Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: «Слова «европеец» и «христианин» должны быть синонимами»

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: «Слова «европеец» и «христианин» должны быть синонимами»

— Ваше Блаженство, в последние годы Европа сильно изменилась. Появились новые государства и межгосударственные образования. Как Православная Церковь восприняла эти процессы?
— Изменилась не только политическая карта Европы, что связано с образованием независимых государств, в том числе и Украины. Изменилось отношение жителей Восточной Европы к религии. Это время заката целой эпохи воинствующего атеизма, который был в социалистических странах государственной идеологией. 20 лет назад мало кто верил, что такое возможно. Тогда на Западе многие удивлялись, как Церковь выживает в таких условиях, сегодня же, когда воссоздается по архивным документам подлинная картина преследования Церкви, удивляются, как мы выжили. К сожалению, в Украине время религиозной свободы совпало с экономическим и социальным кризисом, невероятным обнищанием народа, радикализацией общественной жизни, политизацией жизни церковной. Это привело к жестоким конфликтам, нетерпимости, «храмовым войнам» между греко-католиками и православными, затем между Православной Церковью и схизматическими группировками. Ситуация была достаточно парадоксальной: с одной стороны, верующим разрешалось создавать общины, строить храмы, вести просветительскую, миссионерскую деятельность, с другой — захваты храмов, насилие, инспирированное как центральной, так и местными властями. Понадобились годы, чтобы снять это напряжение, еще немало усилий надо приложить, чтобы церковно-государственные отношения в Украине соответствовали европейским стандартам.

— А как Вы оцениваете национальное законодательство в этой сфере?
— Закон «О свободе совести и религиозных организациях» был принят Верховной Радой весной 1992 года. По сравнению с советским законодательством этот закон, безусловно, прогрессивный, давший возможность возрождать религиозную жизнь в стране. За это время количество общин УПЦ увеличилось в три раза, мы имеем сегодня около 12 тысяч приходов, 179, монастырей, 18 учебных духовных заведений, около ста периодических изданий. В то же время он сохранил и некоторые постулаты тоталитарного прошлого. Скажем, Церковь в Украине не имеет статуса юридического лица. Как в 1918 году декретом ленинского Совнаркома она была лишена этого статуса, потеряла возможность юридически отстаивать свои права, такое же положение сохраняется до сего дня. Или, например, Церкви запрещено заниматься хозяйственной деятельностью, что существенно ограничивает ее возможности в социальном служении. Наконец, не решается проблема реституции церковной собственности, экспроприированной атеистическим режимом. Наши уцелевшие от разрушений храмы, церковные строения, имущество принадлежат государству, которое распоряжается им по своему усмотрению и не спешит возвращать законному владельцу. Так что нам предстоит еще достаточно долгий путь, чтобы церковно-государственные отношения в Украине были европейскими. С Божьей помощью дорогу осилит идущий!
— Какова, на Ваш взгляд, роль Православных Церквей в общеевропейской дискуссии?
— Очевидно, что голос Православной, да и Католической Церквей недостаточно учитывается строителями общеевропейского дома. В основе европейской цивилизации лежат христианские ценности. Ошибочно полгать, что цивилизация может существовать без своих корней, это путь деградации и саморазрушения. Мы уже жили в стране «принципиального безбожия», где Церковь и веру пытались заменить глобальной идеологией, единой для всего человечества. Поверьте, это было трагедией и для каждого гражданина в отдельности, и для народов этой страны. Объединенная Европа должна стать хранительницей и Восточной, и Западной христианских традиций, а слова «европеец» и «христианин» должны быть синонимами.

— Какие темы в данном случае Вам представляются наиболее важными?
— В сегодняшнем мире обострилось такое количество разнообразных проблем, что каждая из них может стать темой общеевропейской дискуссии. Первой я бы выделил проблему народонаселения, физического сокращения европейских народов. Это очень актуально для Украины, в которой население ежегодно сокращается на 400 тысяч человек. Вторая — проблема экологии и связанная с ней проблема защиты жизни. В этом месяце мы будем отмечать 20-летие Чернобыльской трагедии. Чернобыльская зона — это рана всей Европы. У нас есть в зоне действующий храм, его прихожане — самоселы, работники ЧАЭС и зоны. Я неоднократно бывал там, беседовал с людьми: все они живут надеждой на возрождение этой земли, городов и сел зоны отчуждения. Я полагаю, что и научная, и интеллектуальная европейская мысль должны быть устремлены на разрешение чернобыльской проблемы, а не только вспоминать о ней в годовщины.

— Многие видные ученые, религиозные и общественные деятели говорят сегодня о том, что в Европе идет процесс дальнейшего размывания традиционных христианских нравственных ценностей. Прежде всего это касается семьи. Не менее важным является понимание человеческой жизни как Божественного дара. Оно нередко оспаривается в некоторых подходах, допускающих, например, эвтаназию, аборты. Что может и должна сделать Православная Церковь, чтобы ее голос в данном случае был услышан?
— Человек не может искать добра вне добра. Процесс, о котором выговорите, не естественный, «размывание» — это результат пропаганды через массовую культуру антихристианских стереотипов поведения, образа жизни. Ведь большая часть фильмов, телепередач, шоу направлена на разрушение, а не на созидание традиционных христианских ценностей. Эстетизация насилия, пороков, самодостаточности человека, одиночества — общая направленность той культуры, которую ежедневно из телеэфира «потребляет» человек. Семья — это единственный учрежденный Господом институт продления человеческого рода. В ней осуществляется все, что заложено в человеке Творцом: любовь супругов, любовь к ребенку, воспитание, забота, преданность, верность, самосовершенствование. Вне семьи человек ущербен. Через семью приходит и понимание любви к ближнему. Церковь стремится заложить в ребенке высокое представление о семье с детства, поэтому она добивается, чтобы «Закон Божий», религиозно-нравственные дисциплины преподавались в школах. Это сегодня еще более актуально, чем двадцать-тридцать лет назад, потому что с развитием информационных технологий разрушение нравственных христианских ценностей приобретает действительно глобальный характер. Проблема абортов, эвтаназии — тоже следствие дехристианизации, а следовательно, деморализации общества, где даже убийство жизни рассматривается сквозь призму целесообразности, и не более того!

— Не является ли насущно важным участие Церкви в специальных программах, направленных на увеличение рождаемости и укрепление семьи? Быть может, такие программы должна инициировать сама Церковь?
— Демографический кризис обусловлен не только экономическими, но прежде всего духовными причинами, связанными с отходом от идеалов святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной, ценности человеческой жизни. Благополучие общества, его материальное богатство и экономическое процветание основывается на духовном, нравственном и культурном состоянии народа. Следствием неблагоприятной демографической ситуации является угроза резкого сокращения численности трудоспособного населения, что наносит урон экономике, социальной стабильности. Семья — это не только частное дело людей, вступающих в брак, но и одна из форм христианского служения Богу и Отечеству. Брак, строящийся на Богом данной любви, на взаимной поддержке друг друга супругами, которые самоотверженно воспитывают детей, является основой благополучия общества и государства. Сегодня в нашем обществе в сознании людей насаждается потребительское мировоззрение, поощряются эгоистические устремления человека, попирается христианская мораль с ее жертвенностью и устремленностью к высшим идеалам. Все, что способствует укреплению семьи, должно стать сферой особого внимания и Церкви, и государства, и общества. Этот год в Украине объявлен Годом ребенка. Вместе с государством Церковь занимается проблемой беспризорности, неблагополучных семей. Сейчас проходит акция по сбору средств для приюта при одном из наших монастырей, где содержатся 150 детей. Мы ставим задачу, чтобы все наши 179 монастырей были не только центрами святости и молитвы, но и центрами социального служения. Для этого необходимо решить множество проблем, в том числе и законодательного характера. Мешает нашей работе, взаимодействию с государственными органами политическая нестабильность. Выборы, формирование нового правительства, политическая реформа, перераспределение властных полномочий — все это может затянуться на долгие месяцы. А как можно работать с чиновниками, которые постоянно сидят на чемоданах? Мы надеемся, что наступит время стабильности и созидания.

— Каким могло бы быть сотрудничество Православной Церкви с другими европейскими христианскими конфессиями по самым острым вопросам общественной нравственности?
— Это сотрудничество никогда не прекращалась. Мы являемся постоянными участниками европейских межконфессиональных форумов. Проблема заключается в том, чтобы солидарное мнение конфессий оказывало большее влияние на тех, кто определяет политику европейских государств. Надо помнить, что ничто так не объединяет, как конкретные дела. Таким делом могло бы стать преодоление последствий варварства в центре Европы — разрушения православных святынь Косова. Если Европа едина, то и боль у ее граждан должна быть одной, независимо, к какой конфессии они принадлежат.

— Все страны — члены Совета Европы заявили о своей приверженности демократическим ценностям и о стремлении соблюдать и защищать права человека. Как кратко можно обозначить отношение Православной Церкви к этим ценностям?
— Церковь считает верующего человека свободным, а неверующего — рабом. Она была правозащитной организаций, когда о правах человека еще и не говорили. И она такой будет до скончания века.

— Проявления терроризма и экстремизма, так или иначе связанных с религией, беспокоят как правительства европейских стран, так и их народы. Политики и общественные деятели все чаще говорят о необходимости развивать межрелигиозный диалог, в ходе которого происходила бы консолидация всех здравых, социально ответственных религиозных сил. Какими могли бы быть, на Ваш взгляд, пути развития межрелигиозного диалога и сотрудничества?
— Терроризм — это богоборчество. Таков православный взгляд на эту проблему. Терроризм не имеет права ни на существования, ни на оправдание. Мы увидели его истинное лицо в Беслане. Он должен быть осужден всегда и сразу, как газовые камеры Освенцима. Это преступление против Бога, человека и человечества. Я полагаю, что такой должна быть солидарная позиция всех конфессий.

— В чем своеобразие опыта Православной Церкви в Украине в диалоге с представителями других религий?
— Я не думаю, что этот опыт в чем-то своеобразен. Мы взаимодействуем в рамках Совета Церквей при Президенте Украины, на общенациональном, региональном, местном уровнях. У нас сложились нормальные отношения со всеми традиционными религиями страны. Негативным остается отношение Православной Церкви к тоталитарным сектам типа «Великого белого братства», которые покушаются на семью и другие нравственные устои нашего народа.

— В чем, Ваше Блаженство, Вы видите основную задачу диалога нашей Церкви с такими международными институтами, как Совет Европы?
— Совет Европы, его Рекомендации очень важны для стран с неокрепшими демократиями, которые стремятся стать правовыми государствами. Мы уже говорили, что нашему национальному законодательству в сфере церковно-государственных отношений, обеспечении свободы совести и защите прав верующих еще далеко до общеевропейских стандартов. Здесь большое поле для сотрудничества и взаимодействия. Важно и информационное обеспечение, которым Вы занимаетесь. Поэтому я благодарю Вас за эту беседу.

Беседу вел игумен Филарет, представитель РПЦ в Совете Европы