Владимир Жукотанский: «Секта Сандея Аделаджи — это финансовая пирамида и ничего больше»
Владимир Жукотанский: «Секта Сандея Аделаджи — это финансовая пирамида и ничего больше»
Владимир Жукотанский знает секту «Посольство Божье» и его лидера не понаслышке. В течение нескольких лет, попав под «скромное обаяние» Аделаджи, он стал не просто адептом секты, а ближайшим помощником «пастыря». К счастью, нынешнему труднику Киево-Печерской Лавры удалось рассмотреть за привлекательным фасадом «Посольства» его антидуховную и преступную сущность.
— Владимир, как вы попали в секту «Церковь полного Евангелия», или, как она теперь называется, «Посольство Божье»?
— О Сандее Аделадже я был наслышан еще в 1992 г., когда он был студентом факультета журналистики и пастором в Беларуси. Я тогда учился в библейской семинарии в Москве вместе с бывшими прихожанами его Минской церкви.
Мои сокурсники восторженно отзывались о своем пасторе и настоятельно рекомендовали познакомиться с Сандеем, который собирался начинать служение в Киеве. Через год мы встретились, и посещение его секты вызвало во мне массу приятных ощущений, чему способствовало, во-первых, обилие в ней всегда возбужденных и при этом весьма учтивых, смеющихся, поющих, играющих, танцующих прихожан, бегающих по залу и размахивающих флагами разных стран. Во-вторых, меня поразил оптимистический настрой проповедей пастора Сандея, который обещал присутствующим поголовное исцеление, материальное обогащение, обретение дарованных Богом мужей-жен, семейное благополучие, совершение стремительной карьеры, одним словом, гарантировал абсолютный успех и безоговорочную победу во всех сферах земной и небесной жизни.
Оригинальное учение Аделаджи имело вполне конкретное околобиблейское название: «Евангелие процветания и преуспевания».
В то время я читал о Сандее злые статьи в газетах, где его называли необразованным, полуграмотным человеком, что вынуждало меня защищать его публично, в том числе и на телевидении, а также представлять его в Госкомитете по делам религий как иностранца, могущего быть полезным для молодой державы.
И «душка» Сандей, по-видимому, сообразил, что я как гражданин Украины, причем «со связями», могу быть ему полезен. Естественно, хитрый пастор делал все возможное, чтобы засвидетельствовать мне свою «братскую любовь». К своему стыду, хочу признать, что Аделадже на некоторое время удалось меня одурачить. Будучи старшим пастором пресвитерианских церквей Украины, я часто посещал собрания «Слова веры», их ночные молитвы, лидерские служения и настоятельно рекомендовал своим прихожанам «делать как я», а подчиненным пасторам советовал применять в своих общинах опробованные приемы «Евангелия процветания и преуспевания», которым поверил вопреки библейскому учению о Христе.
За такую привязанность Сандей, естественно, платил взаимностью. Например, однажды при всем честном народе вручил мне как лучшему гостю церкви «Слова веры» приз — магнитофон.
— В какой момент вы стали понимать, что вам с Сандеем не по пути? Вас что-то насторожило или произошел конфликт?
— У меня никогда не было личных конфликтов ни с Аделаджей, ни с другими лжеучителями, о которых я пишу в своих книгах. Если бы были хоть малейшие личные «междусобойчики», то последующие обличения их в преступной деятельности легко можно было бы назвать сведением счетов или местью обиженного человека.
Когда я немного отвлекся от почестей со стороны Аделаджи и начал прислушиваться к его проповедям, то легко обнаружил, что «Евангелие преуспевания» — не что иное, как антихристианское учение. Ведь это сам сатана обещал Господу все царства мира и славу их при условии, что Иисус Христос, павши, поклонится дьяволу. Но Спаситель избрал Крест.
Прозрев от обольщения, я несколько раз беседовал с Сандеем о пагубности его пасторской деятельности, на что изворотливый маэстро отвечал с неизменной улыбкой: «В Царство Небесное ведут два пути: один — через испытания и скорби, другой — через процветание и преуспевание». Понятное дело, что церкви, избравшие широкий путь успеха и побед, будут «процветать» и «преуспевать», но только не в Вечности.
Потеряв всякую надежду вразумить моего бывшего друга, я написал довольно резкую книгу под названием «Церковь поврежденного Евангелия», которую лично вручил Сандею с дарственной надписью.
Книга была написана по горячим следам, когда я уже покинул лжехаризматический Вавилон, но еще продолжал общаться с Сандеем. Мне хотелось предупредить множество искренних людей, которые подвергались большой опасности, доверяя хитроумным бредням лжеучителей из «Слова веры» и других тоталитарных сект.
— Скажите, как Аделаджа реагировал на ваши замечания и несогласие с его служением?
— Поскольку мои возражения соответствовали библейским принципам, Сандей их не оспаривал, но упорно настаивал на своем альтернативном пути… в бездну, о чем я уже говорил ранее. Он не хотел терять связь со мной.
— Владимир, вы, как человек, хорошо знающий Библию, понимали, что так называемая «работа святого духа» была не чем иным, как просто психотехническими, экстрасенсорными экспериментами и что все падения, а также другие признаки экстатического поведения его прихожан — следствие этих экспериментов?
— Я не специалист в области психотехнических или экстрасенсорно-гипнотических технологий, о которых вы говорите, но, тем не менее, не сомневаюсь, что результаты манипуляций, практикуемых Сандеем и другими пасторами-факирами, удивительно совпадают с теми действиями, которые наблюдаются во время выступлений Кашпировского: якобы исцеления, безудержный смех, говорение на незнакомых языках, падения, неконтролируемое поведение, зачастую бессмысленное и безумное, беготня, ползание на четвереньках, танцы, вращения, неприличные позы, проявления сверхъестественных способностей и т. п.
Но Аделаджа и ему подобные экспериментаторы, в отличие от Кашпировского, который не называет себя пастором, а своих пациентов церковью, спекулируют на религиозном страхе христиан. Любая попытка усомниться в том, что происходящее на их собраниях не соответствует библейскому учению, незамедлительно клеймится как «хула на Духа Святого». А этот грех, как известно, не прощается ни в этом веке, ни в будущем, что сдерживает многих свидетелей лжехаризматического беспредела от объективной критики происходящих мерзостей. В лучшем случае, сомневающиеся просто молча уходят, избегая публичных обличений.
Мне также не сразу удалось преодолеть боязнь совершить смертный грех. Анализируя происходящее, я избегал соблазна разложить все по полочкам: где работа Святого Духа, где обыкновенное шарлатанство, а где действует сатана. Конечно же, Бог может исцелять по своей суверенной воле и в Церкви, и в дремучем лесу, и на собраниях Сандея, но и нечистый дух может имитировать любое из чудес.
Существует, например, официальная статистика, свидетельствующая о том, что в Американской церкви сатаны наблюдается очень высокий процент исцелений безнадежно больных людей…
— Предпринимал ли Аделаджа против вас какие-либо действия, не пытался ли вас «достать»?
— Сандей водим лукавым духом, поэтому и месть его лукава. Однажды он с церковной кафедры заявил: «В Киеве есть один пастор, который меня постоянно ругает, но мы ему дали 1000 долларов, и он замолчал». Это был коварный ход: фамилию он не назвал, но многие подумали обо мне и решили, что я взяточник.
Вскоре меня посетил знакомый прихожанин из «Слова веры» и сказал такие слова: «Теперь я знаю, как зарабатывать деньги на издание книг. Нужно в начале поругать Сандея, а потом принять от него мзду неправедную и замолчать».
Через некоторое время наша общая с Аделаджей знакомая была послана ко мне с предложением: «Пусть Владимир приходит в офис. Я хочу примириться с ним в канун третьего тысячелетия, а также помогу ему финансово». Поскольку я согласился встретиться с Сандеем на нейтральной территории (конечно, не для получения взятки), то посыльная еще раз удостоила меня своим визитом, но снова ушла с тем же результатом. Встреча не состоялась.
Кроме того, Сандей часто говорил о моих «заблуждениях» на собраниях лидеров церкви, а потом объявил мне анафему с церковной кафедры, за что я ему премного благодарен. Говорю об этом вполне серьезно, потому что для меня гораздо важнее быть отлученным от лжецеркви, с которой раньше сотрудничал, нежели пользоваться благосклонностью влиятельного прохиндея. Тем не менее, еще раз со всей ответственностью заявляю, что у меня нет никаких личных антипатий к Аделадже, и я стараюсь обличать не его, а те лжеучения, которыми он пичкает легкомысленных и слушателей.
— Владимир, вы сказали о том, что многие выходят искалеченными из секты Аделаджи. Не могли бы вы привести конкретные примеры? Может, среди ваших знакомых есть люди, которые действительно пострадали, будучи адептами секты, или вышли из нее с поврежденной психикой?
— Смею утверждать, что любой человек, достаточно долго принимающий ложные постулаты «Евангелия преуспевания» и не желающий анализировать информацию на основании Писания, уже имеет поврежденную психику, если даже и не состоит на учете у психиатра.
На одном межконфессиональном собрании пастор А. Калюжный, обращаясь к президенту объединения харизматов А. Гаврилюку, сказал: «Прихожанами ваших церквей заполнены психиатрические больницы». Если такое заявление делается публично, то оно, думаю, имеет под собой основание.
Не только мне известны множество случаев госпитализации членов тоталитарных сект с диагнозом «шизофрения на почве религиозных заблуждений» (или что-то в этом роде). Не единичные случаи затяжных депрессий, маниакальных состояний, самоубийств, разрушенных семей и т. п., но вряд ли такая статистика может быть доступна широкой общественности. Даже единичные случаи скрываются по вполне понятным причинам.
Но есть другая статистика, которую легко проверить, например, по газетам, которые издает «Посольство Божье». Так, в одной из них Аделаджа писал: за 7 лет в нашей церкви покаялось семьсот тысяч человек. В настоящее время мы имеем 8 тысяч членов». Напрашивается вопрос: куда же подевались остальные 692 тыс. «покаявшихся», которые откликнулись на призыв Аделаджи «принять Христа», сотнями выходили на сцену, после чего были тщательно записаны в церковные книги?
Простые арифметические расчеты показывают, что состав прихожан Церкви «Посольство Божье» ежеквартально обновляется практически полностью, за исключением ближайших соратников Сандея и тех «счастливчиков», которые все-таки обрели (или не потеряли) вожделенное «процветание» и «преуспевание», то есть разбогатели, исцелились, женились, не развелись, родили, не умерли, сделали карьеру и т.д. и т.п.
У остальных сотен тысяч обманутых Сандей и его подручные выкачали не только финансы, но и лишили их веры в Бога и остатков здравого мышления.
— Вы считаете, что «Посольство Божье» — прежде всего финансовая пирамида?
— Да, конечно, это типичная финансовая пирамида, устроенная по принципу сетевого маркетинга, в которой, кроме общепринятых методов выколачивания денег, кощунственно эксплуатируются христианские святыни. С церковной кафедры заявляется, например, следующее: «Бог — это самый надежный банк, в котором не бывает банкротства, поэтому, жертвуя Ему, вы обратно получаете сторицею».
Перед сбором пожертвований произносятся проникновенные проповеди о важности уплаты десятой части всех доходов. Поются «божественные» песни на популярные мелодии. Отдельные куплеты повторяются многократно, что, как уже давно доказано наукой, само по себе вызывает радостное, беспричинно возвышенное (эйфорическое) настроение у слушателей. Прихожане, не жертвующие десятину, фактически попадают под проклятие. Таким образом, под обещанные всевозможные блага, в том числе и вечную жизнь, большинство жертвуют не только деньги, но и ценные бумаги, машины, квартиры, дома, земли.
Одна моя знакомая из «Посольства Божьего» в радостном порыве бросила в церковную копилку дорогие сережки, а через некоторое время поинтересовалась у супруги пастора Сандея их дальнейшей судьбою. Госпожа Аделаджа поступила вполне демократично: на минутку отлучилась к сейфу и вынесла большую охапку различных драгоценностей, предлагая обескураженной даятельнице поискать свои сережки или выбрать любые другие.
И все-таки я усматриваю главную опасность не в том, что люди, обманутые ловкими авантюристами, приносят материальные жертвы — ведь это не всегда две последние лепты бедной вдовы. Жертвуют и весьма состоятельные прихожане: банкиры, бизнесмены, депутаты, артисты, иностранные спонсоры. Даже спутники дарят…. Но в отличие от любого другого фиктивного коммерческого предприятия, будь то пресловутый «МММ» господина Мавроди или лопнувший траст, в финансовой пирамиде под названием «Посольство Божье» и ему подобных субъектах «теневой религии» никогда не бывает массовых протестов одураченных клиентов.
Наоборот, любые попытки хоть как-то приструнить непотопляемого лидера вызывают бурю возмущений со стороны им же обворованных прихожан. Да что говорить, если на защиту «несправедливо гонимого» пастора дружными рядами выступают десятки народных депутатов, известных всей стране, многие из которых наверняка ни разу не были в его церкви. Вот это и есть главная опасность и пока неразрешимая загадка религиозно-комерческой структуры «Посольство Божье». По-видимому, без вмешательства нечистой силы, как вполне естественной, так и потусторонней, подобные чудеса были бы невозможны.
Технологии выманивания денег у прихожан тоталитарных сект хоть и примитивные, но, тем не менее, действенные. Доверчивый адепт секты «под настроение», тем более в ожидании обещанных благ, отдаст все, в том числе и душу, дьяволу.
— Сандей чистый аферист или все-таки «духовный»?
— Нет, не чистый, скорее комбинированный: аферист-шарлатан-лжеучитель-психолог-шаман, хорошо постигший загадочную славянскую душу, к тому же умеющий поддерживать имидж духовного лидера.
— А как изменилось материальное положение Аделаджи с тех пор, как вы познакомились?
— Приехав в Киев, Сандей жил на частной квартире, пользовался общественным транспортом. А теперь мне неудобно считать деньги в чужом кармане, рассуждая о личном богатстве Аделаджи, о его автомобилях, квартирах, частных поездках за рубеж. Это изобилие имеет и его ближайшее окружение.
Поражает меня то, что финансовые возможности коммерческой структуры Аделаджи позволяет ему решать в свою пользу практически любые вопросы, например, выигрывать десятки судебных процессов.
— Скажите, а как им удается привлекать на свою сторону государственных чиновников, заручаться поддержкой влиятельных людей? Ведь складывается впечатление, что при всей очевидности деструктивной деятельности Аделаджи с его разветвленной системой сект сам он фактически неуязвим?
— Частично я уже ответил на этот вопрос, но полной ясности в том, как действуют Аделаджа и его компания в плане обработки сильных мира сего, для меня нет. Сам я, грешным делом, лет 8 назад принимал участие в создании положительного имиджа церкви «Слово веры»: передавал знакомым госчиновникам видеокассеты с записями служения Сандея. На эту акцию Аделаджа потратил 26 тысяч долларов, о чем хвастливо заявил в присутствии полунищих пасторов, которые приехали на поклон к барину, чтобы засвидетельствовать ему свои верноподданнические чувства и попросить принять их церкви в его вотчину.
Конечно же, любой нормальный человек, ознакомившись с так называемыми богослужениями, а на самом деле разухабистыми театральными представлениями, столкнувшись с эксцентричными выходками самого пастора-шоумена, вряд ли станет его пылким поклонником. Но вы сами знаете, чем испокон веков страдают наши чиновники…
За последние годы Сандей сильно поднаторел в плане оказания влияния на нужных ему людей власти, бизнеса, юстиции, культуры, СМИ, и пр. Для этого он использует опробованные на западе пиар-технологии.
Думаю, что в лице Аделаджи западные политики, коммерсанты, деятели поп-культуры, религиозные круги имеют достойного полномочного представителя, проталкивающего их интересы в Украине. Таким образом, религиозно-коммерческий спрут, распустивший свои щупальца во многих постсоветских странах — это действительно посольство, но не Божье, а сатанинское, готовящее в числе подобных структур пришествие лжемессии-антихриста как последнего мирового правителя.
— Насколько мне известно, у Аделаджи есть лобби и в парламенте.
— Да, и довольно влиятельное. Если над Сандеем сгущаются тучи, то десятки депутатов подписывают письма в его защиту. Не являясь сторонником гонений, считаю, что в первую очередь необходимо открывать людям глаза на откровенно антихристианский характер деятельности Аделаджи и других лжеучителей.
— Есть ли у Сандея какая-то структура, где он обучает миссионеров?
— Создана хорошо организованная, многоступенчатая система подготовки лидеров церкви для любого служения как внутри страны, так и за ее пределами. Главным принципом, который вдалбливается в сознание обучаемых, является безоговорочная преданность «апостолу» Сандею. Большинство обманутых лидеров и простых прихожан искренне верят, что их церковь лучшая в мире, а Аделаджа является мощным духовным предводителем, способным возглавить международное пробуждение.
Обучение во всевозможных школах, колледжах, институтах, как правило, платное. Если учащийся не смог заплатить, то его могут опозорить и выдворить с занятий.
Любое сомнение в святости «апостола» Сандея, малейшее неподчинение ему или руководителю любого ранга карается очень строго: лишением воздаваемых почестей, материального вознаграждения, публичным осмеянием, отлучением от церкви.
— Что вы думаете об учении Аделаджи о двенадцати? Какие у этого учения библейские корни?
— Это ложная и вредная антибиблейская доктрина, спекулирующая на общеизвестном факте, что у Иисуса Христа было двенадцать учеников. Сандей и его подручные требуют от каждого из прихожан постоянно привлекать в секту новых адептов, выдвинув лозунг: «Двенадцать учеников — это решение всех твоих проблем».
Каждому новообращенному внушается пагубная мысль, что, приобретая учеников, он сможет освободиться от мучающих его депрессий, неуверенности в себе, бедности, одиночества, семейных неурядиц, безработицы, болезней, бездуховности и т.п.
Но ведь Евангелие утверждает, что даже у безгрешного Иисуса Христа были проблемы с Его учениками. Также апостол Иаков писал: «Братья мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем».
Вовлекая неопытных прихожан в свои преступные авантюры, Аделаджа подвергает обманутых Божьему осуждению.
— Вы не боитесь мести Аделаджи за свидетельства против него?
— Есть хорошая русская поговорка: «Бог не выдаст — свинья не съест».
— Расскажите, как вы оказались в конце концов трудником Киево-Печерской Лавры?
— Надеюсь, что это еще не «конец концов», даже в земной жизни. Впрочем, один Господь ведает, как сложится моя судьба. Знаю одно, что о карьере я не мечтаю. Я отказался от нее, еще будучи активным протестантским функционером с одиннадцатилетним стажем.
Обратившись ко Христу, я оставил должность заместителя генерального директора объединения «Электроника Галичины» и поступил в американскую библейскую семинарию. К сожалению, после окончания курса обучения согласился стать миссионером и старшим пастором пресвитерианских церквей в Украине и одновременно заместителем президента объединения харизматов, генеральным координатором Всеукраинской общественной организации «БОАЗ», вице-президентом баптистского миссионерского центра.
Когда пришло прозрение, начал сбрасывать с себя неудобоносимые бремена руководящих должностей: около 4-х лет работал садовником ЖЭКа, озеленителем «Зеленстроя», а последние семь месяцев — трудником Киево-Печерской Лавры. Благодарю Бога за то, что Он привел меня в Православие, точнее, вернул, потому что я крещен родителями в Православной Церкви и причащался в ней до семилетнего возраста.
— Что вы можете сказать людям, которые по-прежнему находятся под гипнозом Аделаджи?
— Я бы сказал словами Иоанна Богослова: «Не всякому духу верьте. Испытывайте духов, от Бога ли они, ибо много лжехристов появилось в мире». Пусть молятся Богу, чтобы Он помог им понять, находятся они в истинной Церкви или пребывают в величайшем заблуждении. Кто ищет, тот всегда найдет. В подобных структурах есть несколько категорий людей: есть откровенные проходимцы и шарлатаны, которые возглавляют их, есть люди, которые возле них кормятся, и есть те, кто искренне ищет Бога. Я относился к последним, но я искал, я просил. И Бог пришел мне на помощь. Сегодня я покаялся в своих заблуждениях. Все, кто еще там, пусть молятся о том, чтобы Бог открыл им глаза, а те, кто уже вышел оттуда, пусть молятся за тех, кто еще там.
Валерий Полищук