Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Василий Анисимов. «Мы были, есмь и будем»

«Мы были, есмь и будем»

Василий Анисимов

Главный редактор журнала «Przeglad prawoslawny» («Православное обозрение»), депутат польского сейма Евгений Чиквин, пожалуй, не был бы самим собой, если бы не постарался превратить юбилейные торжества своего издания в своеобразную презентацию Православия в Польше, его возрождения — тому, чему посвятили 20 лет трудов и жизни журналисты и интеллигенция, объединившаяся вокруг журнала. На празднование юбилея в Белосток прибыли из разных концов страны и из-за рубежа постаревшие на два десятилетия лидеры и активисты молодежного православного движения Польши начала 1980-х. В драматическом театре города зал был переполнен: духовенство, послы православных стран, депутаты, государственные и общественные деятели, ученые, журналисты.
Как ни старались организаторы уплотнить официальную часть торжеств, она растянулась на два часа: люди приехали издалека, говорили от чистого сердца, и «подвести черту под выступлениями» никто не решался. Были зачитаны приветствия Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы и Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. От имени Президента Польши Александра Квасневского пяти журналистам были вручены ордена Серебряного Креста «За заслуги». Проникновенным было выступление сербского епископа из Косово владыки Артемии, который благодарил журнал за акции по сбору средств и помощь в восстановлении разрушенных святынь Сербии. Украинская делегация, в которую вошли сотрудники пресс-службы УПЦ и руководитель духовно-просветительского центра Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры иеромонах Лонгин, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира передала журналистам «Православного обозрения» икону преподобных Киево-Печерских, а Евгению Чиквину был вручен орден УПЦ прп. Нестора Летописца. Торжества в драмтеатре закончились выступлением академического хора из Белграда (Сербия) и ансамбля песни и пляски из Гродно (Белоруссия). Вечером состоялся импровизированный концерт белорусской и украинской песни, в котором участвовали и гости, и местная белорусско-украинская диаспора.
«Всенародное» празднование юбилея «Przeglad prawoslawny» обусловлено спецификой журнала. «Сегодня Православная Церковь в Польше имеет хорошие медиа-ресурсы. — говорит епископ Вроцлавский Иеремия. — Это и епархиальные сайты с лентами новостей, и своя радиостанция с ежедневной двухчасовой программой. У нас два раза в неделю выходит 15-минутная православная программа на государственном радиоканале и раз в неделю — 25-минутная на государственном телевидении. Мы имеем полтора десятка периодических печатных церковных изданий. «Православное обозрение» — это не церковный, а пишущий о Церкви журнал, о том, что волнует православных верующих. Это голос православной общественности. Он менее связан сугубо церковными рамками, пишет даже о политики. Он пользуется большим спросом, потому что затрагивает огромный круг проблем, дает им православное измерение. И сегодня большое количество людей пришло поздравить и поблагодарить любимых журналистов».
На следующий день в Свято-Николаевском кафедральном соборе Белостока была отслужена панихида по умершим сотрудникам журнала. Затем в зале собраний епархиального управления открылась международная конференция, посвященная трагедии Косово и Метохии, где при попустительстве международных сил косовские албанцы разрушили более сотни православных монастырей и храмов. В зале была развернута выставка, рассказывающая о варварском уничтожении православных святынь Косово. Православные в Польше в своей недавней истории сами неоднократно подвергались подобным испытанием, поэтому очень болезненно переживают беду единоверных братьев. Как известно, в 1926 году в Варшаве был снесен один из самых величественных храмов Православной Церкви (12 приделов) — собор Св. Александра Невского, а конце 1930-х властями было разрушено 140 православных храмов в Восточной Польше. Кстати, тогда лишь одна страна в Лиге Наций осудила варварство тогдашних властей — далекая Япония. Оказалось, что ее представитель был учеником святителя Николая Японского. В наше время депутат польского сейма, редактор журнала «Православное обозрение» Евгений Чиквин провел через польский парламент резолюцию, осуждающую косовский беспредел (чего, кстати, даже и не думала делать наша Верховная Рада, в которой не два, а сотни православных депутатов), журналисты «Православного обозрения» организовали в Косово поездку, доставили гуманитарную помощь, сняли фильм, который также был показан на конференции. На форуме выступили епископ Артемий, монахи разрушенных монастырей, богословы, политики. Было принято обращение к общественности, прозвучало также предложение организовать международную поездку журналистов с целью привлечения внимания мирового сообщества к косовским проблемам.
Важным событием юбилейных торжеств стало освящение в Заблудове памятника первопечатникам Ивану Федорову, Петру Мстиславцу, протопопу Нестору. Как известно, здесь вышли первые на территории современной Польши кириллические печатные богослужебные книги. Памятник, созданный усилиями журнала, освятили епископ Косовский Артемий и епископ Вроцлавский Иеремия. Недавно польский сейм, опять же по инициативе православных, принял закон о национальных меньшинствах, согласно которому в местах их компактного проживания (20 процентов) можно использовать и родной язык, так что родная кириллица в скором времени может вернуться на дорожные указатели, в названия улиц белорусских и украинских сел и городов в Польше.
Завершились торжества посещением Белой Вежи, где в это время, как и в некоторых других городах страны, проходили концерты церковных хоров, принимавших участие в международном фестивале в Хайновке. Вечером в лесу на певческом поле под открытым небом собралось несколько тысяч зрителей, в основном молодежь, которые слушали очень сложные церковные произведения в исполнении католического хора из Бельгии, хора регентов церковных хоров из Афин и с особым воодушевлением — хора духовенства Белостокской епархии (ему подпевала вся аудитория). Два конферансье — православный священник и артист — в перерывах между выступлениями рассказывали о вере, о церковном пении, шутили над собой и слушателями. Пожалуй, мы в Украине, напрасно думаем, что только рок и поп-звезды могут собирать молодежь на стадионах и площадях. Польский опыт показывает, что и высокая церковная музыка не чужда молодежной среде, главное — чтобы молодежь имела возможность к ней приобщаться, и не только в храмах.
Благодаря польским коллегам, киевские журналисты посетили храмы Белостокской епархии, редакцию «Православного обозрения» и православную радиостанцию, которая находится при храме Св. Софии. Особенно ценной была поездка в Супрльско-Благовещенскую лавру, основанную монахами Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. В 1498 году православный магнат князь Хоткевич предложил бежавшим от католических гонений киевским монахам основать на его землях монастырь: монахи пустили по течению речки Супрле крест, и в том месте, где он прибился к берегу, основали обитель. Нынешний наместник монастыря архимандрит Гавриил киевскую святыню не называет иначе, как «нашей матерью». Более шести лет шла борьба православных журналистов, общественности за возвращение монастыря, на который претендовала господствующая в стране Католическая Церковь, православным. И все-таки удалось доказать, что исконно лавра принадлежала именно православным. Сегодня величественная обитель восстанавливается трудами монахов, часть зданий реставрируют за счет государства. Монастырь известен и тем, что здесь в ХVІ веке был создан «Супрльский Октоих» — самый древний дошедший до нас сборник церковных песнопений, записанных не «крюками», а нотами. Его создатель — диакон Богдан Анисимович. Сборник был обнаружен в Киеве и расшифрован крупнейшим современным специалистом в области древних церковных песнопений московским профессором Анатолием Конотопом. Архимандрит Гавриил и Евгений Чиквин предложили совместно с Киево-Печерской лаврой издать этот замечательный памятник нашей общей культуры. Кстати, в Супрльско-Благовещенской лавре до сих пор звучит знаменитый киевский распев.
В последние два дня своего пребывания в Польше киевские журналисты смогли ознакомиться с Варшавой православной — побывать в кафедральном соборе Св. Марии Магдалины, митрополии, в Христианской академии, в Варшавской духовной семинарии, посетить исторический музей и выставки столицы. В библиотеке академии, которая является экуменической (здесь студенты учатся на трех отделениях: православном, старо-католическом, протестантском), на самом видном месте — икона преподобных Киево-Печерских. Вуз имеет государственную аккредитацию и готовит богословов.
Ректора избирают студенты, в прошлую каденцию им был Блаженнейший Савва, в эту — протестант, однако проректор — православный священник.
Что примечательно, никаких атеистических религиоведов, поляки как-то научились обходиться без них. Закон Божий преподают в школах, православным детям — православные. Поляки любят своих детей, дорожат их традиционной религиозностью и никаких колодных и еленских близко к ним не подпускают, чтобы не отравляли безверием молодые умы и души. Здесь уважают и веру, и верующих. Трудно представить, чтобы в Польше какой-нибудь анафематствованный расстрига украл чужой богословский труд, перелопатил, разукрасил своими портретами, издал и рекламировал на столичных бигбордах как «Закон Божий»!
Варшавская православная духовная семинария гордится высоким уровнем подготовки своих воспитанников. На 34 студента стационара — 24 преподавателя, хотя система обучения «потогонная»: пять пар в день, не считая служб. Вечером — лекция или диспут. Мы присутствовали на лекции о еврейском календаре, которую читала преподаватель одного из Варшавских вузов, а после ужина были на репетиции трех студентов (белоруса и двух грузин), которые готовились к какому-то светскому конкурсу авторской песни: один аккомпанировал на пианино, другой на скрипке, третий прочувствованно вытягивал «Где же ты, моя Сулико?». Все ребята накаченные, эрудированные, владеют интернетом, говорят по-русски или по-украински (их изучение, как и физкультура, являются обязательными предметами). Ректор семинарии прот. Георгий Тофелюк говорит, что семинария готовит православных священнослужителей для современного мира, поэтому они должны быть современными. Он также поделился радостью о том, что правительство приняло решение вернуть Церкви огромное здание довоенного православного интерната в центре Варшавы, что расширит возможности семинарии, а также позволит приступить к созданию православной богословской академии. В семинарии висит портрет ее основателя — Блаженнейшего митрополита Макария (Оксиюка), замечательного религиозного деятеля. Он похоронен в одесском Свято-Успенском монастыре. Православная Польша и Украина связаны тысячами нитей прошлого и настоящего, свидетельства чему мы видели везде, где удалось побывать. На варшавской улице случайно встретили молодого человека, который оказался волынянином, выпускником Луцкой духовной семинарии. Он работает секретарем архиепископа Авеля.
О современном состоянии православно-государственных отношений в Польше удалось поговорить с единственным православным сенатором Сергеем Клевой. Он излучал оптимизм: «Когда-то я был одним православным депутатом, потом нас стало двое — я и Чиквин.
Теперь у нас два депутата — Чиквин и Чуж — и один православный сенатор. У нас в Польше самая большая демократия! У нас нет разницы между православными и католиками. Права Православной Церкви защищены законом, ей в собственность возвращается все имущество, государство помогает в реставрации храмов, «Закон Божий» преподается в школах, духовные учебные заведения имеют государственную аккредитацию. Так что отношения государства и Православия я бы назвал очень хорошими. Иногда приводят статистику, что нас, православных, в Польше всего 200 тысяч. Это не так. Я думаю, около миллиона. Только в Белостоке 140 тысяч. В прошлом году выступал на сессии Межпарламентской Ассамблеи Православия, которая проходила в Киеве. Мы призвали наших коллег из украинского парламента помогать Украинской Православной Церкви, нашим единоверным братьям. Думаю, что у Православия в Польше хорошие перспективы. Мы были, есмь и будем! Если православные будут жениться на католичках, будет больше православных. У меня, правда, одна дочь венчалась в православном храме, другая — в костеле. Что поделаешь, любовь — не картошка!»
Со сложными чувствами возвращались мы из Польши. Конечно, за пять дней можно многое увидеть и услышать, труднее — сделать выводы. Православие в Польше живет насыщенной своеобразной жизнью, со своими волнениями и проблемами. Живет в демократической, правовой, европейской державе, где при всей исторической недоброжелательности к Православию правит закон. Этим католическая Польша и отличается от православной Украины, где с советских времен государство крепко держит бесправную Церковь за горло, где на невозвращенной церковной собственности пятнадцать лет паразитируют чиновничьи, раскольничьи и просто бандитские структуры, где в школах и вузах обязательным является преподавание безверия и запрещено изучать даже основы исторической веры своего народа. Нелегко православным жить в стране, где всякая власть декларирует одно, говорит другое, думает третье, подразумевает четвертое, а делает обратное тому, что декларирует, говорит, думает и подразумевает.
Ну сколько лет какой-нибудь бывший комсомольский вожак Василий Червоний может терроризировать и держать в страхе православных целой области!? Он это безнаказанно делает уже при трех президентах, хотя в правовой стране должен не губернаторствовать, а сидеть в тюрьме за бесчинства и насилие над православными, сотворенные им еще во времена его покровителя Леонида Кравчука. Или сколько, скажем, нужно президентских указов «О преодолении последствий тоталитаризма в отношении Церкви и прочая и прочая», чтобы хоть один из них начать выполнять и возвратить Церкви ее имущество, храмы и сооружения, не дожидаясь, пока они окончательно не превратятся в руины? И таких вопросов без ответов — не счесть. Православные в Польше знают об этом, поэтому, прощаясь, сочувственно пожимали руки…