Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Сергей Богодеев. Путь, ведущий к небесам

Путь, ведущий к небесам
(Милосердие как основа христианской жизни)

Сергей Богодеев,
кандидат богословия

Наряду с высокими добродетелями — верой, надеждой и любовью — милосердие представляет собой основу всей жизни христианина. Это особое христианское чувство, имеющее своим источником Бога. Оно выражается в доброте, благожелательности, сострадании к ближним, в долготерпении к согрешающим и прощении обид врагам. По мысли Святителя Тихона Задонского, «…если любовь выше всех добродетелей, то милосердие есть выражение любви, оно одно ходатайствует пред Богом и просит у Него милости для благодетеля. Богу бывает любезнее не тот человек, который упражняется только в молитве, но тот, кто приобрел в cвоем сердце и милосердие, потому что молитва без милостыни — как голос вопиющего в пустыне, или дерево без плодов. И какую бы милость ни оказал христианин ближнему, Господь принимает ее как оказанную Ему Самому. Особенно большое значение эта добродетель будет иметь на Страшном суде Христовом, когда участь человека будет определяться в зависимости от того, имел ли он в душе своей милосердие, этот плод любви, или нет. Если даже язычники, движимые естественным законом, проявляют милосердие к нуждающимся, то христианина тем должно подвигнуть не только родство естественное, так как все имеют одного праотца — Адама, но и родство духовное и более всего — Имя Христово». В Священном Писании Спаситель говорит о том, как следует творить милость, одновременно предупреждая об опасности попасть в сети гордыни и лицемерия. «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца нашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. 6, 1-4.)
Делать добро без хвастовства — большая заслуга; прятать руку дающую — ещё большая заслуга. Это несомненный признак нравственного совершенства, потому что для того, чтобы видеть вещи с большей высоты, чем обыкновенно, нужно не принимать в расчёт настоящей жизни, а отождествляться с жизнью будущей. Одним словом, нужно отказаться от удовлетворения, доставляемого похвалой людей, и ждать одобрения Божьего. Тот, кто ценит людское одобрение больше, чем Божие, доказывает, что он больше имеет веры в людей, чем в Бога, и что жизнь настоящая важнее для него, чем жизнь будущая.
Сколько тех, кто благодетельствуют в надежде, что все прокричат об этом; кто при софитах жертвует крупные суммы, а в тени не дадут ни гроша! Вот почему Иисус Христос сказал: «Творящие милостыню гласно получили уже награду свою». Действительно, тот, кто ищет прославления на земле за милостыню, творимую им, уже вознаградил себя.
«…пусть левая рука не знает, что делает правая» — образное выражение, прекрасно характеризующее скромное благодеяние; но если есть скромность и притворная, симуляция действительной скромности. Бывают люди, которые прячут руку дающую, стараясь, чтобы она всё же была немного видна, и оглядываются, не смотрит ли кто-нибудь, как они её прячут. Недостойная пародия на правила Христа! Если гордые благотворители теряют цену в глазах людей, то что же будет у Бога! Какова же будет награда тому, кто заставляет облагодетельствованного им чувствовать своё благодеяние, кто требует проявлений благодарности, даёт ему понять его положение и преувеличивает цену приносимой им жертвы? Для него нет награды даже на земле, так как он лишён удовлетворения и не слышит благословения своему имени. Слёзы, им вызываемые ради тщеславия, вместо того чтобы подняться к Небу, падают на сердце несчастного. Добро, им делаемое, остаётся без пользы для него, так как он попрекает им; всякое благодеяние, которым попрекают, то же, что монета без цены.
Одолжение без хвастовства имеет двойную заслугу: кроме милостыни материальной, это милостыня нравственная. Оно охраняет чувствительность того, кому оно сделано; оно заставляет принять милостыню, не причиняя страданий самолюбию и сохраняя человеческое достоинство, потому что услугу примет тот, кто не принял бы подаяния. Итак, превращать одолжение в подаяние через манеру, какой его оказываешь, — значит унижать того, кому даёшь, а унижать кого-нибудь — значит проявлять гордыню и злость. Истинное милосердие, напротив, всегда деликатно, находчиво скрывает благодеяние. Истинное милосердие умеет находить слова мягкие и приветливые, которые заставляют одалживающегося чувствовать себя хорошо, тогда как милостыня, подаваемая с гордостью, его подавляет. При истинно высоком милосердии благотворящий, меняясь ролью, находит способ, чтобы казаться самому одалживающимся перед тем, кому он делает услугу. Вот что значат слова: «пусть левая рука не знает, что делает правая».
Во время больших бедствий милосердие пробуждается, и мы видим людей с благородными порывами, стремящихся смягчить несчастия; но рядом с общими бедствиями существуют тысячи частных, которые проходят незамеченными. Ежедневно каждый из нас, проходя мимо нищих и бездомных людей, остается хладным и бездушным к горю ближнего. Мы не только не оказываем реальной помощи голодным и больным, но что еще хуже, не проявляем элементарного чувства сострадания к ним. Знаменитый богослов и публицист Владимир Марцинковский, будучи во Франции, рассказал в одном из своих дневников, как милость помогла молодому студенту сохранить жизнь. Однажды проходя мимо моста, который получил название «Мост самоубийц», он заметил одного парня, весьма прилично одетого, со смутным выражением лица, явно решившего свести счеты с жизнью. Он спросил, есть ли у него деньги. Тот удивился вопросу, однако ответил, что есть. Понимая, что пытаться отговорить молодого человека от безумного поступка очень трудно, Марцинковский пошел на нестандартный шаг — предложил несчастному пойти в находящийся неподалеку бедный квартал и раздать свои деньги неимущим. На удивление, парень решил воспользоваться советом незнакомца и отправился по указанному адресу. Раздавая милостыню нуждающимся, студент почувствовал смысл своего существования на земле. Оно уже не казалось ему скучным и бесцельным. Он впервые почувствовал радость оттого, что всегда казалось ему не заслуживающим его внимания.
Творя милосердие, любой человек приносит мир своему сердцу, удовлетворение душе и таким образом находит средство против горестей жизни. Добродетель доставляет каждому неповторимые и радостные минуты в жизни. В те мгновенья, когда мы ропщем и недовольны своим существованием или положением, наш взгляд не опускается на стоящих ниже нас. А если посмотреть, сколько есть несчастий, требующих облегчения; сколько бедных детей без семьи; сколько стариков, не имеющих дружеской руки, чтобы поддержать и закрыть глаза, когда смерть их посетит! Сколько требуется делать добра! Поэтому важно не роптать, а, напротив, благодарить Бога за все, раздавая щедрой рукой свои добро и любовь всем, кто лишён земных элементарных средств и томится от страданий и одиночества.
«Будьте добры и милосердны» — это путь, который ведет к небесам. Все вечное блаженство заключается в правиле: любите друг друга. Душа не может подняться в духовные сферы без любви к ближнему: она может находить счастье и утешение только в проявлениях милосердия. Быть добрым, поддерживать своих братьев, оставить в стороне отвратительную язву эгоизма — исполнение этого долга открывает путь к царствию Божьему.
Милосердие — основная добродетель, долженствующая поддержать все земные добродетели: без неё все другие не существуют. Без милосердия нет надежды на лучшую участь; нет морального интереса, который руководил бы человеком; без милосердия нет веры, так как вера — это чистый луч, заставляющий блистать милосердную душу.
Милосердие — это вечный якорь спасения; это самая чистая эманация самого Создателя; это Его собственная добродетель, даруемая Им своим созданиям. Разве можно не принимать дар Божественной доброты? Насколько должно быть хладным и испорченным сердце, чтобы заглушить и устранить это вполне Божественное чувство? Насколько злым должен быть человек, чтобы сопротивляться милосердию?
Любовь к ближнему, проявляемая в милосердии, способствует исполнению заповедям Христовым: «Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный», «Кто творит милостыню ближнему, тот подражает Богу и лучше всякой жертвы приносит Ему жертву».
Как подчеркивает святитель Тихон, христианское милосердие должно быть нелицемерным и постоянным, особенно в отношении к братьям по вере, ибо все верующие во Христа составляют как бы один организм — есть члены одного Его тела. Как в человеческом организме члены стараются помочь друг другу и тем самым взаимно усердно служат и оберегают все тело человека, точно так должны проявлять милосердие друг к другу и христиане, помогая словом, советом, молитвой или же самим делом. И эта взаимная помощь в деле спасения имеет огромное значение, поскольку все христиане, составляя не земле Церковь воинствующую, единый братский союз, подобно воинам, должны вести брань с духами злобы.
Таким образом, добродетель милосердия оказывает самую существенную помощь в деле спасения человека и ходатайствует пред Престолом Всевышнего не только об отпущении грехов его и помиловании, но и о блаженной вечности вместе с небожителями.