Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

30.08.2007. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Исполнилось 210 лет со дня освящения деревянного храма в честь Успения Божьей Матери

Этому храму история отвела особую роль — он стал первым кафедральным собором губернского города Екатеринослава. В настоящий момент в современном перестроенном здании городской больницы № 10 тяжело увидеть былое величие соборного храма, поражающего своей красотой современников. Уже более семидесяти лет нет Свято-Успенского собора, но в юбилейный день необходимо вспомнить о нем — “живом свидетеле” становления, развития нашего города на трех холмах, который сыграл одну из наиболее значительных ролей в духовной жизни тогда еще Екатеринослава, а нынче – Днепропетровска.
Как известно поселения на месте нынешнего Днепропетровска известны с незапямянтых времен, а в XVI-XVIII веках эта территория активно обживалась запорожским казачеством. Именно с ними связывается и история развития православия.
Так, в 1781 году в расположенной на месте нынешнего центра Днепропетровска в слободе Половица (которая к тому времени имела больше ста дворов и полутора тысяч человек населения), по инициативе бывших запорожцев Лазаря Глобы (сыгравшего значительную роль в развитии нашего города в целом) Игната Каплуна, Андрея Мандрыки, Даниила Косолапа, началось строительство нового храма. Возведение новой церкви, названной во имя святых апостолов Петра и Павла, проходило под руководством мастера из села Каменское Данила Деревянко. Она располагалась среди небольшой дубравы, напротив современного лицея № 100. Но, законченная летом 1783 года, деревянная церковь так никогда и не была освящена. За несколько дней до освящения по неизвестной причине загорелся купол церкви. Поскольку строительные леса были уже разобраны, потушить пожар не удалось: через несколько часов от итога двухлетней работы и пожертвований прихожан осталось только пожарище. Спасти удалось лишь иконостас и некоторую церковную утварь.
В 1784 году казаки подали новое прошение о строительстве церкви. Но из-за слухов о ликвидации слободы и перенесении ее на место бурно развивающегося Екатеринослава, которому в то время вообще пророчили роль “Южной столицы” империи, с самим строительством решили повременить. Эти слухи вскоре подтвердились. И все-таки в 1786 году жители Половицы успели достроить и освятить молитвенный дом во имя Казанской Божией Матери, который стал первым храмом нашего города. Увы, время не сохранило до наших дней эту постройку…
Только 15 января 1791 года непосредственно в Екатеринославе освятили первую городскую церковь во имя иконы Казанской иконы Богоматери. В нее же перенесли иконостас и церковную утварь из того самого молитвенного дома, который был уже упразднен. Первая городская церковь, на самом деле, была не так уж и нова. Это здание еще в 1780-1781 годах построили для храма Екатеринослава Кильченского (именно так тогда назывался прекрасно нам известный Новомосковск). Прослуживший десять лет храм, не долго думая, решили в новый Екатеринослав попросту … перевезти (оцените сложность задачи, учитывая тогдашнее развитие технических средств).
Такое решение было принято по той причине, что на строительство нового храма у “бурно развивающегося” Екатеринослава не было… средств. Сначала предполагали перенести уже упоминавшийся Казанский молитвенный дом из расположенной гораздо ближе Половицы – но его состояние было настолько ветхое, что в дороге он мог просто рассыпаться. Потому-то и состоялось “путешествие” церкви из Екатеринослава Кильченского.
Казанскую церковь, правда, тоже планировали как временную. Ни по своим скромным размерам, ни по архитектурному стилю она не подходила столичному городу Екатеринославу. Поэтому, расположившись недалеко от Днепра на месте современного дома по площади Демьяна Бедного, 1, она простояла недолго. Но оставила заметный след в истории развития города, потому что именно от нее выводят свою родословную Успенская и Троицкая церкви: два из трех городских храмов, которые в разные периоды истории служили епископальными кафедрами.
Уже в 1796 году недалеко от Казанской церкви, на месте, назначенном Иваном Старовым, начали возведение новой деревянной церкви. Строили ее быстро, и в июле 1797 года к преосвященному Гаврилу уже поступил отчет о том, что “ныне наружным строением и внутренними частями, как-то: престолом, жертвенником, горным местом и иконостасом окончена и к священнодействию в ней все имеется”.
Освященная в августе 1797 года во имя праздника Успения Богоматери церковь сразу стала использоваться “для общих собраний в господские праздники и высокоторжественные дни и отправления молебствований всего города”.
Новый Свято-Успенский храм, который должны были использовать до строительства “настоящей соборной церкви”, был намного старше своей предшественницы – Казанской церкви. Успенский храм тоже совершил… “переезд”, а на месте был достроен. До переноса в Екатеринослав церковь носила имя Преображенской и принадлежала Сокольскому Преображенскому мужскому монастырю в Полтавской губернии. Основанный еще в 1714 году игуменом Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, Преображенский монастырь стоял на берегу реки Ворсклы возле горы Духовой (сейчас в Кобеляцком районе Полтавской области). Его закрыли по Указу 1786 года, когда Екатерина II наложила руку на значительную часть церковных имуществ.
Свято-Преображенский храм, конечно, был значительно моложе монастыря, но все же она вела свою родословную от первой его часовни, возведенной в 1714 году, от церкви, сожженной татарами в 1737 году и восстановленной в 1738 году. Довольно большая, пятикупольная церковь, выстроенная в стиле украинского барокко, она внесла в новый город элемент стабильности, традиционности, сходства с историческими городами Украины. Уже трудно сказать, к месту или нет, выглядела барочная церковь в Екатеринославе рубежа XVIII-XIX веков, города, который, с одной стороны, должен был стать центром и символом имперской колонизации края, а с другой, так и не смог перерасти казачью слободу Половицу, на месте которой начал строиться.
В 1804 году в Свято-Успенский собор перевели из Новомиргорода Екатеринославскую архиерейскую кафедру. Возле ее, выкрашенных в красный цвет, стен шла торговля на крупнейшем в то время базаре съестных припасов. Вокруг Рыночной площади, которую со временем стали называть Успенской, а потом переименовали в Демьяна Бедного, размещались государственные и городские учреждения, усадьбы помещиков и богатого купечества.
Стоящая в самом центре города того времени (собственно она и была его центром), Успенская церковь была самым богатым из городских приходов. Но, несмотря на свой финансовый достаток, деревянный Успенский собор не оставил заметного следа в истории города. Единственный раз выделился он тем, что в 1816 году под его закрытыми дверями почти час простоял будущий император Николай I. Когда ему, наконец, доложили, что архиерей — архиепископ Иов (Потемкин) ждет его в другом месте, он сказал: «Я хотел помолиться Богу, а не увидеть архиерея». С тем и уехал.
После 1835 года, несмотря на то, что кафедру перенесли в новопостроенный Преображенский собор, в который перевезли и значительную часть утвари, Успенская церковь почти ничего не потеряла. Она по-прежнему имела крупнейший и богатейший приход. По-прежнему проводились в ней и архиерейские молебны. Остались и крестные ходы. На Крещение, преполовение Пятидесятницы и августовский Спас, к этому храму, по-прежнему собирался «весь Екатеринослав», потому, что из собора, расположенного на высокой крутой горе, проводить их было неудобно.
И все же годы первого Успенского храма были уж сочтены. Вскоре после строительства Собора в Комиссию проектов и смет пришло распоряжение для Екатеринослава вместо деревянных спроектировать каменные приходские храмы. Уже в 1837 году Николай I утвердил эти проекты.
Освящение места и закладка храма западнее Успенской церкви произошло в 1839 году. Новый собор, спроектированный Петром Висконти II и Людвигом Шарлеманем, была много больше старой и даже больше величественного Преображенского собора!
Рассматривая старые фотографии, мы можем только частично представить величие церкви, которая, была и остается непревзойденной ни по богатству, ни по размерам. Соборный храм был построена в русско-византийском стиле .Он был двухэтажным, что редко встречается в христианском церковном строительстве. Высокая цилиндрическая колокольня была новая на столбах, крытая железом и обнесенная шелевкой. На ней располагалось восемь колоколов, главный из которых был весом в 51 пуд 10 фунтов.
Уже традиционно выкрашенная в красный цвет, с белым кружевом декора, с пятью могучими зелеными куполами, с гордо вознесенной на невиданную до этого высоту колокольней, сияющая золотом крестов община церкви господствовала над приземистыми кварталами Екатеринослава. И нет ничего странного в том, что, либо от удивления, либо по привычке, ее продолжали называть «Собором», как будто отдавая ей первенство перед Преображенским. Новый каменный Успенский собор принадлежал к красивейшим храмам Екатеринослава и величественно поднимался над городом. Его золотые купола были видны практически с любой точки города, особенно замечательный вид открывался со стороны Днепра. Храм был обнесен изгородью, в пределах которой находился небольшой парк и церковное кладбище.
Первоначально Успенский собор имел четыре престола в двух этажах. Главный во имя Успенья Богоматери, правый – Рождества Иоанна Предтечи, и левый – Георгия Победоносца. Престол святителя Николая, который до освящения Лазаревской церкви на Севастопольском кладбище служил храмом местного гарнизона, помещался в нижнем этаже. Он просуществовал лишь до 1902 года и был закрыт из-за появления грунтовых вод.
А что касается прежней Успенской церкви, то ее разобрали, установив на месте ее алтаря большой деревянный крест с памятной надписью.
Стараниями нескольких поколений прихожан понемногу стареющая церковь не запустела и не обеднела. Пожертвования книгами, утварью, иконами, деньгами постоянно пополняли ее ризницу и киоты, увеличивая ее богатство и благолепие. Среди многочисленных вкладчиков особенно следует выделить Михаила Кирилловича Остроухова. Один из богатейших купцов города середины XIX века Михаил Остроухов был многолетним старостой храма. За эти годы он, за свой счет, значительно обновил ризницу, многократно проводил ремонты и, самое главное, выписал в Москве в фирме братьев Бутеноп башенные часы с музыкой, которые установил на церковной колокольне. Стрелки соборных часов четко просматривались со всех сторон с самого далекого расстояния и жители Екатеринослава сверяли по ним свои часы.
Согласно справочной книге Екатеринославской епархии за 1908 год в постоянном штате собора было три священники, дьякон и три псаломщика, также на церковном содержании находились три вдовы прежде умерших служителей храма.
Праздничное украшение Свято-Успенского собора всегда было самым лучшим и поражало современников тем, что его даже не было с чем сравнивать. Если верить воспоминаниям Владимира Машукова, Успенская церковь на праздник могла поразить и человека «третьего тысячелетия», привыкшего к чудесам.
В пасхальную ночь Светлого Христова Воскресенья Успенская церковь была освящена со всех сторон. В ее верхнем ярусе, не занятом колоколами, устанавливалось прозрачное изображение Воскресшего Спасителя, этот транспарант освещается сзади фонарем. С внешней стороны прибивали разной формы деревянные звезды, которые, до использования электричества, снаряжали сосудами с маслом. Кроме того, по обеим сторонам колокольни опускали длинные нити с небольшими цветными фонариками. Кроме того, на площади возле церкви разжигали бочки со смолой. Особенно красиво была украшена Успенская церковь в 1910 году. Она была вся «залита светом»: от креста к верхней части церковной ограды были опущены по бокам нити густо усеянные цветными электрическими лампочками. Вверху колокольни красовались две заглавные буквы «Х.В.». Арки на разных ярусах самой колокольни, главный вход к церкви и верхняя часть ограды со стороны Проспекта — все это было украшено электрическими фонарями. Всего их было около 500 штук. Визуально праздничная картина получалась действительно впечатляющей.
Еще одной гордостью Успенского собора был замечательный хор. В начале 20-х годов XX столетия регентом хора был известный украинский оперный певец И. С. Паторжинский (1896- 1960 гг).
Вообще все достоинства Успенской церкви перечислить сложно. Соборный храм находился в центре города и имел огромное значение в культурной и духовной жизни Екатеринослава. Она не могла не поразить своим величием и чистотой строения. А высокая колокольня и пять куполов отлично вписались бы в ландшафт нашего современного города. Но увы, режим воинствующего атеизма его не пощадил…
С приходом новых времен церковь с ее святынями, традициями, историей оказалась никому не нужна. Прихожан разбросало по миру, ее ценности из драгоценных металлов конфисковали в пользу государства, а предметы, не имеющие в глазах власти материальной ценности, были уничтожены после ее закрытия. По началу храм приспособили под плохонький и никому, в общем-то, ненужный склад. Лишь в конце 1940-х годов у власти появились новые мысли по использованию громадного здания. Разрушив купола и колокольню, поделив высокие помещения на этажи, ее приспособили под госпиталь участников Великой Отечественной войны. А в конце 1950-х годов реорганизовали в городскую больницу № 10.
Больница эта существует и сегодня. Сохранившая большую часть наружного декора, бывшая церковь стоит посередине площади Демьяна Бедного. И пока она стоит, надежда на возрождение одного из самых ценных памятников архитектуры Днепропетровска Свято-Успенского собора — первого кафедрального храма города — не исчезнет.
Диакон Георгий Скубак