Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: «Браки совершаются на Небесах»

Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: «Браки совершаются на Небесах»
(Ответы Предстоятеля УПЦ читателям газеты «Начало»)

Как и где найти свою половинку? И стоит ли искать. Может, лучше положиться на Божью волю? Вопросы создания семьи, поиск суженого или суженой очень важны, а их простота порой бывает обманчивой. А как воспитать детей в чистоте, когда вокруг столько грязи? Читатели пишут в редакцию о самом наболевшем. С ними мы обратились к Предстоятелю нашей Церкви Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру.

1.Мне скоро тридцать, а семьи до сих пор нет. Родные и друзья замучили вопросами, когда да когда. Иногда хочется ради них жениться. Но не на ком. Может, супружеская жизнь — это дар Божий, который дается не каждому, и не стоит поддаваться на уговоры?
Владимир Полынчук, Одесская обл.

Брак — не обоюдное соглашение для получения взаимной выгоды, заключенное между двумя людьми. Это институт, основанный Богом; это Божий дар. Безбрачие — это также Божий дар. Апостол Павел жил один, но, в то же время, он никогда не говорил всем следовать его примеру. (1Кор. 7, 1-16).
Ваш нынешний возраст не должен восприниматься вами как некий критерий для решения вопросов с женитьбой. Женитесь только по серьезному расположению к человеку и ни в коем случае ради кого-то. Молитесь, и Бог вам укажет избранницу. Она может находиться совсем рядом, и вы ее пока просто не замечаете.

2.Мне сказали, что есть архиереи, которые были когда-то женаты и даже имеют детей. Разве это возможно? Хотелось бы узнать, какие в этом плане существуют ограничения для владык, для монахов, для священников. Знаю, например, что батюшки не могут быть дважды женаты. Бывают ли какие-то исключения? В жизни-то всякое бывает.
Лаврентий Жилин, Крым

В епископате нашей Церкви есть архиереи, которые были женаты до того, как приняли сан, и у них, естественно, могут быть дети. В этом нет ничего неудобовразумительного. Согласно церковных канонов, епископами могут стать только монашествующие, которые на всю жизнь дают обет целомудрия. В свою очередь, принять монашество может как безбрачный юноша, так и овдовевший мужчина, если его дети уже не нуждаются в опеке, или же женатый человек, супруга которого не возражает против его ухода в монастырь.
Есть епископы из вдовых протоиереев, принявших монашество.
Будущие православные священнослужители рукополагаются из кандидатов, женатых первым браком или безбрачных, но после принятия сана последним жениться не разрешается.

3.Мама говорит, что мне думать об этом рано, но мне кажется, что думать надо. Мне 16 лет, я прихожанка храма уже лет десять. Хочу связать свою жизнь с парнем, который разделяет мои взгляды. Мечтаю выйти замуж за будущего священника, стать матушкой. Не знаю, насколько это возможно: не будешь же приставать с вопросом к каждому парню в храме, не собирается ли он поступать в семинарию. Посоветуйте, что мне делать.
Марина Губина, г. Харьков

Быть женой пастыря — нелегкий крест. Матушка — это опора для священника, верная помощница во всех его трудах. Ведь православный пастырь должен всего себя отдавать людям. Все время он заботится о духовном попечении своих прихожан — утешает немощных и тяжело больных, занимается образованием юных, совершает требы. Сегодня множество священнослужителей занимаются строительством храмов. В таких случаях большинство семейных забот ложится на плечи матушки, которая должна в себе воспитывать лучшие духовные качества, чтобы, невзирая на все житейские трудности, священник дома всегда встречал тепло и понимание, чувствовал домашний уют.
Думать о будущем супружестве никто не запрещает. И желание стать матушкой, связать свою жизнь с Церковью весьма похвальное. Но достичь спасения можно и за светским человеком, главное, чтобы он был верующим и вас любил. Также следует помнить, что супруг — это дар Божий, и его нужно у Господа заслужить своей добродетельной жизнью.

4.Это только кажется, что найти свою половинку легко. А если выбирать из своего круга — еще тяжелее. У православных поэтому выбор невелик. Остается лишь уповать на Бога, но ведь и самому нельзя сидеть сложа руки, надо что-то предпринимать. А что? Можно ли рассчитывать на помощь в этом вопросе от храмов и епархий? Есть ли какой-то опыт работы с молодежью? У нас в храме — никакого.
Максим Проводов, Черниговская обл.

Надо надеяться на Господа. Это главное, но и не бездействовать самому. Просите у Господа исполнить вашу просьбу. Чем вам может помочь Церковь? Во-первых, обратитесь со своим вопросом к старшим и опытным духовникам, они могут вам кого-нибудь посоветовать. Прискорбно, что при вашей церкви не ведется работа с молодежью. Но и вы как член Церкви должны и можете инициировать таковую. Сегодня во многих храмах, особенно в городах и больших приходах, существуют молодежные братства, кружки или воскресные школы для детей и взрослых. Там можно с пользой для души провести время, а также встретить близкого по духу человека.

5.У меня есть любимая девушка. Она студентка, как и я. Естественно, стипендии нам на прожитье не хватит, и нам будут помогать родители с ее и с моей стороны. Недавно мы приняли решение пожениться, наши родители не против. Но вот я прочитал статью протоиерея Дмитрия Смирнова о том, что пока мужчина не в состоянии сам обеспечивать свою семью, ему незачем вступать в брак. Боюсь, что когда это случится, то есть когда я смогу полностью обеспечивать семью, то мне будет лет сорок и моей девушке соответственно тоже. Нормально, если она станет рожать детей после сорока? Или мне сказать возлюбленной: «Прощай»?
Р.Б. Василий, г. Донецк

Каждый христианин, намеревающийся в будущем создать семью, должен серьезно относиться к вопросу ее будущего содержания. Похвально, когда кроме внутреннего созревания он прикладывает усилия, чтобы получить образование и профессиональные навыки для достижения определенного социального статуса — в будущем это даст возможность прокормить своих чад и супругу.
В то же время нам не следует забывать о Божием Промысле. Один из псалмов Давида гласит: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении…». Верующий человек прежде всего должен полагаться на Бога. Так что если и девушка любимая есть и родители не против, совет вам да любовь, а остальное Бог непременно управит.

6.Лет двадцать назад в светских газетах появились службы знакомств. Отношение к ним было разное, но спросом они пользовались огромным, да и результаты, мне кажется, были. Как к этим службам относится Православная Церковь? В наших православных газетах тоже начали появляться подобные письма-знакомства. Думаю, ничего плохого в этом нет. Главное — содержание подобных писем. Если человек ищет пару по духовным критериям, а не по росту, весу и размеру жилплощади, то, наверное, не будет грехом знакомство через печатное издание. Поправьте, если я ошибаюсь.
Михаил Дроздов, г. Днепропетровск

Нет, вы не ошибаетесь, хотя в том, что люди обращают внимание и на вес и рост, если они не имеют первостепенного значения, ничего греховного нет.

7.Мне очень стыдно писать это письмо, но спросить у кого-то глаза в глаза тем более. Я покаялась в этом, но ведь это было. Я согрешила с одним мальчиком. Не знаю, как это получилось. Потом мы расстались. Сейчас я люблю хорошего парня, он меня, кажется, тоже. Саша учится на священника, не помешает ли ему мой грех? Я также хотела бы выучиться на регента. Не является ли мое поведение в прошлом препятствием, если я искренне раскаялась.
Р. Б. Марина, г. Киев

Церковь всегда превозносила пастырский авторитет священства, не разрешая послаблений духовенству, которые могли допускаться для мирян.
Согласно каноническим предписаниям Православной Церкви, и к будущей супруге пастыря относятся строгие требования. Восемнадцатое апостольское правило гласит: «взявший в супружество вдову, или разведенную женщину, или блудницу, или рабу… не может быть епископом или пресвитером, или диаконом, или вообще в числе духовенства».
Поэтому молодому человеку непременно следует сказать о случившемся еще до серьезного разговора о супружестве, поскольку вы можете ему сломать всю жизнь и его стремления.
Эти строгие церковные предписания имеют свое основание, ведь священническое рукоположение предполагает готовность человека для проповеди полноты христианской жизни и в частности глубокого христианского взгляда на брак как подобие союза Христа и Церкви.

8.У меня две дочери: 11 и 14 лет. Недавно я обнаружил, что они читают один журнал, не хочу даже название писать, чтобы не соблазнить никого случайно. В этом журнале печатают то из области интима, что я в свои 35 не все знаю. Откровенно развращают молодежь. И продают эту гадость прямо в школе. Приносят на переменках. Администрация смотрит на это все сквозь пальцы, а может даже материально заинтересовано в количестве проданного. С этим надо как-то бороться, но как?
Людмила Никоненко, г. Херсон

Каждый христианин должен помнить: хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому взысканию, если не радеем о спасении детей. Святой Иоанн Златоуст говорит прямо: «Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение». Поэтому со всей ответственностью вам нужно подойти к данной проблеме.
Надо приложить всевозможные усилия, вплоть до применения административных методов, чтобы запретить распространение порнографических изданий на территории учебного заведения. Ведь на вашей стороне закон и в данном случае нет ничего погрешного, если вы им воспользуетесь и прекратите пагубное влияние на души не только своих, но и других детей.
Конечно же, нелегко подросткам запретить интересоваться «жизнью взрослых». Запретный плод всегда сладок. Но помните, все родители наиболее значительные учителя, и вам по силам привить своим чадам правильное отношение к вопросам супружеских отношений и к подобным изданиям.

9.Моей приятельнице пятьдесят, но она уже на микропенсии, так как закрылось предприятие, на котором она работала. Моложавая пенсионерка, работы по специальности для нее нет. С мужем она разошлась через несколько лет после замужества (повод очень даже основательный). Самостоятельно вырастила и выучила сына, и теперь он живет в Аргентине. Приятельница — истово верующая, молитвенница, ходит в церковь чуть ли не каждый день, ездит по монастырям. На нее еще засматриваются «бесхозные» старички. На все их серьезные предложения она отвечает, что Иоанн Златоуст второго брака не одобрял. А мне кажется, что просто не хочет брать на себя обузу. И что плохого в том, если два пожилых человека сойдутся, чтобы согреть друг друга в старости? А могли бы, кстати, и ребеночка еще брошенного усыновить! Молитва молитвой, но надо и о добрый делах не забывать. Или я неправа?
Р.Б. Валентина, г. Киев

Мы не вправе решать за другого, даже близкого нам человека вопросы его личной жизни. Ваша подруга ведет богоугодный образ жизни, и Бог ей в помощь. Если вы думаете, что нашли для нее хорошую партию, можете их познакомить и предоставить остальное Промыслу Божию.
В сегодняшнем, наполненным нечестия мире, многие ревностные христиане не до конца понимают отношение Иоанна Златоуста ко второму браку. Его учение сходно с учением святого апостола Павла, который говорил: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия. (1-е Кор. 7, 39-40). Святитель Иоанн Златоуст никогда не ставил брак в разряд порочных дел, но признавал его законным и предоставленным свободной воле человека, однако же предпочитал ему и уважал брак первый как гораздо лучший.

10.Создав Еву из Адамова ребра, Господь повелел людям: плодитесь и размножайтесь, то есть продолжение рода в некотором смысле — обязанность каждого человека. В Евангелии, правда, указан и другой путь человеческого существования — иночество, предполагающее полное и безраздельное служение Господу. Редкая женщина не стремится завести семью. Ею движет инстинкт. Не последнюю роль тут играет и укоренившееся общественное мнение: если женщина не была замужем, она в чем-то ущербна. Выглядеть ущербной в глазах окружающих никто не хочет. Это понятно. Что касается мужчин, то тут все по-другому. И инстинкт их не подгоняет и общественное мнение молчит, вот и холостякуют до тридцати, сорока, а там говорят: «Ну, куда уже в таком возрасте семью заводить!» Понятно, что если при всем том такой мужчина не отказывает себе в маленьких радостях «на стороне», то он подлежит суду Божьему и общественному порицанию. Но есть и такие, которые ведут образ жизни весьма сдержанный, оправдываются: «Невеста для меня не родилась» или: «Да где мне с моим заработком семью потянуть!» И выглядят такие в глазах общества чуть ли не святыми. Но не о них ли в притче про талант убедительно сказано: заберите у них последнее и отдайте имущим?
Р.Б. Галина, г. Харьков

Нам не дано знать замысел Божий о человеке. Бог каждому дает свой путь спасения. Если человек живет целомудренно и богоугодно нельзя его осуждать. Когда вы уверенны, что тому или иному человеку полезно жениться, молитесь об этом.

11.У нас с мужем брак невенчанный, по причине того, что муж венчаться не намерен. Говорит: «Первые христиане не венчались, просто объявляли публично, что будут отныне жить одной семьей, а благословение получали, причастившись из одной чаши», а еще говорит, что церковному венчанию лет двести не больше, а браки от сотворения Адама и Евы. Не знаю, прав он или не прав, но в некоторых монастырях отказываются причащать невенчанных женщин. Так что же мне после тридцати лет супружеской жизни мужа оставить, раз мы с ним невенчаны?
Р.Б Лариса, г. Евпатория

Гражданский брак сам по себе не является блудом. Это утверждение закреплено Социальной концепцией Церкви и основывается на учении апостола Павла, который не отрицал и не отвергал брака между верующим и неверующим. Он говорил, что муж неверный спасается верной женой и наоборот.
Действительно, до IХ-Х-го столетий в Византийской империи браки совершались гражданской властью. Но в последующее время император решил, что браки будут совершаться Церковью, поскольку это действие, говоря современным богословским языком, выносит двух людей из узких рамок государства в бесконечные просторы вечной жизни в Боге.
Православное вероучение признает венчание одним из семи Таинств Церкви. В его чинопоследовании помещены прошения о ниспослании Божьего благословения для семьи, всего рода и потомства. Думаю, что даже ради этого, углубившись в сакраментальный смысл самого Таинства, супругам непостыдно обвенчаться и в зрелом возрасте.

Материал подготовил Юрий Кулибаба