел о судьбе родного города, видя в нем поклонение бездушным идолам. Святой Димитрий жаждал уподобиться доблестным солунянам времен Апостола Павла, которые сделались подражателями ему и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого (1 Фес. 1, 6).
После смерти отца святого император Максимиан вызвал к себе его сына — Димитрия и убедившись, что унаследовал отцовский разум и храбрость, назначил его новым проконсулом Солуни.
Максимиан был свирепым врагом христианства. Напутствуя молодого наместника Солуни, император приказал ему: «Предавай смерти каждого, кто призовет имя Распятого». Гонитель не подозревал, что посылает в Солунь не убийцу-язычника, а благовестника Господня. Вернувшись в родной город, святой Димитрий тотчас начал прославлять перед всеми Господа нашего Иисуса Христа, учить солунян святой вере. Когда Максимиан узнал, что молодой солунский наместник оказался христианином он впал в бешенство. Император повернул войска на дорогу в Солунь, чтобы лично расправиться со святым Димитрием и христианской общиной города. Удостоверившись, что донос на святого Димитрия соответствует истине, император бросил его в темницу, а сам предался гнусному языческому развлечению: устроил гладиаторские бои. Поклонникам демонов, таившихся в идольских капищах, доставляло извращенную радость присутствовать при сценах человекоубийства, видеть льющуюся кровь, слышать стоны и предсмертные хрипы людей. Нечестивый Максимиан был очень жаден до подобного рода зрелищ.
Среди профессиональных убийц-гладиаторов был один боец, германец по имени Лий, которым император особенно гордился, ему было поручено расправиться с солунскими христианами, совместив зверскую потеху гладиаторских боев с уничтожением последователей Распятого. Посреди города был сооружен помост на столбах, под которым воткнули острием вверх множество копий. Устоять против Лия не мог никто — он сбрасывал побежденных с помоста вниз, на острые копья, и пронзенные люди умирали в мучениях.
Христиане тяжко скорбели, видя смерть своих собратьев. Среди них был святой юноша Нестор, достойный ученик святого Димитрия. В его сердце вспыхнула решимость положить конец надругательству, сразиться с Лием и во имя Господне посрамить его силу. Но прежде чем вступить в поединок, святой Нестор пошел в темницу к своему наставнику, чтобы испросить его молитв и благословения на подвиг. А святой Димитрий, заключенный в узилище, с великой духовной радостью ждал мученического венца. Благословляя юношу на единоборство с могучим гладиатором, святой Димитрий предсказал ему: «Лия ты победишь и будешь мучим за Христа».
Когда из толпы солунян вышел хрупкий безбородый юноша и заявил о своем желании сразиться с Лием, император удивился. Жестокий Максимиан почувствовал даже что-то вроде жалости к этому юнцу, бывшему слишком легкой добычей для свирепого германца. Но на попытку отговорить его от поединка святой Нестор отвечал: «Если я мал и немощен, то велика и непобедима сила Христа моего, на Коего я надеюсь и во имя Коего хочу побороться с этим исполином».
Услышав ненавистное для него имя Спасителя, император заскрежетал зубами и приказал юному христианину немедленно отправляться на помост. Лий, поигрывая мощными бицепсами, встретил своего худенького соперника насмешками и с хохотом стал наступать на него. Святой Нестор оградил себя крестным знамением. Затем произошло невероятное: юноша «схватил великана, как птицу, и сбросил с высокого помоста на острые копья. Упав на них, Лий с позором изверг свою окаянную душу, и погибла память его с шумом, исчезла его гордая сила и прекратилось суетное хвастовство Максимиана своим борцом». Народ, изумленный и восхищенный этим чудом, возгласил хвалу Христу Господу.
Император приказал немедленно казнить святого Нестора. А когда он узнал, что юноша был ободрен и послан на подвиг святым Димитрием, Максимиан решил казнить святого. Палачи ворвались в темницу, когда страстотерпец стоял на молитве, и пронзили его копьями. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено в дорожную пыль, на съедение псам и диким зверям, однако ни одна тварь Божия не притронулась к честным останкам страстотерпца. Ночью солунские христиане взяли святые мощи и тайно предали их земле.
Когда гонения прекратились, над могилой святого Димитрия был построен небольшой храм. А в VII веке один из поклонников Солунского великомученика решил воздвигнуть на этом месте храм прекрасный и величественный. Прежние постройки разобрали, а когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого Димитрия — совершенно нетленные и источающие благовонное миро. По слову очевидцев, аромат был так силен, что весь город наполнился благоуханием. Святое миро, истекающее от мощей великомученика Димитрия, обладало свойством исцелять любые болезни.
Горячо любивший земное отечество, святой Димитрий по кончине своей стал его могущественным небесным стражем родного города. Не раз неприятельские войска в ужасе бежали от стен Солуни, гонимые огненным сияющим мужем на белом коне в белоснежной одежде — святым великомучеником Димитрием. В середине VI века, когда в Солуни свирепствовал голод, на кораблях и пристанях стал являться Небесный воин, повелевающий везти в Солунь пшеницу. Так святой Димитрий избавил свою родину от бедствия. Он спасал солунян и от чужеземного рабства: многие из тех, кто попадал в плен к врагу, взывали к любимому заступнику Солунскому и чудесной силой мгновенно переносились в родные края.
А в 1380 году, накануне Куликовской битвы, благоверный князь Димитрий Донской торжественно перенес чудотворный образ святого Димитрия из Владимира в Москву, дабы снискать благословение Солунского чудотворца на борьбу с грозным Мамаем.
Куликовская битва стала первой крупной победой русичей над татаро-монголами, но тысячи русских воинов остались лежать бездыханными на Куликовом поле. Вот тогда в русской Церкви был на все времена установлен особый день молитвенного поминовения павших за отечество, названный в честь Солунского великомученика Димитриевской родительской субботой. И первым священнослужителем, совершившим эту поминальную службу, явился Всероссийский игумен Преподобный Сергий Радонежский, а в числе молившихся об упокоении русских воинов был тогда и святой благоверный князь Димитрий Донской. Славянин по крови, солунянин по рождению, святой великомученик Димитрий стал и хранителем Фессалоник, и покровителем славянских Церквей. Взирая на пример этого доблестного подвижника, будем же свято хранить в своих сердцах любовь и к родному народу, и к родной земле прося молитвенной помощи святого!
Встречая сегодня мощи святого великомученика воскликнем же ему гряди, гряди угодниче Божий! Посети виноград сей — народ твой и утверди его в Православии до скончания века.
Симферопольская и Крымская епархия