Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Блаженнейший Митрополит Владимир: «Раздайте себя немедля»

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир: «Раздайте себя немедля»

Ответы Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, на вопросы читателей днепропетровской газеты «Начало»

Большинство украинцев может считать себя и, наверное, считает бедными. Но все относительно. И все-таки, как увидеть эти грани, как понять, где много, а где мало, как вычислить излишки и что с ними делать? Раздать нищим, пустить в оборот, потратить, спрятать «на всякий случай»? Вопросов на эту тему в редакционной почте «Начала» много. На самые важные и распространенные из них отвечает Предстоятель УПЦ Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

— Я не знаю, как относиться к деньгам. С одной стороны, от них все зло: преступления, войны глобальные и семейные, эгоизм и т.д. С другой стороны, без них нельзя… Р. Б. Василий Колодий, г. Сумы.
— Безусловно, феномен денег является очень весомым фактором социальной жизни и человеческой истории вообще. Деньги — своего рода эквивалент того труда, о котором в Библии сказано: «В поте лица своего человек будет добывать хлеб свой» (Быт. 3, 19). Сначала человек вкушал хлеб, который сам выращивал, потом тот, который выменивал у других на один из продуктов своего труда, а еще далее — тот, который уже покупал за деньги. Так постепенное осложнение экономических отношений привело к появлению денег, эволюционирующих от золотых монет до бумажных и далее до «электронных». В то же время необходимо учитывать, что в условиях грехопадения все отношения между людьми, включая экономические, несут на себе отпечаток греха и не могут быть совершенными, поэтому деньги часто служат причиной многих проявлений человеческих страстей вплоть до кровавых воен. Пророк Давид предостерегает: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61, 11). Человек, как создание богоподобное, предназначен для жизни в Царстве Божьем, поэтому страсть сребролюбия не должна служить преградой на пути к конечной цели человеческой жизни. Необходимо учиться жить так, чтобы поступки человека не определялись его материальной или финансовой зависимостью. Примером этому может служить апостол Павел, который писал в Послании к Филиппийцам: «Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 12-13). Христианин в этой жизни одновременно и трудится, и уповает на Бога, и помогает другим, и благодарит за богатство, и не сетует на бедность, потому что различными путями ведет человека Господь в Царство Свое. Очень важно помнить, что не власть и деньги или различные социальные права делают человека свободным, а познание Истины, т.е. жизнь во Христе.

— Я по профессии бухгалтер. В силу своей работы вынуждена идти на определенные нарушения. Если платить все налоги по-честному, фирма давно бы лопнула и многие люди остались бы без работы. Понимаю, что это грех, но, может быть в данной ситуации он в какой-то степени оправдан? Также я не могу осуждать людей, которые «химичат» со счетчиками, со справками для субсидий и других льгот. Для многих это вынужденная мера, чтобы выжить. Наш священник говорит, что это мелкие грехи. Так ли это? Р. Б. Зинаида, г. Харьков.
— Безусловно, всякое воровство является грехом, но степень вины и степень ответственности за этот грех бывает различной: одно дело спасать от голодной смерти своих детей и решиться на воровство, и совсем другое — просто проявление страсти сребролюбия. Народная пословица гласит, что из двух зол выбирают меньшее, поэтому иногда меньший грех может послужить к пресечению греха более страшного. Однако все это требует особой рассудительности и совестливости. Человек не всегда готов к правильному решению. Например, в ситуации, как прокормить большую семью в сложных экономических условиях, когда очень трудно заработать необходимые деньги, не обманывая налоговую службу, чаще всего не невозможность заработать, а завышенные материальные запросы, подогреваемые или страстью сребролюбия, или примером других, являются причиной незаконных действий в отношении государства.
Но, к сожалению, приходится признать, что зачастую государство ставит многих в такие экономические условия, когда от человека требуются очень высокие моральные качества, чтобы устоять от соблазна обманывать, зарабатывая на хлеб насущный. Если государство не выплачивает честно заработанные зарплату или пенсию, то, что может в этом случае ответить священник человеку, который пытается «незаконно» у государства взять свое?

— В Библии я читал о десятине. Наши налоги гораздо выше. Подоходный вроде бы и не намного — всего 13%. Но эти деньги мы платим государству. А как же быть с церковной десятиной? Какую в этом случае часть дохода надо нести в храм? Ведь не у всех есть такая возможность. И еще: может, лучше отдать эти деньги нищим, соседям, близким? Р. Б. Владислав Семенов, г. Одесса.
— Действительно, Священное Писание Ветхого Завета определяет десятую часть из своего дохода посвящать Богу, т.е. отдавать на содержание храма (Вт. 14, 22-23; 26, 1-15 и др.). В новозаветный период «Апостольские постановления» (сборник дисциплинарных правил IV в.) предполагают христианам приносить десятину «на пропитание клириков, вдовиц и угнетаемых бедностью». Киевская Русь с принятием крещения утвердила и у себя церковную десятину. Наглядным примером этому служила Десятинная церковь, построенная святым благоверным великим князем Владимиром, которой назначен был десятипроцентный налог от всего великокняжеского владения. Однако нужно подчеркнуть, что в православных государствах церковная десятина нигде не вводилась как общеобязательный закон. Скорее она рассматривалась как жертва, а если и была обязательной (как у нас в домонгольский период), то только для князей и людей богатых.
Современная Украина исповедует секулярный принцип отделения Церкви от государства. Поэтому говорить об общегосударственном церковном налоге не приходится. Хотя в некоторых европейских странах, у которых, как у нас, принцип отделения является конституционным, церковная десятина изымается со всех граждан: без учета верующий или неверующий, и это воспринимается всеми как должное. К примеру, в Германии десятину составляет десятая часть общего налога и используется она для оплаты духовенству, содержания и реставрации храмов, некоторых социальных программ. То есть проблема не в секулярном принципе, а в желании и готовности государства, да и общества в целом решать вопросы, связанные с деятельностью традиционных религиозных объединений. Но, мне кажется, вводить церковный налог в нашей стране нет необходимости, во-первых, потому что он не решает главной задачи — воцерковления людей. В той же Германии католические костелы и протестантские кирхи полупустые. И, во-вторых, к сожалению, у нас очень сложная межконфессиональная ситуация. Введение церковного налога послужило бы новым толчком к спорам и раздорам. Поэтому десятина для православного христианина была и остается добровольной жертвой, которая не определяется процентами, ведь, по слову Иисуса Христа, бедная вдова, положившая в церковную сокровищницу только «две лепты» (две самые мелкие монеты), положила больше всех, «ибо все клали от избытка своего; а она от скудности своей положила все, что имела» (Мк. 12, 41-44). Главное, чтобы это исходило от чистого сердца. Нужно, по возможности, помогать и ближним, и соседям, и всем, кто нуждается, и не забывать о Церкви, которая не только восстанавливает поруганные и строит новые храмы, но и ведет широкую благотворительную и социальную работу. Только в Киево-Печерской Лавре ежедневно питается более ста человек, которые по тем или иным причинам стали бездомными и нищими.

— Нищим нужно подавать, это понятно. Но всем ли и всегда ли? Иногда внешний вид просящих отталкивает: изначально понятно, что пропьет. Как относиться к тем, которые врут? Однажды я встретила молодого человека, который рассказывал слезную историю, и отказать ему было невозможно. Через несколько дней я увидела его в другом месте, и он рассказывал совершенно иное с тем же выражением лица. Неприятно осознавать, что для многих это бизнес, с помощью которого обкрадывают действительно нищих людей. Р. Б. Алла Буртовая, г. Нежин.
— Да, для определенной части собирателей милостыни стоять с протянутой рукой — своего рода «работа», приносящая, как говорят, немалую прибыль. Вовлекают в эту «работу» по преимуществу инвалидов и, что еще печальнее, детей, т.е. тех, кто уже своим внешним видом вызывает жалость. Подобная ситуация наблюдается не только в Украине и странах постсоветского пространства, но и в государствах со стабильной экономикой, в том числе США. Отличие только в том, что там в отношении организаторов подобного рода «предпринимательства» существуют определенные меры воздействия, и очень строгие. У нас же, к сожалению, законодательная база очень слабая. Хотя надо понимать, что закон сам по себе ничего кардинально не решит. Необходимо преодолеть причины, которые приводят к нищете. Но пока хотя бы один человек стоит с протянутой рукой, всякий, кто в состоянии, обязан помочь нуждающемуся. Через милостыню смягчается сердце, человек становится милосердным, способным разделить, хотя бы отчасти, горе ближнего. Если по каким то причинам возникают подозрения по отношению к просящему, то, употребив рассудительность, можно подать не деньгами, а купить что-то из одежды или накормить. Реакция на такую помощь чаще всего и показывает, с какой целью просят подаяние. Но в любом случае такие люди нуждаются в сострадании, и нужно помнить истину, подтвержденную веками: «Дающий нищему не обеднеет» (Пр. 28, 27) и только милующий других будет помилован Богом (Мф. 5, 7).

— Стыдно, но часто я обхожу стороной нищих. Не потому, что не хочу дать, а не знаю, сколько. Один раз бросила в кружку мелкую монету и в ответ услышала такое, что вспоминать больно. В другой раз расчувствовалась и дала 10 гривен, а потом три дня мучилась. Так сколько же нужно давать? Р. Б. Наталья, г. Ужгород.
— На вопрос «сколько дать нищему» существует только один ответ: сколько не жалко. Ценность милостыни, в христианском понимании, не определяется денежным эквивалентом. Человек может не дать и копейки, ее, возможно, просто нет, но приветливым словом, сердечным участием каждый из нас в состоянии помочь себе подобному, возможно презираемому многими, ощутить себя тоже человеком, образом и подобием Божиим.
Доброе дело (добродетель) ценно не само по себе. Важен настрой и цель, ради которого мы что-то делаем. С точки зрения духовной жизни здесь могут быть две крайности. Человек может подавать милостыню, как говорят, «ради галочки», чтобы успокоить свою совесть, при этом никакого сострадания не проявлять. С другой стороны, через «дела милосердия» можно воспитывать в себе тщеславие и гордыню: «Вот, дескать, какой я хороший и правильный». Для того чтобы милостыня была полезной как принимаемому, так и подающему, необходимо ее давать без сожаления, с благодарением Богу, что у нас есть такая возможность — давать. Дела милосердия должны быть потребностью нашей души, нашим естественным состоянием, и тогда в мире будет меньше слез, горя, страданий. Он будет просто добрее.

— Бытует мнение, что деньги — это свобода. Имея их, человек получает широкий выбор, в том числе и для благовидных поступков. Но слишком большой при этом соблазн. Р. Б. Михаил Василишин, Тернопольская обл.
— Говоря о свободе, необходимо определиться, что имеется в виду. Если считать, что это независимость от других (сравнительная, конечно) и возможность заниматься любимым делом, самореализоваться, в том числе помогать ближним, то действительно деньги дают такую свободу действий. Хотя нужно помнить, что подобная свобода сразу ставит человека перед выбором или, как Вы говорите, перед соблазном использовать деньги для приобретения дорогих машин, постройки неоправданно больших коттеджей, всевозможных удовольствий и т.п. Святой апостол Павел по этому поводу пишет: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5, 13). Вообще правильное отношение к богатству, деньгам, так же как и к власти, требует своего рода самоограничения, я бы сказал даже аскетизма.
Что касается внутренней свободы, то деньги ее скорее не дают, а отнимают. В этом смысле бедный человек, если он не заражен завистью, более свободен, чем богатый. Ему не приходится все время думать о конкурентах, процентах, имидже и инфляции.
Подлинно свободен тот, кто независимо от внешних обстоятельств и соблазнов живет по правде Божией и уклоняется от греха.

— Заметил, что многие люди враждебно относятся к олигархам и ко всем богатым. Но, с другой стороны, должен же кто-то заниматься меценатством, благотворительностью. Не сидеть же всем в землянках. Максим Иванчук, г. Винница.
— Недоверие определенной части общества к богатым объясняется рядом причин. Долгое время идеологическая мощь государства концентрировалась не на то, чтобы ее граждане были богатыми, а, наоборот, на борьбу с богатыми (заметим, не с богатством, а с людьми) да и просто с зажиточными. Вспомним, сколько горя принесло нашему народу раскулачивание, а пресловутый социалистический принцип уравнительства всех и во всем воспитывал по преимуществу безответственность и зависть.
С другой стороны, резкое обогащение небольшого процента населения, начавшееся в 90-х годах прошлого века, на фоне почти всеобщего обнищания не добавило доверия к миллионерам. В сознании многих обогащение связано с антизаконным действием, чему доказательством служат некоторые судебные процессы. Само слово олигарх воспринимается только с отрицательной стороны, хотя деньги и власть — два взаимосвязанные явления по своей природе.
Проблема не в том, что есть богатые люди, а в том, что используется богатство зачастую не для благих целей, а для личного самоутверждения и всевозможных наслаждений. Как-то забывается в таком состоянии, что в данную минуту есть и такие, кто не имеет и куска хлеба, забывается порой и то, что земная жизнь имеет свой предел, за который человек не возьмет ни богатства, ни славу, а только добрые дела, позволяющие бессмертной душе жить вечно с Богом. В одной из притч Господь сказал слова, которые являются прямым ответом на заданный вопрос: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16, 9). Вся наша жизнь, наше здоровье, все, чем владеем, — по сути своей богатство неправедное, ибо получили его мы не по правде, не по закону и заслугам, а как дар Всемилостивого Бога. Однако именно от того, как мы используем этот дар, зависит наша вечность, наше спасение. Можно быть богатым, и, в принципе, человек должен стремиться честным трудом улучшить и украсить свою жизнь и жизнь окружающих, но в то же время нужно помнить евангельское предупреждение: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мф. 16, 26).

— У меня есть бабушка, которая живет на пенсию 141 гривна, при этом она платит за квартиру, т.к. больше всего боится долгов. Из оставшихся на продукты денег она как-то умудряется откладывать, «щоб було». И всегда ругает нас, имеющих значительно большие доходы, за то, что никогда нет «свободных» денег. Подскажите, как ее вразумить? Р. Б. Валерия Есипова, г. Днепропетровск.
— Ваш вопрос отражает представления разных поколений о материальном достатке, и, наверное, нужно говорить не о «вразумлении» кого бы то ни было, а о понимании. Ведь старое поколение пережило войну и связанные с ней разруху и голод, среднее стало жертвой финансового обвала и внезапного обнищания в годы перестройки. Отсюда особая бережливость и экономия. Мне кажется, что в совете нуждаются скорее молодые люди, в жизни которых имеет место неразумная расточительность, что тоже является грехом, потому что все наши блага являются не только плодом нашего труда, но в первую очередь даром Божиим, поэтому от человека требуется разумное отношение к ним.

— В последнее время у меня выросла зарплата, а вместе с ней появились новые потребности — подключилась к сети Интернет, купила мобильный телефон. Не является ли это грехом и как определить ту грань, за которой начинается любостяжание? Р. Б. Людмила Вострова, г. Полтава.
— Достижения научного прогресса должны служить человеку. И в пользовании мобильным телефоном или Интернетом ничего греховного нет, если это помогает в работе, быту, да и просто в жизни. Важно, чтобы сердце относилось ко всему беспристрастно. Священное Писание наставляет: “Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает” (1 Кор. 10, 23). Когда человек преступает эти грани, т. е. имеет неправильное отношению к материальным благам, то это, естественно, приводит к развитию в человеке страсти сребролюбия, а грех любостяжания является одним из проявлений этой страсти. Английский философ XVII в. Френсис Бэкон говорил, что «деньги — хорошие слуги, но плохие хозяева», имея в виду, что деньги должны разумно служить нам, а не наоборот.
Необходима полноценная воцерковленная жизнь: регулярное участие в таинствах, стремление все свои поступки оценивать с точки зрения заповедей Божиих. Тогда в человеке сформируется правильное отношение к материальной стороне его жизни, и тогда совесть всегда будет обличителем тех поступков, которые в отношении собственных стяжаний являются явно греховными.

Подготовил Юрий Кулибаба