Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

16.09.2005 — 14.10.2005

16.09.2005. МОСКВА. В Русской Православной Церкви озабочены слухами об открытии на Украине подворий Константинопольского патриархата
В Русской Православной Церкви вызывает «недоумение и озабоченность» распространенная на Украине информация о намерениях открыть подворья Константинопольского патриарха в Киеве и Львове, заявил протоиерей Николай Балашов, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата. «Согласно общепринятым православным нормам, — пояснил он, — подворья открываются по договоренности Предстоятелей и Синодов двух поместных Церквей. Как правило, это делается на основах взаимности. Но никаких обращений подобного рода от Патриарха Константинопольского в Московский Патриархат не поступало. Ничего не знает об этом и Митрополит Киевский и всея Украины Владимир». На вопрос, какими могли бы быть результаты такого ходатайства, если бы оно официально пришло по церковным каналам, представитель ОВЦС ответил: «Мы, конечно, говорим о гипотетическом случае. Такие дела находятся в ведении высшей церковной власти. Но мое личное мнение таково: если у нас уже существуют — на взаимной основе — представительства Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Болгарской, Чешской и Словацкой, Американской Церкви, то почему не обменяться подворьями и с Константинополем, с которым нас связывает так много исторических воспоминаний? Тем более что в Турции временно приезжающих или постоянно проживающих русских, украинцев, молдаван, думаю, значительно больше, чем греков. И к нам не раз поступали оттуда обращения верующих, которые хотят молиться на понятном им славянском языке, общаться с пастырями, понимающими их язык и их проблемы». По мнению священника, «турецкие власти, скорее всего, с пониманием отнеслись бы к такой нужде, поскольку существует заинтересованность развитием туристического обмена между нашими странами, что неоднократно подтверждалось лидерами государств».
Однако без межцерковной договоренности открытие своего храма на территории другой поместной Церкви — «это попрание канонического строя православия, ведущее к неизбежному новому расколу с самыми пагубными последствиями для Церкви, народа, общества», — заявляет секретарь ОВЦС.
Он также считает, что аналогия с дипломатическими представительствами Святого Престола, к которой апеллировал в недавнем заявлении представитель так называемой Украинской автокефальной православной церкви, в данном случае «совершенно неуместна». «Нунциатуры действительно открываются на основе межгосударственной договоренности, поскольку Ватикан является признанным субъектом международного права. Папа Римский — глава одного из европейских государств, и именно в этом качестве его представляет нунций. Однако с Фанаром (квартал Стамбула, где находится резиденция Константинопольского Патриарха) не устанавливало дипломатических отношений ни одно государство, в том числе и Украина», — подчеркнул священник. Кроме того, добавил он, «идея о главе Церкви как мирском государе» или о возможности учреждения «православного Ватикана» совершенно чужда православному сознанию, поэтому открытие церковного представительства не может быть инициировано светским государством».
Священник также напомнил, что Митрополит Киевский Владимир, другие архиереи и священники Украинской Православной Церкви в последнее время не раз обращали внимание на факты грубого вмешательства государственных чиновников во внутренние дела Церкви. «В некоторых регионах страны, имели место случаи насильственного захвата храмов. Политическая ситуация в стране на сегодня трудная, и народу больше всего нужна стабильность», — отметил священник. В этих условиях, по его мнению, особенно ценной была бы недвусмысленная позиция Константинопольской Церкви: поддержка канонического Православия на украинской земле, осуждение деятельности раскольников, вносящих смуту в жизнь Церкви и общества. «К сожалению, пока такой ясности недостает», — посетовал священник.
В мае на Соборе в Стамбуле, где присутствовали делегации почти всех Поместных Церквей, Варфоломей I заявил, что «если раньше в патриархии на Фанаре и принимали некоторых представителей раскольнических групп, это не означает их признания», — напомнил секретарь ОВЦС. Однако теперь Мефодий (Кудряков), глава непризнанной УАПЦ, заявил, что в ее Соборах участвует епископ Константинопольского патриархата и ведет с УАПЦ переговоры об открытии подворий.
По мнению отца Николая, в таком случае «мы имеем дело с серьезным нарушением общепринятых норм церковного поведения: епископ не может приезжать в пределы другой поместной Церкви, даже не уведомляя ее законное Священноначалие, а договариваться с непризнанными группами об учреждении при них представительств своей церкви означало бы полное пренебрежение церковными канонами».

16.09.2005. КИЕВ. Союз православных граждан Украины: создание подворий Константинопольского патриархата — путь к новым расколам
На пресс-конференции в информационном агентстве УНИАН Союз православных граждан Украины (СПГУ) назвал «новым наступлением на УПЦ создание подворий Константинопольского патриархата во Львове, Киеве и Одессе, что противоречит заявлениям Президента страны Виктора Ющенко, который говорил, что власть не имеет права вмешиваться в церковные дела». «Появление на Украине подворий Константинопольского патриархата крайне усложнит и без того тяжелую ситуацию. Они никогда не станут центрами объединительного процесса». По мнению СПГУ, еще одним опасным моментом является «сращивание власти и тоталитарных сект». Целью Союза православных граждан Украины является «защита конституционных прав верующих Украинской Православной Церкви».

19.09.2005. КИЕВ. Партия «Союз» выступает против открытия подворий Константинопольского Патриархата в Украине
Лидер партии «Союз» Алексей Костусев поддержал позицию управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Переяслав-Хмельницкого Митрофана относительно недопустимости открытия подворий Константинопольского Патриархата в Украине. Костусев считает, что
это не что иное, как попытка рукой власти в очередной раз расколоть Православие. Лидер «Союза» отметил, что вмешательство государственных структур в церковные дела недопустимо. «В череде церковных расколов, которые делаются руками политиков, наконец-то надо поставить точку. А вместо разъединения православных людей, наоборот, необходимо укреплять духовное единство украинского народа», — заявил Алексей Костусев.
FORUM

21.09.2005. КИЕВ. У греко-католиков проблемы с достройкой собора в столице Украины
Пресс-секретариат главы УГКЦ распространил обращение кардинала Гузара с призывом к греко-католикам вносить пожертвования на достройку собора в Киеве. Пока что средств на завершение работ не хватает, очевидно, что надежды кардинала на то, что с переносом его резиденции из Львова в столицу Украины деньги хлынут бурным потоком, не оправдались. Что поделаешь, негусто униатов в нашей стране.

03.10.2005. КИЕВ. Представитель Константинопольского патриархата пытается оказывать давление на Украинскую Православную Церковь
В интервью еженедельнику «Зеркало недели» епископ Иларион (Рудник), который носит титул епископа Тельмиса и управляет православной епархией Константинопольского патриархата в Португалии, сделал следующее заявление: «Московский патриархат триста лет руководил Киевской митрополией в условиях политической зависимости Украины от России. Украина не имела статуса государства. Возможно, тогда зависимость Киевской митрополии от Московского патриаршего престола и имела свою логику. Но в данное время политические условия изменились — Украина провозгласила независимость, а «оранжевая революция» убедила весь мир, что это не выдумка кучки политиков, а политическая реальность. На мой взгляд, будущее украинского православия без смены его канонической ипостаси таит роковые последствия для православия как тысячелетнего религиозно-культурного фактора самоидентификации украинской нации. Сохранение нынешнего неурегулированного статуса православной церкви в Украине может породить серьезные проблемы для Вселенского православия, которые будут в целом ослаблять его миссию и место в современном христианском мире». Слова епископа вызывают несколько вопросов. Во-первых, являются ли его речи выражением официальной позиции Константинопольского патриархата? Если это так, то мы имеем дело с прямым вмешательством в дела канонической Украинской Православной Церкви. Во-вторых, хочется спросить уважаемого епископа, при чем так называемая «оранжевая революция» к делам церковным? Неужели в Стамбуле при каждой смене президента Турции ставится вопрос об изменении канонического статуса Константинопольского патриархата?

04.10.2005. МОСКВА. Предстоятель Польской Православной Церкви осудил перенос кафедры униатов в Киев
Предстоятель Польской Православной Церкви Митрополит Савва выразил сожаление в связи с переносом кафедры главы украинских униатов из Львова в Киев, где нет греко-католической паствы. Об этом Митрополит Савва заявил в российской столице на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Митрополит также выразил сожаление по поводу расколов, существующих на Украине, и поддержал каноническую Украинскую Православную Церковь.
ИНТЕРФАКС-Религия

05.10.2005. ОДЕССА. Опасность католического прозелитизма — не пустые слова: католики намереваются открыть в городе духовную семинарию
Пресс-служба Одесской епархии распространила следующее заявление: «Как уже сообщалось в средствах массовой информации, глава Одесской облгосадминистрации В. Цушко 27 сентября встретился с Апостольским нунцием в Украине архиепископом Иваном Юрковичем и епископом-ординарием, управляющим Одесско-Симферопольской диецезией Римо-Католической Церкви Брониславом Бернацким. В ходе беседы представители Ватикана высказали просьбу о возвращении помещения в Одессе, которое когда-то принадлежало этой Церкви, чтобы открыть в нем духовную семинарию для подготовки священников. Почему служители папского престола зачастили в Одессу, где католиков всегда было весьма немного? Для кого открывается семинария и кто в ней будет учиться? Попробуем ответить на эти вопросы. Последние события наглядно показывают, что опасность католического прозелитизма в Украине отнюдь не безобидна. Сегодня, воспользовавшись, как всегда в истории, смутным временем и ослаблением нашего многострадального Отечества, Ватикан осуществляет очередной натиск на Восток, на Православие: в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия на Западной Украине произошел наглый насильственный захват униатами православных храмов, осуществленный по благословению Папы; в 2002 году учреждены новые католические епархии, в том числе и в Одессе. Напомним, что до 1917 года на территории Российской империи существовала только одна католическая епархия в Могилеве. В Одессе же ее никогда не было. А вот теперь — сообщение о возможности открытия католической семинарии в городе. И это при том неоспоримом даже для самого Ватикана факте, что подавляющее большинство украинских католиков проживает в трех западных областях страны — Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской.
В католицизме богословие и политика нераздельно связаны учением о «первенстве и непогрешимости Римского первосвященника» — «Наместника Христа на земле». Более десяти веков было потрачено на установление господства Римского Папы над всеми христианами, однако без покорения «схизматиков», как католики называют православных, Рим не может считать это дело завершенным или хотя бы наполовину успешным.
Если до 1917 года все мечты Рима об обращении нашего Отечества в католичество оставались бесплодными ввиду величия и значения Православной Церкви в жизни страны, верности православного народа Церкви, то после революционного большевистского погрома, по словам церковного историка К.Н. Николаева, «из хаоса и кровавого тумана пред взором Рима, устремленным на Восток, подымалось видение новой России, России католической».
Заслуженный профессор и богослов Н.Н. Глубоковский заявлял тогда, что «Рим кружится, как изголодавшийся волк, и готов пожрать, как свою добычу, погибающее Православие».
В то тяжелое время Святейший Патриарх Тихон в своем воззвании от 1 июля 1923 года писал: «Пользуясь происходящею у нас неурядицей в Церкви, римский папа всячески стремится насаждать в Российской Православной Церкви католицизм».
Известный русский философ Иван Ильин так свидетельствовал о настроениях, которые царили в то время в умах католических иерархов: «Сколько раз за последние годы католические прелаты принимались объяснять мне лично, что «Господь выметает железной метлой православный Восток для того, чтобы воцарилась единая католическая церковь». Сколько раз я содрогался от того ожесточения, которым дышали их речи и сверкали их глаза. И, внимая этим речам, я начинал понимать, как мог прелат Мишель д’Эрбиньи, заведующий восточно-католической пропагандой, дважды (в 1926 и 1928 году) ездить в Москву, чтобы налаживать унию с «обновленческой церковью» и «конкордат» с марксовым Интернационалом, и как мог он, возвращаясь оттуда, перепечатывать без оговорок гнусные статьи Ярославского-Губельмана».
Самым позорным для Рима фактом было добровольное братание в 20-х гг. с богоборческой большевистской властью в то самое время, когда тысячи православных священнослужителей и мирян заполняли советские тюрьмы и лагеря. Рим в это время высоко оценивал «заслуги» большевистской революции в разрушении «схизматической» Церкви. Некоторые католические деятели говорили тогда открыто о «религиозной миссии антирелигиозного большевизма», расчищающего путь для постепенного перехода русского народа под омофор римского первосвященника.
В настоящее время масштабы католической агрессии в Украине просто поражают. Если еще несколько лет назад Ватикан утверждал, что его деятельность направлена якобы только на окормление проживающих в нашей стране униатов из Галичины и немногочисленных поляков, литовцев и немцев, то теперь, укрепившись, он не скрывает, что главная его цель — окатоличивание нашего православного народа.
Серьезную обеспокоенность нарастающей экспансией римского католицизма неоднократно высказывал и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Произошел в буквальном смысле слова разгром православных епархий во Львове, Тернополе и в Ивано-Франковске. Происходило это на волне дикого национализма, с помощью военизированной организации УНА-УНСО. Изгонялись православные из своих храмов, избивались священнослужители, осквернялись святыни. Это можно было бы еще представить в период средневековья, но чтобы это происходило в XX веке в отношении «Церкви-сестры» — не укладывается в сознании. На территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана осуществляется прозелитизм, что тоже не может иметь место в отношениях между Церквами-сестрами. Идет католическая экспансия…» (Из интервью Патриарха Алексия II обозрению «Радонеж»).
Таким образом, действия католической стороны «красноречиво свидетельствуют о ее намерении распространять свое влияние на Восток. Иного результата, кроме недоверия и отчуждения между нашими Церквами, подобная политика руководства Римско-католической церкви иметь не может», подчеркивается в специальном заявлении Русской Православной Церкви от 30 июля 2004 года по поводу прозелитизма Ватикана.
16 августа 2005 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви, проходивший под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Руси, выступил с заявлением, в котором нынешняя политика Ватикана на Украине расценивается как «открытый вызов вероисповедному самосознанию православных украинцев, который провоцирует социально-политическую нестабильность и нестабильность на религиозной почве. Такое намерение расценивается нами как экспансия и проявление агрессивности. Из памяти православных верующих еще не стерлись события начала 1990-х, когда при бездеятельности, а нередко и при прямом попустительства местной власти в Галиции были разгромлены три православных епархии».
Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский, постоянный член Священного Синода УПЦ, неоднократно заявлял о недопустимости католической экспансии на юге Украины, о негативных последствиях прозелитизма, выражаемых в подрыве стабильности межконфессиональных отношений в нашем регионе, где всегда мирно и добрососедски жили представители многих вероисповеданий.
Признавая нарастающую опасность расширения влияния католичества в нашем городе и регионе, мы еще раз предостерегаем представителей Ватикана от недружественных провокационных акций, подобно вышеупомянутым заявлениям о возможности открытия в Одессе католической семинарии».

14.10.2005. КИЕВ. Православные пикетируют посольство Турции и обещают блокировать работу турецких предприятий
Около тысячи человек участвуют в крестном ходе от Киево-Печерской Лавры к посольству Турции в поддержку канонической Украинской Православной Церкви. Участники крестного хода направляются к турецкому посольству в Киеве, чтобы передать дипломатам петицию о недопустимости открытия в Украине подворий Константинопольского Патриархата. «Мы возмущены действиями гражданина Турции Константинопольского Патриарха Варфоломея, который провоцирует раскол мирового Православия. Сначала он вторгся на каноническую территорию Московского Патриархата в Эстонии, а теперь его устремления направлены на Украину», — говорится в тексте петиции. Православные активисты заявляют, что если власти Турции не остановят Патриарха Варфоломея, верующие намерены осложнить жизнь турецким предпринимателям: «Если у нас не останется иного выхода для защиты нашей Церкви от посягательств Константинопольского Патриарха, мы вынуждены будем призвать православных верующих Белоруссии, Украины, России, Сербии, Молдовы не ездить на курорты Турции и не покупать турецкие товары. Мы создадим серьезные трудности турецким строительным фирмам, массово работающим на Украине и в России, мы обратимся к властям с требованием расторгнуть с ними контракты, мы будем перекрывать въезды на стройплощадки», — подчеркивается в петиции.
«Новый Регион — Киев»