12.09.2011. ОДЕССА. Протоиерей Андрей Николаиди: «Беседа о грехе»
Беседа о грехе.
Очень часто от людей неверующих можно услышать вопрос: «А почему я должен избегать греха? Почему я обязан следовать заповедям Божиим?» К сожалению, для многих заповеди Божии, нормы христианской жизни, представляются каким-то большим «Нельзя», каким-то ущемлением собственных комфортности и удовольствий. Но если мы вглядимся в суть проблемы, то многое предстанет перед нами в другом, совершенно ином свете.
Заповеди даны нашим Творцом не потому, что Он желает лишить нас каких-то удовольствий. Причина появления заповедей – Божия любовь к людям.
Бог для нас – это источник жизни. Ведь сами мы по своей природе не являемся самобытными – мы приходим в мир не по своей воле, и не по своей воле наше тело возвращается в землю. Мы не властны над собственной жизнью, потому что не можем творить жизнь. Поэтому мы, будучи существами не самобытными, обретаем полноту нашей жизни в Боге, Который, в конечном итоге, и является причиной существования всего существующего.
Итак, Бог – Источник нашего существования. Следовательно, чем дальше мы удаляемся от Бога, тем дальше мы удаляемся от жизни, тем больше, глубже мы погружаемся в область смерти. Совершая грех, человек удаляется от Бога, а, следовательно, приносит в свою жизнь дыхание смерти.
Согрешая, мы наказываем сами себя, потому что опыт греха – это опыт умирания. Согрешая, мы отдаем себя в рабство смерти, разрушая собственную природу, внося в нее разлад и распад. И Бог, как любящий отец, для того, чтобы удержать нас от греха, дает нам заповеди, правила, указывающие правильный путь человеческой жизни, — путь, ведущий не в пропасть смертной мглы, а в светлое Царство Вечного Бога. Заповеди – это предупреждающие знаки: не делай этого шага, потому что сорвешься в пропасть.
Заповеди — это защита от неверного поступка. По Своей неизреченной любви Бог как бы предупреждает нас: то или иное действие может привести к ужасающим последствиям в духовной жизни, то или иное действие может привести к смерти.
Именно так поступают родители, запрещая своему ребенку, которого они, без всякого сомнения, любят, играть с вещами, которые могут нанести ему вред. Мать, отнимая у малыша спички или острый нож, поступает так не потому, что хочет ограничить его свободу или отнять интересную игрушку. Она поступает так именно из-за любви к своему ребенку.
Точно так же и Бог, желая оградить нас от греха, который приводит к смерти, дает нам Свои заповеди, указывающие – то или иное действие является грехом. Грехом, который есть ни что иное, как противодействие Богу, как бунт против гармоничных законов мироздания, как попытка жизни без жизни, как попытка построить собственное счастье в отрыве от источника счастья – Бога. Но озеро, лишенное живых ключей, оторванное, отгороженное от источников, питающих его живой водой, со временем обречено стать зловонным болотом или попросту исчезнуть. Счастье, создаваемое в отрыве от источника счастья, не может быть настоящим, истинным. Грех никогда не приносит подлинного, истинного, светлого счастья. Грехом невозможно насытиться. Невозможно удовлетворить жажду водой из горького источника, из протухшей придорожной лужи. Точно так же нельзя удовлетворить жажду святости, жажду счастья при помощи греха.
Грех – мираж счастья. Он только обещает, манит, искушает, но после его вкушения на наших губах остается лишь горький вкус смерти. И человек, не обретая желаемого, вновь и вновь пытается подменить подлинное счастье угаром греха, который влечет нас к смерти в отрыве от Бога. Именно поэтому для каждого человека важно стремиться к Богу – источнику счастья. Именно поэтому для нас важна жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Именно поэтому Православная церковь устами пророка Давида призывает каждого из нас «Уклонися от зла и сотвори благо»(Пс.33,15).
Протоиерей Андрей Николаиди