Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Профессор-протоиерей Николай Забуга, ректор КДА и С: «Главное для современного молодого ищущего человека – это осознанно сделать свой выбор, который открыл бы ему радость о Господе»

60-летие возрождения КДС

Профессор-протоиерей Николай Забуга, ректор КДА и С: «Главное для современного молодого ищущего человека – это осознанно сделать свой выбор, который открыл бы ему радость о Господе»

– Отец ректор, до Киевской духовной семинарии Вы имели университетский опыт преподавания. Что Вас больше всего поразило в семинарском учебном процессе 1990 года?
– Наиболее ярким, контрастным и позитивным впечатлением было усердие студентов семинарии по отношению к учебе. Студенты светских ВУЗов учились прилежно, но по принуждению. Усердие воспитанников семинарии по отношению к учебе во многом превосходило старание светских студентов. Тем более, что Вузовская система зачетов и семинаров особо не побуждала к усердию в течении лекционного периода, зато к сессии все учились душевно. Так что в первую очередь бросилось в глаза усердие семинаристов и стабильное отношение к учебе без всякого принуждения. Обучаясь в духовной школе, я не видел ни одного «сачковавшего» студента. Это впечатляло и оставляло яркий контраст в душе. Совесть – это то, что решительно отличало семинаристов от студентов светских ВУЗов.

– Можно ли сравнить воспитанников семинарии и студентов университета, особенно в интеллектуальном плане?
– Я учился на гуманитарном факультете и там же впоследствии преподавал. Семинарский период в моей жизни – это было время честной работы души над собой и поиск пути к Богу. В светских ВУЗах были совершенно другие люди. Там был дух ожиданий, а здесь круг поиска, там преподаватели контролировали студентов, а здесь семинаристы честно и упорно трудились над собой, там студенты были обычными функционерами, от них ничего особого не ожидали, а здесь нужно было быть думающим человеком. Я преподавал английский и латынь и должен отметить, что в ВУЗе латынь студенты ненавидели и учили ее по принуждению перед сессией, а в духовной школе относились с душой. Здесь это было нормой жизни.

– Вы довольно быстро прошли процесс адаптации в духовной школе. Наверное, все прошло безболезненно и органично благодаря тому, что Вас воспитала ваша бабушка – глубоко верующая православная христианка, которая до революции училась в церковно-приходской школе…
– Слово адаптация – это не совсем удачный термин в данном случае. Я и до поступления в семинарию был верующим человеком. Я жил в Черновцах, где было проще посещать храм. Это был 1968 год. Я помню случай из своего детства, когда на Пасху потерялся в храме и громко плакал. Батюшка взял меня за руку и отвел к бабушке. Это была моя первая встреча со священником. Когда я бывал в храме, меня всегда тянуло к алтарю, все мечтал попасть туда, где стоит священник. Когда я учился в университете, то жил в одном доме с будущим архиепископом Никанором, тогда он был игуменом, настоятелем Никольского собора в Черновцах. Будучи воспитанным в религиозном духе строгих бабушкиных наставлений, уже юношей я оказался под духовным окормлением этого игумена. Это было послевоенное время и хотелось бы отметить, что церковная жизнь в Черновцах функционировала в полном объеме. Архиереем тогда был епископ Феодосий (Працюк) и нужно отметить то благолепие, которым отличались возглавляемые им богослужения. У нас пел прекрасный хор. Ни один человек, пришедший на службу в наш собор, не мог остаться равнодушным. Черновцы намного превосходили Львов, в котором действовало только 16 храмов, в Киеве 10, а у нас не было ни одного закрытого.
Так что особого переломного периода, связанного с началом моей деятельности в духовных школах не было, в душе остались положительные эмоции, связанные с тем временем.

– Со второй половины 1993 года Вы возглавляете Киевские духовные школы. Скажите, насколько изменилась семинария, ее преподаватели и студенты за этот период времени?
– Студенты изменились в сторону более либерального отношения к наукам, трудам. Пропала строгость по отношению к их послушанию и подвигу на избранном пути. В 1993 году мы начинали в тяжелых условиях. Трудно было найти преподавателей, на них возлагалась колоссальная нагрузка. Много времени заняло создание коллектива. Ситуация усугублялась расколом, который негативно отразился на всех сферах церковной жизни. Двое моих предшественников оказались в расколе. Благодаря нашим совместным усилиям с тогдашним инспектором отцом Георгием Соменком и преподавательской корпорацией, мы выстояли в вере и преданности Святой Матери Церкви, сохранили школу на канонических позициях. Несмотря на страшную эпоху расколов и шатаний педагогическому коллективу удалось стабилизировать обстановку в самой школе, функционирование ученого и педагогического совета. Со временем была налажена издательская деятельность КДА и С.

– Чем сегодня живет школа и ее преподаватели? Каковы ее современные задачи?
– Сегодня школа функционирует и обновляется за счет личного попечения Блаженнейшего Митрополита Владимира. Он лично участвует в работе советов и всегда проявляет живой интерес к жизни Киевских духовных академии и семинарии. Со стороны преподавателей чувствуется ответственное отношение к своим обязанностям, дисциплина. Милость Блаженнейшего – лучший цензор и лучший стимул для того, чтобы ответственно относиться к работе. Каждый представитель преподавательской корпорации понимает, что ему доверена ответственная миссия воспитания нового поколения служителей Божьих, главная задача которых – это усвоение верующим искупительной жертвы Христа. Также студент должен быть хорошим полемистом и апологетом Православия на основе библейского и святоотеческого богословия – это тоже колоссальная педагогическая работа. Наша задача сегодня – сформировать студента как полноценного христианина, пастыря, научить его всем богословским тонкостям, побудить его относиться с любовью к храму и богослужению. Народ Божий наши труды приемлет и еще никто не упрекал нас, что коллектив трудится туне. Тем более что служение школы сегодня различно. Функционирует воскресная школа, ведется социальная работа, наши студенты трудятся в Пресс-службе УПЦ, издательском отделе Киевской Митрополии, в различных синодальных отделах нашей церкви.
Нас радует удивление многих западных католических богословов. У них стоят пустыми колоссальные корпуса, соборы, богословские учебные заведения, в которых учится ничтожное число студентов. Например, в одной из католических семинарий центральной Европы учится всего 6 человек. У нас 2504.

– Отец ректор, Вы известный православный богослов, прекрасный филолог и церковно-общественный деятель. Что бы Вы посоветовали нашим молодым преподавателям, в особенности тем, кто трудится в филологической сфере, которая была приоритетной в дореволюционных духовных школах, начиная с Киево-Могилянской Коллегии и продолжая Киевской духовной академией?
– Я бы посоветовал им быть активнее в своих начинаниях. Сегодня существует масса проектов, которые нуждаются в молодых специалистах. Назрел вопрос качественного, скрупулезного, богословски точного перевода Священного Писания и богослужебных книг на украинский язык. Если бы мы сделали полный, качественный новый перевод Библии с оригинала на украинский язык – это был бы настоящий подвиг перед библейской наукой. Если бы у нас были соответствующие возможности, можно было бы инициировать создание библейского института при НАН Украины. Уверен, что издание параллельного славяно-украинского служебника только усилило бы понимание литургии. За филологической школой большое будущее и я думаю, что будет наблюдаться тенденция к ее дальнейшему развитию. Реформа духовной школы будет этому способствовать. Классические языки у нас преподают магистры КНУ им. Т. Шевченко и это уже определенный уровень, позволяющий говорить о будущем развитии данной сферы.
Кроме филологических традиций необходимо отметить и религиозно-философскую киевскую школу, которой не было равных. Представители этой школы составили плеяду знаменитых выдающихся имен. В Москве, Петербурге были другие традиции школьного образования. У нас же сохранялась своя особая традиция, которая передавалась из поколения в поколение.
Нашей целью является научить студентов думать, рассуждать, критически оценивать различные явления. А самое главное для современного молодого ищущего человека – это осознанно сделать свой выбор, который открыл бы ему радость о Господе. Именно осознанно. Все что приходит машинально, искусственно – оно потом потухает. Либо со временем интерес пропадет, либо станет отягчающим, не нужным. А если к чему-либо подходить осознанно, искренне, без лицемерия – это будет иметь прочное основание в душе и сердце человека. Мы должны стремится к тому, чтобы православие оставалось глубоким, честным, святоотеческо-библейским. Мы не имеем права всю жизнь оправдывать свои немощи. Наша обязанность – актуализировать Евангелие для будущих поколений. Мир знает, что есть религии более древние и экзотичные, чем православие, но спасительно одно только православие. Это наше главное преимущество и неповторимость. Есть различные религиозные и философские системы – красивые, более философски сложные, более древние. Но только православие спасительно! И именно в слове «спасительно» заключается и красота, и древность, и неповторимость нашей веры.

– В этом году КДС отмечает 60-летие своего возрождения. Какую роль в жизни Киевских духовных школ играет преемственность со старой школой?
– Времена связывают научные системы, педагогические традиции и весь жизненный смысл нашего бытия. Смысл православия в том, что именно прошлые поколения показывают нам, где находится истина. Наша богословская школа существует для того, чтобы каждый пришедший смог увидеть истинное неповрежденное православие. А его можно показать только примером собственной жизни. И такой пример нам показали наши предшественники. В наше тяжелое время разброда и шатаний пример стояния в вере и истине незаменим. Именно такой высокий нравственный эталон духовной жизни и образа мыслей показали нам предыдущие поколения. Сохранить духовную и историческую преемственность с ними – наша главная задача. И хотя новые поколения воспитанников, которые приходят в духовную школу, пока не соответствуют тому высокому научному уровню, который был в прежние времена в Киевских духовных школах, однако благодаря живой мистической преемственности с предыдущими поколениями, каждый из них усваивает любовь и преданность Матери Церкви.

– Вы отметили, что новые поколения семинаристов отличаются более либеральным отношением к жизни. Может, актуален вопрос внедрения новых методов преподавания и воспитания?
– К нам приходят дети выросшие в новом времени из семей, которые также создавались в новое время. Самое главное для такого человека осмыслить и осознать для чего он пришел в духовную школу, каково его место в Православной Церкви. И вот заставить студента себя воспитать как личность, понимающую свое место в этой жизни, как христианина, который осознает, во что он верит, и что это ему дает, есть основной и первостепенный труд преподавателя духовных школ. Кстати, слово либеральный я не употребил в негативном смысле. Новая эпоха диктует свои правила и педагогический талант в том и заключается, чтобы сообразовать высокие идеалы человеческого духа с меняющимся психологическим сознанием новых поколений. Что касается методов воспитания, то здесь нужно понимать, что сама суть духовной школы, ее цели и задачи возлагает на наших преподавателей колоссальную ответственность. Именно от нашей твердости, профессионализма, от нашего отношения к делу воспитания зависит какой Церковь будет в будущем. Ведь наши студенты – это будущие пастыри, служители алтаря Господнего. Когда я был студентом, то за нами наблюдали и парторг, и профком, деятельность которых, в сравнении с нашей инспекцией, была более жесткой. В любом случае все упирается в самодисциплину самого студента. Мы только направляем, показываем путь, побуждаем к самосовершенствованию.

– Духовная школа – это такое уникальное учебное заведение, в котором двуедино соединяются два аспекта духовно-интеллектуального роста человека. Не мешает ли духовный аспект образовательному процессу, и наоборот, не наблюдается ли процесс десакрализации духовного образования?
– Два названных Вами аспекта неразрывно связаны друг с другом в духовной школе и взаимодополняют друг друга. Говорить на лекциях о Боге и при этом утверждать, что все происходит децентрализовано – есть величайшее духовное преступление. Мы имеем колоссальное научное наследие в области религиозно-философского знания, богословской мудрости. Исконная православная традиция именно в том и заключается, что духовный аспект жизни богослова неотделим от его научной деятельности в данной области.
С другой стороны мы пытаемся вводить в программу и светские предметы, которые бы помогли нашим выпускникам совершать и налаживать диалог с их сверстникам в миру. Так как именно им они будут рассказывать о Боге, их воцерковлять, для них совершать таинства, проповедуя о душе, о смысле жизни и о том, что лишь православие спасительно. Так вот все наши усилия и науки во имя того, чтобы состоялся данный диалог. Если нас услышат, значит, миссия наша удалась. Современному обществу присущ особый менталитет. Мы должны сообразовывать свою деятельность с чаяниями и нуждами современного мира. Если наши студенты это осознают, то наша педагогическая миссия удалась.

Беседовали профессор-протоиерей Георгий Соменок
и Андрей Коваль