Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Иеромонах Киприан(Ященко): «Без Бога невозможно создать ничего красивого. Без Бога можно создать только безобразие»

ИЕРОМОНАХ КИПРИАН: «Без Бога невозможно создать ничего красивого. Без Бога можно создать только безобразие»
Беседа о современном образовании и воспитании детей с иеромонахом Киприаном (Ященко), деканом педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского университета, главным редактором еженедельника «Воскресная школа»
— Отец Киприан, сегодня в Виннице проходит Всеукраинская конференция православных педагогов. Расскажите о Вашем участии в этом форуме.
— Сегодня у вас большой праздник — праздник в честь святых Кирилла и Мефодия, просветителей всего славянского православного мира, и это нас объединяет. По приглашению организаторов этого праздника мы приехали, чтобы поделиться тем опытом, который накоплен сейчас не только в России, но и в других европейских странах. Так получается, что по милости Божьей нас связывают очень хорошие отношения с греческими педагогами — с Педагогическим институтом в Греции, с Министерством образования Греции, Афинским университетом, с университетом в Салониках. Сейчас мы стараемся вместе потрудиться, чтобы создать хорошие учебные пособия, по которым детям могла бы передаваться православная традиция во всей чистоте. Православная традиция основана на византийской культуре и нашей славянской культуре. Мы считаем, что происходящий сегодня процесс интеграции всех народов и стран в единую европейскую культуру может полноценно осуществляться только лишь на основе национальной самобытности. Есть такая национальная самобытность и в Украине. Но, думается, принципиально важно для нас все-таки то, будут ли наши дети, подрастающее поколение созидать и приукрашать наше Отечество с Богом или без Бога. Будут ли они стремиться приобретать христианские добродетели или им будет достаточно той похлебки, т. е. плотских и душевных удовольствий, которые им предлагает современный мир. Школа, семья, Церковь и государство — все эти четыре института должны потрудиться для того, чтобы дети могли противостоять греху. Греху, который везде в окружающей нас молодежной субкультуре, во всех наших средствах массовой информации. И здесь надо иметь большой стойкий иммунитет, чтобы не заразиться множеством заразных болезней — духовных болезней. Поэтому, конечно, будущее наших православных народов, которые сейчас объединяются в Международную Ассамблею Православия, зависит от того, какое подрастающее поколение у нас будет и от того, что мы вообще сможем сделать.
— Очень много в деле воспитания детей и молодежи зависит не только от школы, но в огромной степени от семьи. Какой должна быть семья, чтобы полноценно выполнять свою воспитательную функцию?
— Семья — это «малая Церковь», и сегодня большая трудность создать хорошую семью, семью, которая бы воспроизводила тот традиционный уклад, где супруг является предстоятелем перед Богом. Супруг является как бы священником, который все благословляет, вымаливает, заботится о семье, супруг отвечает на Страшном Суде за то, как он управлял этим кораблем, как шел ко спасению. Супруга выполняет в этой «малой Церкви» роль диаконисы, которая устраивает все в этой семье, устраивает прежде всего атмосферу, духовный уют, чтобы муж с радостью стремился домой, чтобы все отношения между родителями и их детьми были пропитаны любовью. Чтобы дети, которые составляют «приход» этой «малой Церкви», были достойными прихожанами. Чтобы эта служба, служба воспитания семейного (она, конечно, основная), созидала истинных христиан, добропорядочных людей — граждан своего государства, благочестивых людей, которые этот образ смогли бы воспроизвести и в своих семьях.
— Сейчас многие родители приходят и жалуются: «Батюшка, что делать? Дети не слушаются».
— Я в таком случае всегда спрашиваю: «А вы мужа слушаетесь?» Это всегда вызывает удивление: «А почему я мужа должна слушаться?» Хотя бы потому мужа слушаться надо, чтобы показывать детям пример послушания. Если бы дети видели, в каком послушании супруга находится у главы семьи, то они бы даже чисто инстинктивно подражали: как мама слушается папу, так и мы будем слушаться и маму, и папу. Действительно, такие отношения, пронизанные, с одной стороны, любовью, а с другой стороны — очень четко иерархически распределенные, они и задают тот образ действия, потому что ребенок, не приученный слушать своих родителей, уже является духовным инвалидом на всю жизнь. Поскольку он не сможет слушать своего начальника, никого не слушает в семье, он уже не будет послушным и Богу. Человек, у которого уже с детских лет будет развита гордыня, чувство, что я самый лучший и все знаю, пребывает, к сожалению, в инвалидном состоянии. И в нем, увы, пребывает большинство. Сегодняшнее воспитание напоминает мне известную басню Крылова «Лебедь, рак и щука». Церковь выполняет роль лебедя, который пытается возвысить ребенка, поднять над всем обыденным, над всем убогим, над всем временным. Школа, так сказать, пытается найти глубину, тянет, как щука, в воду, давая знание, образование, но забывая о главном — духовном и нравственном устроении ребенка. На какую нравственную почву ложится это воспитание? И часто у нас семья и государство выполняют роль рака, который тянет назад. И если возникает какой-то альянс, взаимопонимание между Церковью и школой, это начинание нужно поддерживать. Это не во вред. Церковь со своими средствами — с помощью Таинств исповеди, причастия, с помощью литургии — воспитывает в ребенке все лучшее, возвышенное. Идеал у нас святость. Мы каждого человека призываем к святой жизни. Всегда школа и Церковь трудились вместе, трудились над возвышением всех лучших движений и высоких нравственных идеалов.
У каждого ребенка есть желание быть лучше, быть красивым, любить, быть любимым, быть совершенным. Но все эти желания нужно направлять в правильное русло. Этим занимается школа своими средствами — с помощью различных бесед, игр, с помощью различных дидактических и воспитательных упражнений. И слава Богу! Здесь мы должны дополнять, а не противостоять друг другу. И как бы было хорошо, если бы этому помогала еще и семья со своим церковным устроением, и государство тоже не только бы выдвигало лозунги о спасении нашего поколения, не только бы выражало надежды, но и предпринимало реальные практические шаги. Ну почему бы ни создать, предположим, решением местного руководства в городе или в каком-то районе целевую программу духовно-нравственного и культурного воспитания. Мы не должны забывать, что в деле стремления к высшей цели — возвышения детей — участвуют все четыре института. И священник, и педагог, и родитель находит здесь свое место, свою нишу. И такие программы, такие эксперименты уже дали хорошие результаты.
В Белгороде, например, построен духовно-просветительский центр, который поддерживают власти города. В нем сосредоточена культурная и образовательная часть. С этим центром связаны все школы, его материально поддерживают и Церковь, и различные общественные организации, благотворители. В результате соединения таких общих усилий получаются хорошие зрелые плоды. Потому что мы можем много писать на бумаге красивых планов, а действительность показывает, что все наши негативные показатели растут. Растет количество наркоманов, количество растленных детей, количество алкоголиков, количество детей, которые мировоззренчески не состоялись — у них нет ни родины в душе, у них нет даже чувства благодарности матери и отцу, у них нет действительно страха Божьего. Такие люди, даже если они развили свой интеллект, получили высшее образование, не могут быть цветом нации.
— Многие сегодня говорят о духовном единении славянских народов. Каким Вам видится это единение и, в частности, сотрудничество в плане образования? Можем ли мы совместными усилиями, помогая друг другу, создавать качественные образовательные программы?
— Совсем недавно закончился праздник славянской письменности и культуры в России. Он каждый год проходит в новом городе — в этом году в Самаре. Кульминацией праздника стал огромный гала-концерт на площади, где присутствовали десятки тысяч зрителей. Интересно, что центральным событием этого концерта была речь Тараса Бульбы о товариществе, которую произнес великий наш народный артист Петренко. Это еще раз свидетельствует, что действительно нас очень многое объединяет, и мы очень многое могли бы сделать вместе. Очень надеемся на то, что какие-то разработки ваших педагогов могли бы лечь в основу учебников, которые мы сейчас издаем, в том числе и общеевропейских учебников, которые могли бы использовать (мы поставили перед собой такую задачу) в различных европейских странах. Это дело очень сложное. В Винницу мы привезли один из последних учебников по истории религии. Над этим учебником работали более двух лет. Написала его очень талантливая писательница Давыдова. Учебник иллюстрирован, называется «Мастера». В нем говорится о тех мастерах, которые создавали культуру, создавали красоту. Мы объясняем детям, что если внимательно вглядеться в красоту, которая нас окружает, можно увидеть, что это красота Божья. Без Бога невозможно создать ничего красивого. Без Бога можно создать только безобразие. Это дети, и маленькие, и большие, понимают. Мы думаем, что через познание красоты, которая спасает весь мир, через познание добра, абсолютного Добра, через познание истины, надежды, веры и через присвоение этих добродетелей не умом, а сердцем лежит путь к тому, чтобы наши народы действительно преумножили великую православную цивилизацию, которая является одной из самых плодотворных.
Нам всегда говорят: «Нельзя обижать другие религии». Но мы их и не обижаем. У нас всегда была большая веротерпимость ко всяким иноверцам, мы их не трогали, но каждый знал свое место, поскольку они существенного вклада в нашу культуру не дали. Скольких великих писателей, поэтов, художников, музыкантов ученых из иноверцев мы можем назвать? Их единицы. Действительно, все великие достижения в области науки искусства и даже экономики, как правило, созданы людьми верующими. Без веры невозможна ни творческая деятельность, ни полноценная человеческая жизнь на земле. И как мы живем на земле, так и будем продолжать жить в будущем. Таков закон.
Беседу вел священник Владимир Яковина

Пресс-служба Винницкой епархии