Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Юрий Болдырев: «Главной целью Крестного хода было умиротворение ситуации в Украине»

Второй Всеукраинский крестный ход

Юрий Болдырев: «Главной целью Крестного хода было умиротворение ситуации в Украине»

Всеукраинский крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери (см. сноску) проходил с 2 сентября по 19 октября. За это время икона побывала в 36 городах страны, призывая православных к укреплению в вере и моральности, установлению мира, избежанию братоубийственных конфликтов и других негативных последствий деятельности новоявленных «мессий» на канонической территории Украинской Православной Церкви. Крестный ход организовало по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Блаженнейшего Владимира
объединение граждан в поддержку канонического православия «Путь православных» имени равноапостольного князя Владимира. Подобная грандиозная акция — уже не первая в пятилетней биографии объединения. Как правило, каждая из них становится ярким событием в жизни Церкви и вызывает большой резонанс в обществе. О Крестном ходе с иконой Федоровской иконой Божией Матери наш разговор с заместителем председателя «Пути православных» Юрием Болдыревым.

— Юрий Александрович, каждый Крестный ход, который инициирует «Путь православных», имеет определенную цель. Каковой она была на сей раз?

— Главной целью второго Всеукраинского Крестного хода, который осуществила в сентябре-октябре нынешнего года объединение граждан «Путь православных», является испрошение Божией благодати для Украины, привлечение внимания к проблемам православия, укрепление в вере, нравственности православного народа.

— Должно быть, икона «Феодоровская» не случайно была выбрана для этого Крестного хода?

Разумеется. Икона Божией Матери «Феодоровская» известна как усмирительница смуты. В связи с президентскими выборами общество расколото. Сегодня стало фактом то, что было понятно и раньше, а именно: восток и юг голосуют за одного кандидата, а центр и запад — за другого. При этом оппозиция все время пытается сорваться на силовые акции. Поэтому мы посчитали, что для умиротворения ситуации необходимо призвать православных, и не только православных, к миру и спокойствию. Идея принесения иконы в Украину принадлежит одному из руководителей «Пути православных» настоятельнице Одесского Свято-Михайловского монастыря игуменье Серафиме. Именно она предложила обратиться к костромскому архиепископу Александру с просьбой дать нам эту икону для Крестного хода. Мы обратились к владыке архиепископу, когда он был на праздновании Дня святого Владимира. Он отнесся к нашей просьбе благосклонно. Внимательно прислушавшись к аргументам, которые мы ему излагали, он сказал: «Дерзайте. А я со своей стороны помогу». Тогда мы с матушкой Серафимой обратились к нашему председателю архиепископу Львовскому и Галицкому Августину. Он благословил нас. Мы написали прошение Блаженнейшему Митрополиту Владимиру. Его Блаженство также поддержал нас и написал письмо Святейшему Патриарху с просьбой предоставить икону для Крестного хода. «Феодоровская» икона не только особо чтимая святыня. Она относится к тому же к разряду особых художественных и культурных ценностей Российской Федерации. Она никогда не вывозилась за территорию РФ. Для того чтобы ее вывезти, необходимо было разрешение министерства культуры, которое без обращения Предстоятеля РПЦ Святейшего Патриарха Алексия выдано быть не могло. Россия вывозила государственные ценности для выставок за рубежом, под мощные государственные гарантии, но не вывозила икон. Но государство Украина не имело отношение к этой акции и никаких гарантий не давало. С огромным трудом удалось получить письмо, которое подписал вице-премьер по гуманитарным вопросам Дмитрий Табачник, в котором заверял, что Украина не будет претендовать на икону и не будет ее арестовывать. Кроме того, святыню нужно было застраховать. Страховая сумма была фантастической, страховой платеж был очень велик. Страховая компания требовала, чтобы икона была охраняема круглосуточно. Необходимо было заключать договора о ее перевозке, охране. Словом, технически все это было не так просто. С Божией помощью нам все это удалось преодолеть, и 11 сентября делегация «Пути Православных» во главе с владыкой Августином отправилась в Кострому. 12 сентября была совершена Божественная литургия при участии владыки Августина, после чего икона по акту была передана Костромской епархией Украинской Православной Церкви, и мы вылетели в Украину. Доставили мы ее также не без сложностей. Когда мы пересекали таможню Российской Федерации в Брянске, начальник брянского аэропорта по уважительным причинам отсутствовал. Без него мы не могли дозаправиться. Но нам пошли навстречу, понимая, что график Крестного хода срывается. Нам слили керосин с других самолетов, и мы благополучно приземлились в Симферополе, правда, с опозданием более чем на шесть часов. Но в лучах аэродромных прожекторов, а приземлились мы в первом часу, увидели белый клобук — нас встречал митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. И тогда стало понятно, что все, что мы делаем — делаем не напрасно.
Затем икона была доставлена в Севастополь, к купели святого равноапостольного князя Владимира, во Владимирский собор, который находится рядом с тем местом, где князь принимал крещение. В храме была совершена ночная Божественная Литургия. Служил ее архиепископ Львовский и Галицкий Августин в сослужении всего севастопольского духовенства. На литургии присутствовал мэр города Л. Жунько с семьей, огромное количество верующих. Храм был полон. Литургия закончилась в пятом часу утра, после чего мы отбыли в Симферополь. Так начался Крестный ход.

— Маршрут Крестного хода, вероятно, также имеет свою логику. Начали вы в Херсонесе, прибыли в Киев, потом удалились от него. Чем такой маршрут был обусловлен?

— Все свои Крестные ходы мы начинаем в Херсонесе, там, где крестился князь Владимир. Это наша традиция. В связи с тем, что Церковь предоставила Святогорскому монастырю статус Лавры, мы хотели принести икону в обитель в день празднования этого торжества. Это определило во многом дальнейший маршрут. Мы построили его таким образом, чтобы прийти в Святогорск 24 сентября. Кроме того, мы стремились принести в Святогорье не только икону, но и благословение двух других древних Лавр — Почаевской и Киево-Печерской. Поэтому мы из Севастополя направились в Почаев. По дороге туда все архиереи встречали икону, служили перед ней всенощные и Божественные Литургии. Божественная Литургия была совершена в Почавской лавре, после чего икона прибыла в Киев. В Киеве литургию отслужил Блаженнейший Митрополит Владимир и Крестный ход отправился в Святогорье. Таким образом, мы осуществили непосредственную молитвенную связь всех трех Лавр Украинской православной Церкви. В Почаеве, кстати, к Крестному ходу присоединилась Державная икона Божией Матери.

— Какие еще промежуточные пункты Крестного хода вам особенно запомнились?

— С особым пиететом икону встречали в Харькове. Дело в том, что митрополит Харьковский Никодим был хиротонисан на Костромскую кафедру. Костромская кафедра — его первая кафедра. Он служил в Костроме десять лет. И Феодоровская икона — это та икона, возле которой он формировался как архиерей. Митрополит Никодим, заслуженный человек, встречал икону со слезами на глазах. Сидя в кресле (владыка неважно себя чувствовал), его преосвященство сорок минут говорил проповедь перед иконой. Он благословил отслужить пять литургий. Литургия служилась в течение ночи у каждого престола в двух храмах Свято-Покровского монастыря.
Нельзя не отметить встречу иконы в Святогорской лавре, куда мы пришли как раз в дни торжеств. Судя по количеству розданных нами иконок, возле святыни побывало около 70-ти тысяч верующих. Мы находились в Святрогорскоим монастыре в течение двух суток. Во время служб народом была запружена вся территория монастыря. Было очень много гостей — архиереев из Украины и России, начальствующих и православных и соседних областей. Это было настоящее торжество православия. При встрече и проводах икон в Святогоской лавре были и казаки, и курсанты военных училищ, и милиция. Причем, они не просто следили за порядком. А вели себя как православные верующие — крестились на икону, прикладывались к ней. Вспоминается также трогательный прием чудотворной иконы в Луганске. Митрополит Иоанникий выехал для встречи святыни за пределы епархии, и провожал также до ее границ.

— Интересно, в западных регионах вас не воспринимали как политический десант накануне выборов?

— Ничего подобного. Там нас встречали с распростертыми объятиями. Так было и в Черновицкой, и в Каменец-Подольской епархиях… Святейший Патриарх в своей рекомендации написал, чтобы мы не подвергали икону воздействию солнечных лучей и влаги. Это значило, что по улице Крестным ходом с иконой можно идти только в том случае, если пасмурно и при этом нет дождя. В Каменце-Подольском как раз выдался такой день. Духовенство встретило нас у въезда в город и выразило желание идти Крестным ходом. Приблизительно восемь километров мы шли до храма пешком. На всем пути следования под ноги несущим иконы бросали цветы и зеленые ветви. В Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской епархиях было просто меньше людей, чем в традиционно православных землях, но все равно люди были. И людей было достаточно много. Более того, в Черновцах я видел, что многие, прикладываясь к иконе, крестились не с правого, а с левого плеча. Ясно, что это были римо-католики. По преданию Феодоровская икона написана святым евангелистом Лукой. Икон, приписываемых преданием евангелисту Луке, не так много. Это святыня такого уровня, что межконфессиональные разногласия при ее появлении уходят на третий план. В Ужгороде некий молодой политический активист, явно неверующий, пытался подстрекать молодежь, что-то объяснял, но встретил полное непонимание и никакой поддержки. Святыня лишает всех бесов силы. Поэтому никаких эксцессов не было. Напротив, икона была встречена благоговейно не только верующими других конфессий, но и светскими людьми.

— Крестный ход продолжался более месяца. Это весьма длительное мероприятие и весьма утомительное для его участников. Понятно, что состав активистов хода менялся, но всегда есть люди, которые не сходят с дистанции. Своеобразные герои Крестного хода. Вы можете назвать их имена?

— Это клирик Киевской епархии, студент выпускного курса нашей академии диакон Василий Русаловский, который был моим главным помощником. Он прошел весь Крестный ход от начала до конца. Я бы еще выделил одного из водителей — Александра Ивановича Соломку. Он вел именно тот автобус, в котором находилась Федоровская икона. Он делал гораздо больше, чем на свою зарплату в той фирме, которой принадлежал автобус. Образцом стоического служения был и костромской монах иеродиакон Никита, сопровождавший святыню в течение всего Крестного хода.

— По окончании Крестного хода икона, насколько мне известно, не сразу отправилась в Кострому.

— До 30-ого октября она находилась в Киеве. Сначала — в Кресто-Воздвиженской Церкви Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Затем переехала в Покровский монастырь, а затем — в Ильинскую церковь и вновь в Кресто-Воздвиженский храм. И, наконец, после молебна в Свято-Успенском соборе выехала в аэропорт, откуда была доставлена в Кострому. В Костроме ее встречал правящий архиерей — архиепископ Александр. После молебна святыня вернулась в свой родной Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор.

Беседовал Валерий Полищук

История чудотворной иконы

Феодоровская — Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди — святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца — Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 — 1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути — военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии — Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела — наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272 — 1276) отмечены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.
Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.
Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (+ 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (+ 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко — это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только вправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности — восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чт ения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кромчей книги — основного канонического кодекса православной церковной жизни.
В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века — прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.
Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого благоверного князя Александра Невского.