Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Игумен Аристарх (Лебедев). Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всей Украины – богослов и истинный защитник православной веры нашего Отечества

Блаженнейший Владимир
митрополит Киевский и всей Украины –
богослов и истинный защитник православной веры нашего Отечества.

Имя Блаженнейшего Владимира, ныне известно практически каждому жителю Украины и тем более тем, кто непосредственно находится под Его Святительским омофором. Известный своей высокой духовностью, смирением и кротостью, Он прославляет Бога и как Архипастырь и как богослов и как абсолютный защитник Православия в борьбе с еретиками и раскольниками.
Говоря о богословской деятельности Блаженнейшего Владыки, необходимо отметить, что он в среде православного народа больше известен как гомилет, однако проповеди, хотя и занимают определённую часть Его литературного наследия, они далеко и весьма не единственны. Он в первую очередь богослов, раскрывающийся в удивительных по глубине мысли теологических трудах.
Знакомство практически с любым произведением Владыки, сразу же позволяет почувствовать богатство его духовного и богословского опыта, который отражен во многих его статьях, книгах, докладах, проповедях, печатающихся на протяжении всей его богословской деятельности, а с 1997 года издающихся собранием сочинений. В них затрагивается самый широкий круг вопросов, что обусловлено многогранностью научной, педагогической и общественно-церковной деятельности Блаженннейшего Владимира. В своём автореферате к магистерской работе Он говорит: «Труд всегда приносит человеку удовлетворение и является творчеством, в котором человек оставляет часть своей души. Но если этот труд богословский, он носит ещё печать религиозного творчества. В этом отношении всякий богословский труд не может быть отделён от общего потока религиозной жизни или ему противопоставлен, потому что Один и Тот же Дух, живущий в Церкви, научает её членов всему, что служит к всеобщему назиданию».
Поэтому, следуя этому завету, в трудах митрополита Владимира в каждой статье раскрывается православное вероучение, в котором сказывается соборный и жизненный опыт Церкви. Все свои мысли он подкрепляет цитатами из Священного Писания и цитатами Святых Отцов. Однако богословие Владыки не является механическим и буквальным повторением мыслей святых, но оно вырастает и оформляется на святоотеческом богословском опыте как самостоятельное и индивидуальное мышление. Как и святые Отцы, Блаженнейший, свое богословие переживает и ощущает своим личным опытом, поэтому оно у Владыки не кабинетное, а живая и постигнутая личным опытом тайна православной веры.
Главным научным трудом митрополита Владимира, несомненно, является Его магистерская диссертация, которую Он защитил в Московской духовной академии 5 июня 1979 года. На этом ученом собрании голосованием и постановлением Совета академии, утверждённым Святейшим Патриархом Пименом, тогда ещё архиепископу Владимиру была присуждена за труд «Экклесиология в отечественном богословии» ученая степень магистра богословия. Характеризуя эту диссертацию, профессор доктор Скурат замечает, что диссертация предложена Владыкой Владимиром с сыновней любовью к Матери-Церкви, с сознанием её великой миссии, совершаемой на пути приведения своей паствы к вечному спасению и вечной славе».
Вопрос об учении о Церкви, её сущности, основных принципах бытия, и её жизненном значении есть выявление сущности православия. Эта тема всегда современна и особенно актуальна в наше время, замечает Владыка, когда, с одной стороны, всё более углубляется процесс секуляризации общества, а с другой, Церковь – мистическое тело Христово – страдает от ересей, разделений, внутренних нестроений, расколов и межконфессиональных конфликтов. «По глубокому православному убеждению, пишет Архипастырь, излечить этот недуг христианского разделения, нельзя в плоскости рационалистического соглашения, компромисса в учении о Церкви. Общение с инославным Западом с различными религиозными сообществами создаёт для православных опасность конвергенции, размывания их догматического сознания и соскальзывания к пониманию Церкви как своеобразного культурного объединения, религиозного сообщества… Но это уже не Церковь, не Богочеловеческое тело, а человеческая организация». Говоря об этой работе, профессор Сарычев замечает, что в нём перед взором читателя раскрывается «духовное величие Православия как центра Христианства и средоточия его спасительной силы, как благодатного наследия, обязывающего к его постижению и охранению».
Главные идеалы своей магистерской работы Блаженнейший Владыка Владимир воплощает в наше нелёгкое время, когда Ему суждено было по воле Божьей возглавить Украинскую Православную Церковь в самое тяжелое для неё время – время попытки разорвать её на части, попытки превратить Церковь в культурологическое национальное общество. Если проанализировать Пасхальные и Рождественские послания митрополита к пастве, то в каждом из них, начиная с 1993 года, можно будет увидеть боль и переживание истинно верующего человека, богословские мысли о сущности благодатной Церкви теолога и, самое главное, искренняя любовь ко всем людям нашей многострадальной земли любящего Архипастыря.
Ещё в своей магистерской работе Владыка замечает: «Подлинный исторический синтез (богословской науки о Церкви) состоит не столько в раскрытии и осмыслении прошлого, сколько в творческом воплощении святоотеческих заветов и чаяний в жизни Церкви. При всей верности традиции и задачам, завещанным грядущим векам святоотеческой эпохой… богословие, естественно, испытывает и влияние современности. И мы, богословы XX века, в новых условиях должны развивать и преумножать Святоотеческое наследие, в области экклесиологии. Объединение Церквей и церковных обществ, — продолжает митрополит Владимир, — исповедующих имя Господа Иисуса Христа, составляет главную и конечную цель межконфессионального богословского диалога как на всеобщем, так и на региональном уровне… Всё явственнее обозначается тенденция к сближению и к осуществлению единства на церковной основе, т.е. на основе того, что было общим для церковного благочестия. Однако было бы принципиально неверно ставить целью «вернуть к жизни» то, что, в сущности, не подлежит умиранию: Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь не осталась за горизонтом истории, и существующая ныне Церковь Никее-Цареградского Символа веры вовсе не является «одной из церквей» нового времени, какой ее хочет видеть религиозно-плюралистический мир; нельзя, поэтому почитать её равнозначной всем исторически отделившимся от неё обществам».
В одном из своих рождественских посланий Блаженнейший Владимир, обращаясь к пастве, говорит: «В эти преисполненные света рождественские дни мы очень скорбим и сожалеем о нарушении церковного мира. Священное Писание учит нас: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся в самом себе, не устоит» (Мф.12:25). Искусственное противопоставление верующих одного вероисповедания, одной нации, кроме скорбей и вражды не принесёт ничего и только навредит нашему общему миру. Мы должны, глядя на противника, забыть, что он враг, что он противник, а видеть в нем образ Божий, икону, икону повреждённую, жалеть и заботиться о ней ещё больше, чем, если бы она была во славе». Постоянный призыв любви, призыв к молитве за отпавших, звучит из уст митрополита. Он говорит: «Объединим наши молитвы за всех братьев, разделённых ныне по разным причинам, за тех, кто ещё не понял, что не ограниченная география, а чистое и любящее сердце – место пребывания Бога. Любовь Божья безгранична, она покроет немощи каждого из нас, подаст мир Церкви и Украине, миротворцам же даст право назваться сынами Божьими (Мф.5:9).
Жизнь в Церкви, жизнь с Богом являются фундаментом мышления, основой и источником деятельности митрополита, помогая ему умело вести свою паству к спасению, а так же преодолевать нестроения, расколы. Живя в очень трудные времена, во многом неблагоприятное не только для нашего общества, но и вообще для истинно христианской веры, Блаженнейший, всей своей жизнью, деятельностью и учением показывает, что всякий, рожденный от Бога, побеждает мир и что Христос и вера в Него есть победа, победившая мир, ибо кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий (I Ин. 5:4-5).