Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Игорь Друзь. Либеральные маргиналы в Православной Церкви

Либеральные маргиналы в Православной Церкви
Игорь Друзь

События последних президентских и парламентских выборов остро поставили вопрос о роли православных в политической жизни, о роли различных группировок внутри самой Церкви. На выборах, как известно, каноническая Православная Церковь была фактически единственной религиозной конфессией, не поддержавшей Майдан. Католики, греко — католики, никем в православном мире не признанный т.н. «Киевский патриархат», сектанты — все дружно поддержали «революцию». Но и среди некоторых прихожан православных храмов нашлась небольшая в масштабах УПЦ группа «оранжевых». Об истоках либерализма, об этих либеральных церковных маргиналах, парадоксальным образом существующим в консервативнейшей УПЦ, пойдет речь в данной статье.

Определение энциклопедии Брокгауза и Эфрона: Либерализм, 1) направление в политике, противоположное консерватизму, стремление к реформам и организации государства и общества на началах свободы личности, свободы от притеснений, налагаемых церковью, деспотизмом власти, полицейской регламентацией, обычаями и т. д. Лучший представитель либеральных идей XVIII в. в области просвещения и религии — Вольтер. (Тот самый, который сказал о Церкви: «Раздавите гадину»; этот призыв глубоко восприняли его последователи, вскоре после его смерти громившие храмы во время Великой Французской революции и убившие тысячи священников, прим. автора). Политический Л. нашел выражение во франц. «Декларации прав человека и гражданина», где были установлены основы гражданских свобод: народный суверенитет, личная неприкосновенность, свобода совести и мысли, слова и печати, равенство (что утверждалось, как известно, гильотиной и расстрелами прим. автора).
То, что либерализм является на самом деле не просто модной политической теорией, а скорее – опасной ересью, многие православные мыслители сочли давно, еще задолго до революции 1917 года, которая, кстати сказать, изначально-то была вовсе не большевистской, а февральской — ЛИБЕРАЛЬНОЙ революцией, которая и погрузила Россию в хаос. Большевики только довели ее до логического завершения. Так, святитель Филарет Московский еще в середине 19 в. писал: «Россия, пожалуй, находится недалеко от взрыва в ней еретического либерализма». Ему вторил глубоко воцерковленный и информированный министр последнего русского царя, причисленного ныне к лику святых, Щегловитов: «…Либерализм есть скорее религиозная ересь, чем химера или глупость». Щегловитов дал и точное определение тогдашней либеральной интеллигенции, состоящей из «мыслителей без мысли, ученых без науки, политиков антинационального пошиба». Что-то весьма знакомое, не так ли? Потом подобные люди и посадили его в тюрьму после Февраля, после Октября же его расстреляли. Либерализм – попытка привести весь мир к единым «демократическим» стандартам стал уже поводом многих войн. Югославия, Афганистан, Ирак. Типичный агрессивный прозелитизм молодой религии.
Для построения всемирного государства, которое сейчас довольно быстро творится с помощью создания различных надгосударственных союзов, объединений, введения общих глобальных стандартов в политике, экономике, культуре не подходит ни одна идеология, религия, кроме либеральной. Ибо фашизм, например, это диктат одной нации над другими, и вызывает жесткое неприятие других народов. Коммунизм вызывает неприятие враждебных ему классов. Мировые религии тоже локализованы у определенных этносов и неприемлемы для других. И только либерализм, точнее сказать – неолиберализм (ведь нынешний либерализм далеко ушел от своих истоков, в которых отнюдь не все было плохим, став по сути «биологизмом» — потаканием всем прихотям плоти) — с его агрессивной экспансией поверх всех религиозных, классовых, национальных, культурных границ, способен стать цементом такого всемирного государства
Для большего размаха их бизнеса транснациональным корпорациям, достигшим небывалого в истории могущества, необходимо подорвать все национальные государства, мешающие свободному обмену товаров и услуг, защищающие национальных товаропроизводителей и своих граждан от прелестей всемирного базара. Для этого важно иметь и «идейную» основу, для чего лучше всего подходит всемирная религия, представляющая собой смесь из мировых религий и либерализма.
Украина, следуя общей тенденции благодаря действиям местных агентов глобализации, от государственного атеизма перешла к государственному агностицизму. Коммунисты говорили, что истина – в атеизме. «Демократы» говорят, что истины вообще нет, есть лишь частные мнения. Посему какие-нибудь кришнаиты обладают теперь равными юридическими правами с Православной Церковью. В свете всего этого стоит пересмотреть наш взгляд на традиционных оппонентов Православия – сектантов, раскольников, униатов. Они уже вовсе не являются тем, чем были в прошлом. Вспомним, например, раскольников – староверов. Они, разумеется, заблуждались, но вовсе не были при этом теплохладными. Они были настолько уверены в своей правоте, что были готовы идти за свои убеждения в костер (что часто с ними и случалось). Сравним это с нынешними: они готовы из выгоды, из угождения властям, сослужить с кем угодно, участвуя в различных экуменических молебнах заодно с сектантами Аделаджи, католиками, иудеями, мусульманами. Их болгарские собратья разбежались, как только тамошние власти сняли их конфессию с регистрации. Можно ни капли не сомневаться: то же самое сделали бы и наши раскольники, прояви украинская власть хоть каплю справедливости и принципиальности. Или католики: ведь они, когда воевали с казачьими войсками Хмельницкого, когда восставали против России в 19 веке, тоже были готовы умирать за свои взгляды. После второго Ватиканского собора, и даже раньше, они стали в первую очередь либералами, а уже потом – католиками. Они настолько не уверены в своей правоте, что недавно участвовали, например, в общей экуменической молитве за Украину вместе с раскольниками и иноверцами. И сектанты наши – совсем не те сектанты, которые были готовы идти в тюрьмы и ссылки ради своих идей еще пару десятков лет назад. И первые, и вторые, и третьи, все более терпимо относятся ко всевозможным грехам и друг другу. В результате они часто единым фронтом выступают против Церкви. Так, именно объединенное униато-раскольничье лобби в парламенте до сих пор не дает возможности УПЦ получить, наконец, статус юридического лица.
Поэтому ничего удивительного нет в том, что раскольники, сектанты и униаты во главе со своим руководством иногда могут дружно выйти на площади, хором выкрикивая имена своих идолов, веря, в обещанный ими либеральный рай на Земле. К либерало — сектантам в последние годы начали присоединяться и либерало — православные. Естественно, во время выборов они присоединились к своим собратьям из других конфессий, подвергнув резкой критике руководство собственной Церкви, не оценившему т.н. «идеалов майдана». Во время выборов 2004 года небольшая группа священников и мирян написала обращение к клирникам и мирянам УПЦ, изобиловавшее различными «гениальными» прогнозами. Например, о том, что гонений при новой, «народной» власти якобы не будет. Напомним, что после Майдана на Западной Украине прокатилась волна погромов и захватов православных храмов со стороны «Киевского патриархата», поддержанного местной и центральной «оранжевой» властью. Ситуация там накалилась настолько, что в декабре 2005 года Верховная Рада приняла рекомендательное постановление снять двух поставленных Президентов губернаторов – Ровенского г-на Червония и Тернопольского г-на Стойко, виновных, по мнению депутатского корпуса, в разжигании религиозной вражды. Раз уж депутаты, куда более заинтересованные в лоббировании интересов различных бизнес-групп заинтересовались таким делом, значит ситуация действительно перешла все границы.
Классическим примером таковых является и известный в церковных кругах публицист г-н Черноморец, анализы которого пахнут совсем не интеллектом. Приведем примеры его высказываний: «Я думаю, что церковные власти скоро будут инициировать гонения на священников (интервью дано в марте 2005 прим. авт.), которые поддержали оранжевую революцию. Пройдет какое-то время, и они их удалят из Киева на сельские приходы».
«Гениальный» прогноз. Каждый судит по себе: если бы у Черноморца была хоть какая – то власть, уж он бы всем показал!
Скучно и долго перечислять остальные «гениальные» прогнозы типичного либерального церковного маргинала Черноморца. Он, например, писал, что после 9 месяцев пребывания Ющенко у власти церковный народ строго спросит с иерархов, посмевших не выйти на Майдан вместе с Денисенко и Аделаджей поддерживать «европейский выбор». И прочее в том же духе. Он же, как и остальные, либеральные маргиналы, ратует за немедленный переход на украинский и русский язык в богослужении вместо церковно-славянского, немедленное отделение УПЦ от злой имперской Москвы, при этом постоянно нападая на «непонятливое» священноначалие. Его собратья по разуму желают и отмены юлианского календаря, перехода на григорианский.
Либеральные церковные маргиналы, имеющие еще и значительную примесь национализма, мыслят конспирологически, виня во всем «руку Москвы». Поэтому они охотно приняли во время выборов, например, сказку о русском спецназе, якобы засевшем на ул. Банковой во время выборов 2004 года, или сказку об оружии Черноморского флота, которое злые москали якобы раздавали еще более злым «бандюкам». Если человек с высшим образованием не понимает даже таких элементарных вещей, ведется на грубые пропагандистские уловки, то куда уж ему влезать в реформирование многотысячелетнего института, призванного спасти мир, каковым является Церковь.