Митрополит Симеон: «Священник не должен подменять собой Христа»
Духовная слепота страшнее чем слепота телесная: духовно слепой человек, даже если увидит Бога, не может узнать его и не чувствует действие Его Промысла. Духовно слепой человек не может замечать добро, а видит во всем лишь темноту зла, которой наполнен сам.
Интервью с митрополитом Винницким и Могилев-Подольским Симеоном о расколе, который совершил в приходе с. Рахны-Лесовые протоиерей Станислав Береза.
24 сентября 2011 бывший священник Винницкой, а позже Тульчинской епархии Станислав Береза ушел в раскол. С ним ушла часть его паствы. В связи с этим протоиерей Станислав дал развернутое интервью, которое сегодня размещено на сайтах Киевского патриархата. Мы обратились к митрополиту Винницкому и Могилев-Подольскому Симеону, чтобы он, как бывший непосредственный руководитель протоиерея Станислава Березы, рассказал правду относительно тех событий, которые происходили в последние несколько лет в жизни прихода с. Рахны-Лесные Шаргородского района Винницкой епархии.
То, что произошло 24 сентября, стало логичным итогом деятельности бывшего священника нашей Церкви Станислава Березы. Его история известна мне по документам из его личного дела, которые появились в нем еще в 2003 году. С тех пор епархиальный совет неоднократно, тогда еще при митрополите Макарии, а впоследствии, уже при мне, рассматривала личную жизнь протоиерея Станислава Березы и нарушения им законов христианской морали. Протоиерей Станислав Береза неоднократно вызывался в епархиальное управление, где имел беседу и с секретарями епархии, с духовниками, и, непосредственно, с управляющими епархией. И, конечно, то, что сегодня написано в его интервью, совершенно не соответствует действительности и откровенно противоречит тому, что происходило на самом деле
- Протоиерей Станислав заявляет, что мысли о Киевском патриархате появились у него еще в 1992 году, и что намерения перейти в раскол есть во многих других приходах Винницкой епархии. Как Вы это прокомментируете?
Во-первых, нам не стоит употреблять такой термин, как «переход в Киевский Патриархат». Переход возможен из одной епархии в другую или из одной канонической Церкви в другую. В любом случае такой переход обусловлен вескими причинами и согласован между иерархами Церквей. В случае с Киевским патриархатом, который не является канонической частью Вселенской Православной Церкви, говорить о переходе неуместно. Священник Станислав Береза, уйдя в раскол, оставил спасительную ограду Церкви Христовой, вышел из нее и оказался вне Церкви. А мы знаем такое выражение: «кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец».
- Какими, как Вы считаете, были истинные причины разрыва с Церковью протоиерея Станислава Березы?
Со стороны протоиерея Станислава Березы мы сегодня слышим много оправданий: мол, его мучили, не понимали, духовно «бичевали», а ему не оставалось ничего другого, как пойти в Киевский патриархат. Но настоящие причины — это, прежде всего, аморальное поведение и греховная жизнь. Как раз они и привели к тому, что произошло. Проще говоря, протоиерей Станислав Береза испугался, что придется отвечать за свои поступки, согласно канонам, поэтому и оставил Церковь. А о своих «подвигах» в интервью он, конечно, не рассказывает.
- О каких аморальных поступках идет речь?
В первую очередь, протоиерей Станислав Береза не рассказывает о том, что он оставил свою семью, бросил жену и подал в ЗАГС заявление о расторжении их брака. Зато, и тогда, и сегодня, он рассказывал людям, какой он хороший отец и любящий дедушка. Но бывшая жена протоиерея Станислава, его дочь и зять, оставили у нас в епархии совсем другую информацию, которая была в личном деле священника. Оказывается, он часто оставлял свою семью, издевался над ней, угрожал жене и дочери. А для своей маленькой больной внучки Анастасии, которой сегодня уже нет, пусть Господь упокоит его душу, «любящий дедушка» не давал денег на лечение. Это сегодня протоиерей Станислав рассказывает, как он любил свою покойную внучку, а тогда его семья просила для нее денег у добрых людей, в т.ч. через газеты.
- Почему протоиерей Станислав так относился к своей семье и почему бросил свою жену. Ведь для того, чтобы священник развелся, нужны веские причины. Расхожей фразой: «Не сошлись характерами» здесь не обойдешься?
Протоиерей Станислав Береза бросил свою жену и ушел жить к другой женщине. Об этой женщине и о том, что о. Станислав публично называет ее своей «матушкой», приводит ее в таком статусе в храм, нам писали ранее. Но священник говорил: «я живу в этой женщины на квартире и ухаживаю за ней, потому что она является инвалидом. А сам я больной и немощный ». Отец Станислав уговаривал и свою дочь свидетельствовать о том, что он не имеет с той женщиной никаких отношений, а является ее обычным квартирантом. Однако до этого он неоднократно признавался дочери, что любит эту женщину. А дочь, жена и другие люди, которые видели это беззаконие, рассказали об этом епархиальном руководству. О чем тут можно больше говорить. На самом деле, это и есть первопричина, по которой протоиерей Станислав Береза ушел в раскол.
- Почему же люди так горячо защищали своего священника, если он жил так не по-христиански?
Я вижу здесь две основных причины. Первая заключается в том, что большинство людей не были достаточно информированы. Ведь, как и в Рахнах-Лесовых, так и на многих других приходах, священник не живет непосредственно в селе. А если священник не живет в приходе, а приезжает только в воскресенье на богослужения, то люди видят своего пастыря лишь раз в неделю. Они просто не знают, чем живет и чем занимается их священник.
Вторая причина заключается в том, что иногда батюшка, вместо того, чтобы вести свою паству к Господу, ведет ее к себе. Он подменяет собой Бога, а паства доверчиво исполняет все, что он приказывает. Характерный пример. На собрании в Рахнах, когда люди по указанию своего бывшего священника закрыли храм, секретарь епархии в разговоре упомянул имя Господа Иисуса Христа. В ответ послышались возгласы: «Опять он о Христе. О батюшке давай! ». К сожалению, когда священник закрывает Бога своей собственной персоной, происходят такие неприятные вещи, свидетелями которых мы были в Рахнах-Лесовых.
- Следовательно, причиной того, что протоиерей Станислав Береза ушел в раскол была не идеология, а человеческий грех?
Конечно. Я никогда не поверю, что размышления о расколе появились в протоиерея Станислава Березы, как он утверждает, еще в 1992 году. Как свидетельствуют прихожане, священник заговорил о Киевском патриархате как раз тогда, когда епархиальный совет ему указывала на его аморальную жизнь, на его недостойное поведение, как священника и как христианина. Вот тогда и пошла речь о выходе из лона Православной Церкви и «переходе» в Киевский патриархат. Опасаясь, как я уже говорил, церковной власти и наказания за свои поступки, он только тогда решил уйти в раскол.
Неоднократно во время наших личных разговоров в епархии, когда мы его вызывали, протоиерей Станислав Береза уверял, что не имеет даже мысли о выходе из канонической Церкви: «такого не может быть, это же раскольники, владыка, да вы что … я не могу. Если бы я имел такие намерения, я бы уже давно ушел ». Протоиерей Станислав становился на колени, клялся, давал обещания, а в своем недавнем интервью он говорит уже совсем другие слова. Он призывает, чтобы люди шли к истине … О какой правде и истине может сегодня говорить протоиерей Станислав Береза, когда он нам говорил одно, клялся и божился, а сегодня говорит совсем другое?
- Но некоторые люди и раньше верили, и теперь продолжают верить о. Станиславу?
Протоиерей Станислав Береза обладает чудесными актерскими способностями. С такими способностями он бы неплохо бы играл в кино или в театре. Кроме того, он является неплохим психологом. Он так хорошо может сыграть на чувствах, что ты начинаешь ему действительно верить. Во время наших встреч в епархиальном управлении или на приходах, протоиерей Станислав всегда играл определенную роль. Когда ему было нужно, он мог изобразить чрезвычайно больного человека, иногда выглядел очень обиженным, часто играл роль любящего дедушки и отца. При необходимости, протоиерей Станислав мог и прослезиться, и побожиться. Благочинного он обвинял в том, что тот слишком строго относился к нему. Остальных священников – в том, что его осуждают и не понимают, из-за зависти, что он служит на богатом приходе. Прихожане его неправильно понимают. Одним словом, весь мир неправ, а он один прав. И всюду, и всегда о. Станислава Березу сопровождали лукавство и ложь, которыми он наполнял свою жизнь.
- В своем интервью протоиерей Станислав Береза утверждает, что на его прежнем приходе нет разделения и межконфессиональных конфликтов, что его община в полном составе пошла за ним к раскольникам. Насколько это соответствует действительности?
Абсолютно не соответствует. Потому что как раз те, кто когда-то юридически и фактически входил в религиозную общину Рождества Пресвятой Богородицы с. Рахны-Лесные Винницкой епархии УПЦ, остались и в общине, остались и в лоне канонической Церкви. Недавно многие из них поддерживали протоиерея Станислава, даже когда он вмешивался во внутренние дела прихода, уже не будучи его настоятелем. Но они поддерживали своего пастыря, пока он их не предал и не перешел в другую конфессию. А верующие люди остались в Украинской Православной Церкви. Большинство из тех людей, которые пошли сегодня за о. Станиславом Березой, поддерживают его как человека, ибо не знают до конца его недостойных священника дел. А некоторые просто любят свой храм, а в тонкости церковной жизни, к сожалению, не вникают. Но и они все больше понимают, что ни батюшка, ни храм не заменят им благодатного единства со Христом, которое человек получает лишь в истинной Церкви, а не в расколе. Поэтому многие люди снова присоединяются к своей прежней общине, которую сейчас опекает протоиерей Сергий Смей.
- Почему бывшая верная паства сегодня не поддерживает протоиерея Станислава Березу? Есть ли еще причины, кроме той, что священник ушел в раскол?
С паствой у протоиерея Станислава последнее время складывались непростые отношения. Когда батюшке было нужно, чтобы его защитили, взяли на поруки, письмо написали, поехали в Киев или в Винницу, то люди были для него «овечками». А когда они напомнили ему, что нормы морали, которые духовный наставник проповедует, обязательны и для него самого, они сразу превратились в его врагов. Тогда он начал проявлять свое не духовное своеволие. Одних из клироса выгнал, на других многолетние епитимии наложил. Кого-то обзывал, кому-то угрожал. Это все происходило в отношении тех, кто верой и правдой на протяжении многих лет служили ему, во всем поддерживая и покрывая грехи о. Станислава.
Но грех не может быть скрыт, «ибо нет ничего сокровенного, что не откроется, и тайного, чего бы не узнали» (Лк 12:2). Поэтому, по слову Господню, то, что делал протоиерей Станислав Береза, открылось и открылось, в первую очередь, перед его прихожанами, перед теми, кого он называет «верными овечками». И именно это, я повторяю, является первой причиной того, что испугавшись своих же людей, которые его разоблачали, и того, что он будет наказан по канонам Церкви, протоиерей Станислав Береза решил уйти в раскол.
- Правда ли, что многие священники в Вашей епархии сегодня намерены уйти в раскол, как утверждает это протоиерей Станислав Береза? Есть ли такие, кто уже ушел в Киевский патриархат?
За время моего управления Винницкой епархией, а это уже пятый год, о. Станислав Береза — это второй, кто ушел в раскол. Первым был его друг по жизни и товарищ по расколу Олег Бабак — бывший настоятель Свято-Михайловского храма с. Хоменки Шаргородского района. За то, что он ушел в раскол, он лишен священного сана решением Священного Синода УПЦ. Как и протоиерей Станислав Береза, Олег Бабак ушел в раскол не по идейным убеждениям. Олег Баьак ушел из-за своего шарлатанского целительства.
Мне всегда было и непонятно, как священник, который даже хорошо службы не знает, лечит людей, а они платят ему за это деньги. А у него ответ был таков, что кто как может, так деньги зарабатывает, как умеет, так и «бизнесует». «Вот у меня такой« бизнес »: я отчитывает, своего рода «лечу», за то и деньги получаю. А то, что я перешел из Московского в Киевский патриархат, то какая разница? Поменял одну контору на другую»- говорил он своим прихожанам и священникам. Не думаю, что отношение Оега Бабака к богослужению и к своим пастырским обязанностям изменилось теперь, когда он находится в Киевском патриархате, где занимает должность благочинного Шаргородского района.
Следовательно, и Олег Бабак, и о. Станислав Береза ушли в Киевский патриархат не потому, что они верят, что Киевский патриархат — национальная церковь, церковь украинского народа, а потому, что и тот, и другой должны быть наказаны церковной властью за свои темные дела.
- А есть ли обратный процесс? Возвращаются в лоно Церкви священники и миряне из Киевского патриархата?
Хотелось бы привести такую статистику: за время моего пребывания на Волыни, во Владимир-Волынской епархии, семь священников перешли из раскола в каноническую Церковь. За почти пятилетний период моего пребывания уже здесь, в Винницкой епархии, также семь священников Киевского патриархата перешли в лоно нашей канонической Православной Церкви. И до этого, еще несколько священников вернулись из раскола. Сегодня все эти священники достойно несут пастырское послушание.
Среди духовенства Киевского патриархата есть много таких, которые бы хотели вернуться в лоно Церкви. Как нам рассказывают, их пугают, что они останутся без прихода, что для покаяния нужно пройти чуть не через пытки и унижения, буквально говорят, что нужно будет проползти на коленях через весь храм до амвона. Простым людям филаретовцы также продолжают рассказывать сказки о том, что их деньги якобы будет забирать Москва. Но те, кто не поверил этой пропаганде, сегодня имеют единство, в первую очередь Евхаристическое единство, со всем Православным миром. А это единение есть, на самом деле, главным критерием истинности Церкви. Киевский патриархат не имеет такого Евхаристического единения с одной Поместной Православной Церковью. То есть так называемые «священники» Киевского патриархата не имеют права совершать богослужения и причащаться ни в одном православном храму в мире, пока не покаются и соединятся с Церковью. Те же священники, которые вернулись сегодня в лоно Православной Церкви, рукоположены и продолжают сегодня свое пастырское служение и радуются вместе со своей паствой.
- Еще один вопрос, который поднимается в интервью протоиерея Станислава Березы, это вопрос украинского богослужебного языка. Как Вы прокомментируете ситуацию с языком в УПЦ.
Языковой вопрос на сегодняшний день не является проблемой в УПЦ, а тем более при-чиной, чтобы уйти в Киевский патриархат. Даже сам протоиерей Станислав Береза свидетельствует, что он попросил у меня благословения и получил его.
Мы знаем, что Синод нашей Церкви благословил, чтобы там, где есть желание всех прихожан, служили на украинском языке. Это не является препятствием для нашего молитвенного и евхаристического общения с другими приходами, где служат на церковно-славянском. Но когда есть разделение прихода, то есть одни хотят, другие не желают изменить богослужебный язык, нужно подождать, пока будет единодушие. В таком случае следует оставить все, как было.
На приходе в селе Рахны Лесные получилось так, что учителя и небольшое количество людей хотели, чтобы службы совершались на украинском языке, а те люди, которые постоянно бывают в храме, которые поют и читают на клиросе, несут другие храмовые послушания, они не пожелали, переходить на украинский язык. Отец Станислав, к сожалению, не учел их мнения и этим, думаю, он оскорбил тех, кто был не «пришельцам», а настоящими прихожанамы храма с. Рахны.
- Недавно Вы посетили с. Рахны-Лесные. Вместе с его жителями вы встречали Почаевскую икону Пресвятой Богородицы? Каковы Ваши впечатления от визита и как Вы прокомментируете слова о. Станислава Березы о том, что якобы Почаевская икона была использовано в узкоконфессиональных целях УПЦ?
Скажу по правде, мне не очень хотелось ехать в село, где меня в свое время встретили не очень приветливо. Речь идет, конечно, не о человеческих амбициях, а о том, что люди не понимали, кто такой архиерей в Церкви. Тогда они становились на колени перед своим идолом «батюшкой Станиславом», который теперь предал их. Сегодня эти люди, конечно, изменились. Они поняли, что священник их использовал, для того, чтобы прикрыться от справедливого наказания за свои, скажу прямо, непастырские и нехристианские поступки и «оставаться на плаву, а не за бортом», как о. Станислав любит говорить. Жители Рахнов пригласили меня в село, но главным фактором был, конечно, приезд в село великой святыни всего православного мира — Почаевской иконы Пресвятой Богородицы.
Как я мог не поехать и не встретить Царицу Небесную и Матерь Господа нашего Иисуса Христа? Я поехал, и вместе с духовенством, жителями Рахнов-Лесовых и паломниками из других сел и городов мы прошли крестным ходом по селу в помещение, где сегодня размещается временный храм и где сегодня вынуждена молиться каноническая община села Рахны-Лесовые. В своей проповеди я сказал, что сегодня Божия Матерь пришла к нам, чтобы всех объединить, вразумить, наставить и исправить. И вместе с тем, Богородица пришла посмотреть, как мы живем, что мы делаем, кому мы служим — или человеку, или Ее Сыну.
И вот, относительно этого знаменательного события, не только для Рахнов-Лесовых, но и для всей нашей епархии, протоиерей Станислав Береза говорит, что мы принесли икону лишь для того, чтобы показать, что Киевский патриархат не ведет к спасению, а значит преследовали, как он утверждает, свои «узкоконфессиональные цели». Нет никакого желания комментировать это откровенно «недалекое» и циничное выражение. Скажу лишь, что духовная слепота страшнее чем слепота телесная: духовно слепой человек, даже если увидит Бога, не может узнать его и не чувствует действие Его Промысла. Духовно слепой человек не может замечать добро, а видит во всем лишь темноту зла, которой наполнен сам.
В с. Рахны-Лесные пришла Богородица. Таков был промысел Божий и Его воля. Сколько людей в разных городах и селах ожидают своей очереди, чтобы принять в своей местности Божию Матерь и получить Ее Материнское благословение! А что делает священник Станислав Береза? Как мне рассказывали местные люди, перед тем, как Почаевскую икону Божьей Матери должны привезти в село, протоиерей Станислав Береза ходил по базару и по селу, и говорил, чтобы его люди не шли к святыне. Я надеюсь, что в этой информации ошибка, ведь, если это правда, то после этого даже язык не поворачивается назвать Станислава Березу священником.
- После этого остается лишь пожалеть о. Станислава Березу, ведь, увлекшись войной с церковными властями, он стал воевать с Церковью и не заметил, как начал враждовать с Самим Богом и Его Матерью …
Как человека, мне, конечно, жаль о. Станислава, но еще больше мне жаль тех, кто продолжает ему доверять свои сердца и души. Когда я был в Рахнах на встрече иконы, некоторые люди меня спрашивали, возможно ли, чтобы о. Станислав вернулся? Вы знаете, если говорят, что человеку что-то невозможно, то Богу все возможно. Сколько раз мы его жалели и делали поблажки, могли бы и снова повторить. Но не от нас это зависит, а только от протоиерея Станислава Березы, от его желания исправить свою жизнь и покаяться. в том, о чем уже было мною сказано и о чем хорошо знают жители села.
Спросили меня, может ли Станислав Береза быть священником? Пока что он остается священником, только находится в запрете, согласно Указу от архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана. Это означает, что по канонам Церкви, протоиерей Станислав Береза не имеет права совершать ни одной службы, крестить, венчать, совершать погребения. Если он нарушает этот запрет, то делает еще больший грех и творит беззаконие, ведь я уже напоминал известное выражение о послушании Церкви: «Кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец».
Обращаясь к православным жителей с. Рахны-Лесовые, я хочу сказать, что священник должен представлять собой образ Христа «словами, поступками, учением» (1 Тим. 4, 12), но не должен подменять Христа собой. К сожалению, это произошло в Рахнах-Лесовых, где теперь из-за своего бывшего пастыря страдает паства. Но мы надеемся на то, что Господь услышит молитвы Своих верных чад и вернет в с. Рахны-Лесовые духовный мир и Свою благодать.
Беседовал Дмитрий Пылынь.
01.09.2011. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Вышел очередной нового номера православного женского журнала «Самарянка»