Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Настоятель вилковского старообрядческого храма Рождества Богородицы Сергий Столярчук: «Для нас важны догматы того Православия, в котором была крещена Киевская Русь»

Настоятель вилковского старообрядческого храма Рождества Богородицы Сергий Столярчук: «Для нас важны догматы того Православия, в котором была крещена Киевская Русь»

— Батюшка, Вы родились в этих местах?
— Да, я родился в десяти километрах от Вилково. Можно сказать, наследственный липованин. Старообрядчество я впитал с молоком матери. И хотя в силу обстоятельств пришлось поездить (учился на историческом факультете Одесского университета, служил в армии), всегда ощущал себя липованином. На клирос я ходил петь с двух лет. Водил меня в храм дедушка. Постепенно учился: учили батюшки, учили старшие, ведь у нас нет официальных учебных заведений. Но и, кроме того, все время самосовершенствование. Как апостол Павел говорил, не останавливайтесь на достигнутом, все время совершенствуйтесь.

— А почему липованин? Откуда пошло это название?
— Сколько ученые не пытались это выяснить, так и не пришли к единому мнению. Скорее всего, потому, что иконы писались старообрядцами на липовых досках. Это самая распространенная из версий. Мы гордимся этим неплохим самоназванием, а вот слово «старообрядчество» звучит для нас не совсем благозвучно, потому что подразумевает существование нового обряда. Мы называем сами себя липованами, а не старообрядцами.

— Интересно, проникается ли молодое поколение липован идущими исстари традициями: религиозными, бытовыми?
— Вы знаете, да. Где бы они ни были, они всегда помнят, откуда они и какую традицию несут. Если рядом нет старообрядческого храма, они могут посещать храм православный, разумеется, если батюшка лояльно относится к ним. Это зависит от культуры и образованности батюшки. Прискорбно слышать, что некоторые заставляют их перевенчиваться и перекрещиваться, потому что почитают убеждения старообрядцев ересью. Где бы они ни были, они часто приезжают сюда, помнят свои корни и остаются приверженцами старого обряда, даже если они ходят в новообрядческую церковь. Они подтверждают свое старообрядческое происхождение, свои старообрядческие корни.

— В городе, кроме двух старообрядческих храмов, есть и православный. Как складываются отношения между их клириками и паствой?
— У нас вполне добрососедские отношения. Я никогда ни в коей мере не поносил их. Они платят мне тем же. Неуважения или вражды не замечал. Сколько живу здесь, все было нормально. Более того, на престольные праздники мы приглашаем в наши храмы православного батюшку. И никого это не возмущает.

— Вилково сегодня — проблемный город. Закрылись многие предприятия, и, естественно, довольно велик уровень безработицы. Церковь как-то участвует в преодолении этих проблем, в решении социальных вопросов?
— А что церковь может сделать? Кроме слов, кроме проповеди, — ничего. Похвально, что здесь люди живут только своим трудом. Все, что вы видите вокруг, сделано руками старообрядцев. Здесь были непроходимые болота, камыши, плавни. Сегодня вы видите вполне комфортное, может быть, непривычное в чем-то для приезжего, весьма своеобразное поселение. Все это сделано руками старообрядцев за каких-то триста лет.

— Липоване, как я успел заметить, очень дружный, сплоченный народ. На престольный праздник в Никольском храме собрались люди из многих стран, я уже не говорю городов. Это все уроженцы Вилково?
— Необязательно уроженцы Вилково. Старообрядцы, я должен заметить, не только дружный, но и очень деятельный народ. Они ездят в разные места — по долгу службы, по долгу работы. Я, например, неделю назад прилетел из Австралии, из Сиднея. Везде, где бы они ни появлялись, они проповедуют свою культуру поведения, культуру своих предков. Кроме того, они очень хлебосольные хозяева и всегда зовут к себе в гости. Здесь на престольном празднике, как видите, Киев представлен большой командой. Много гостей из нашего региона. Есть гости из Америки, вернее, батюшка-гражданин Америки с матушкой. Лет восемнадцать тому назад он волею судеб выехал за океан. И вот сейчас вернулся. Служит в старообрядческой церкви здесь неподалеку, в Некрасовке.

— В последнее время наблюдается, может быть, громко будет сказано, расцвет старообрядчества в городах. Каким образом это происходит?
— Этому способствовало, конечно, село. Вот это захолустье. Возьмите, к примеру, Киев. Киевских старообрядцев осталось очень мало, но те, которые приезжают с Дунаевщины, из других мест компактного проживания старообрядцев, укрепляют тамошнюю старообрядческую общину.

— Даже здесь, в Вилково, есть разные группы старообрядцев. Как вы объединяетесь? На основании чего?
— Одежда, фольклор, культура в широком смысле могут быть разными. Старообрядцы Москвы отличаются от старообрядцев Киева. Киевские отличаются от старообрядцев Придунавья. Но вера одна. Объединяет всех нас, прежде всего, вера и каноны.

— Несмотря на то что между старообрядцами и православными нет вражды, нет, конечно, и единства. Как Вы думаете, возможно ли в будущем объединение старой и новой Церквей? И вокруг чего?
— Ни в коем случае и никому мы никаких претензий не предъявляем. То, что исторически произошло, то произошло. Мы не против объединиться на основании тех канонов, при которых произошло разделение. Более всего вопрос, конечно, упирается в двуперстие. Это законное перстосложение. Возьмите катакомбную римскую иконопись, фрески Венеции, Равенну, Айю-Софию Константинопольскую. Почему унаследовано в древности от архиереев и иереев это перстосложение, а народ заставляют молиться иначе? Если будет устранено вот это главное препятствие, все остальное, мне кажется, не столь существенно: сколько у кого кафизм читается — у кого восемь, у кого одна — уже не суть важно, это уже детали. Для нас важны догматы старообрядчества, вернее, не старообрядчества, а того Православия, в котором была крещена Киевская Русь. Поэтому, если будут созданы предпосылки, от нас не будет никаких возражений. У владыки Андриана было много контактов с архиереями господствующей церкви — и с владыкой Агафангелом, и с владыкой Кириллом, — он всегда старается подчеркнуть почтение и к вашим архиереям, которые также имеют благодать рукоположения, преемственность. В этом вопросов нет. Вопрос состоит в догматах. «Новообрядческая» Церковь, мягко говоря, здесь чуть-чуть погрешила. Если бы устранить главное противоречие, то почва для конфронтации исчезла бы. За трехсотлетнюю историю мы настолько пропитались проклятиями с вашей стороны, а вы с нашей, что сегодня нужно с этим что-то делать, искать пути если не к объединению, то к диалогу.

— Но ведь все анафемы были сняты.
— Анафемы были сняты, но я все же хотел бы указать, хотя для нас католичество и не пример, что Папа Римский покаялся от лица своей Церкви за все грехи перед православными. У нас же до сих пор бывает, что если старообрядец на исповеди где-нибудь в Троице-Сергиевой лавре признается в своей вере, ему батюшка говорит: а ведь ты еретик, тебя нужно перекрещивать. И перегибы случаются часто. Все это создает определенную казуистику в сближении. Должны быть едино стадо и един пастырь, но это не означает, что какая-то одна церковь должна главенствовать. Бог проповедовал единство, а мы, к сожалению, со своим другом не можем найти общего языка.

— Известно, что митрополит Агафангел, о котором вы уже упоминали, по-доброму относится к старообрядцам. Почему?
— Митрополит Агафангел — мудрый человек. Ему чужды всякие веяния, идущие с Запада. Например, брызгательное крещение, которое мы получили в наследство от Речи Посполитой. Это тяжелое наследство, от которого нужно избавляться. Должно быть, владыка Агафангел симпатизирует старообрядцам потому, что они более твердо отстаивают древние каноны, строго блюдут канонические правила. Конечно, мы тоже грешим где-то по мелочам, но если у нас будет единый устав, нам будет значительно проще сотрудничать с Украинской Православной Церковью. А тут еще и анафематствованный Филарет старается делать погоду. Христова Церковь должна крайне негативно относиться к расколам, потому что, как писали святые отцы, раскол и ересь не смываются даже мученической кровью. Нет прощения человеку, который разделил Церковь. А причины, побудившие к этому, лежат совершенно в другой области. Кто там прав, кто виноват — рассудит Господь Бог.

— Но вы, разумеется, не будете искать общего языка с раскольниками…
— Боже упаси. Мы всегда старались искать общий язык с законными, преемственными иерархами.

— Отец Сергий, вы хорошо знаете православное богослужение и можете сравнивать его со своим. В чем особенности богослужения старообрядцев?
— У нас очень длительное богослужение в силу того, что мы исполняем каждую букву устава. В Греческой Церкви допускается прочитать первую строчку кафизмы — и годится. У нас этого нет. У нас если что-то положено, ты хоть тресни, но должен все сделать так, как положено. Кроме того, у нас партесное пение — крюки вместо нот. Это сложный музыкальный язык. Певцы приспосабливаются постепенно, сопоставляя крюки с напевкой.

— Вы уже сказали, что старообрядческая церковь не имеет учебных заведений. Расскажите, как готовят у вас священников?
— Особенность состоит в том, что каждый старообрядческий священник готовит себе преемника из прихожан. Замечает — вот человек достойный, он его ведет, и когда где-то возникает нужда в батюшке, он его рекомендует: вот есть человек, растили для себя, но уступаем вам. Это своеобразное учебное заведение, но в отличие от семинарии, где, скажем, пятьсот человек, здесь один студент. Ему больше уделяется внимания, он чаще исповедуется, всегда на виду, к тому же вдали от крупных городов (город влияет на человека, как вы знаете, не всегда положительно). Это дает возможность воспитывать достойные кадры для церкви. А у нас к священнику выдвигаются очень высокие требования — и по грамотности, и по чистоте жизни и т. д. Служат старообрядческие священники чаще всего в том регионе, где родились. В этом тоже большой плюс, ведь они знают характер, привычки, уклад жизни своих прихожан.

— Тогда мой следующий вопрос, наверное, не совсем уместен. Нет ли тенденции к вырождению старообрядчества? В Вилково, например?
— Вы знаете, я никогда не думал о перспективе, а думал о том, что нам оставили предки, о том, что нужно молиться. Будет ли перспектива, будет прогресс или регресс — все в деснице Божией. В советское время у нас был один батюшка на всю придунайскую страну. Было время, когда вообще никого не было, а вот Господь Бог послал владыку Амвросия. Я не берусь судить и предвосхищать суд Божий. Что Господь нам всем определит, так оно и будет. Сегодня, слава Богу, есть с кем молиться. Как сказал Иоанн Златоуст, слава Богу за все.

— И еще, отче. Как у вас складываются отношения с местными властями?
— Наш регион, слава Богу, свободен от расколов. Властям не приходится гасить таких конфликтов, которые имеют сегодня место в других областях страны. В местных органах самоуправления много старообрядцев или сочувствующих им. Власть помогает нам. И мы ей за это благодарны.

Беседовал Валерий Полищук