Архиепископ Костромской и Галичский Александр. О восприятии христианской проповеди
Доклад на II Съезде православной молодежи Украины
Ваше Блаженство!
Ваши Преосвященства,
Дорогие отцы, братья и сестры!
Прежде всего разрешите высказать слова искренней признательности Его Блаженству, Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, за любезное приглашение принять участие в работе II Съезда православной молодежи Украины. Многим из тех, кто присутствует в этом зале, памятны события трехлетней давности, когда в мае 2001 г. в Москве состоялся Всецерковный съезд православной молодежи. В его работе самое активное участие приняла представительная делегация православной молодежи братской Украины, что нашло свое отражение в итоговых документах съезда.
Что касается Российской Федерации, то сейчас можно с уверенностью констатировать то обстоятельство, что именно этот съезд положил начало благотворному процессу сближения всех здоровых сил общества в созидательном труде по воспитанию подрастающего поколения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия.
Вы знаете, что Российская Федерация разделена на несколько крупных административных образований — федеральных округов. В 2001–2003 годах Синодальный отдел по делам молодежи принимал участие в подготовке и проведении региональных молодежных форумов. Отрадно видеть, что похожие процессы распространения идеи и опыта православного молодежного служения происходят и в братской Украине. Я с теплым сердечным чувством вспоминаю визит Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Владимира на богохранимую Костромскую землю, который состоялся в марте 2002 года в день празднования чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы — святыни, которая почитается православными христианами как покровительница семьи, детей и молодежи. У нас с Его Блаженством состоялся ряд искренних бесед, во время которых мы обменялись мнениями о проблемах в области миссионерской и воспитательной работы в молодежной среде. Мы хорошо знаем, какое большое внимание уделяете Вы, Ваше Блаженство, развитию и совершенствованию этой работы.
Без преувеличения можно сказать, что проблемы, которые стоят в наших братских странах перед Церковью, практически одни и те же. А, значит, подходы к их решению могут быть во многом одинаковы. Поэтому так важно трудиться сообща, совместно реализовывать общие проекты, обмениваться опытом православного молодежного служения. Мы знаем, что в Украине по благословению Его Блаженства также образован Отдел по делам молодежи. Председатель отдела епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий стал нашим соработником и принимает участие практически во всех значимых мероприятиях Синодального отдела по делам молодежи. Владыка Гурий побывал в Костроме и в Тамбове, путешествовал в столицу Мордовии Саранск и к самому полярному кругу, в далекую Республику Коми на съезд православной молодежи. Представители нашего отдела также неоднократно приглашались для участия в церковно и общественно значимых мероприятиях в Киев и в Крым.
Все съезды становятся значимыми событиями в духовной жизни многих людей. Региональные форумы нас сильно обнадежили: в деле православного воспитания детей и молодежи у Церкви немало союзников. И, однажды собравшись вместе, эти люди убеждаются в том, что их труд нужен, востребован, оценен.
Ваш Всеукраинский съезд проходит в Киеве, в городе, одно имя которого заставляет трепетно биться сердце всякого православного христианина. Здесь колыбель русского Православия. Каждому из нас с детства хорошо известны жития прославленных Печерских святых. Хорошо помню, с каким благоговением, почти со слезами, я впервые еще молодым человеком вошел во святые врата Киево-Печерской Лавры для того, чтобы поклониться нетленным мощам святых угодников. О подвигах Киево-Печерских святых мне в раннем детстве рассказывали благочестивые пожилые люди, всю свою жизнь прожившие на русском севере, никогда не бывавшие на Украине, но благоговейно сохранявшие в памяти предания Печерского патерика.
Сколько поколений воспитано на этих немудреных житийных повествованиях! Как назидательны для молодой души пример любви к Богу, явленной в отрочестве игуменом Феодосием, целомудрие преподобного Моисея Угрина, бескорыстие блаженного Агапита и многие, многие другие примеры… Но, говоря об этих уроках христианской святости, мы даем себе отчет в том, что древние жития святых являются действенным средством воспитания только в семьях, причем в семьях глубоко благочестивых. Язык и содержание христианской литературы будут восприняты ребенком лишь в том случае, если он будет постоянно находиться в благоприятной духовно-нравственной среде.
Увы, современное общество переживает кризис семьи. Угрожающе растет процент разводов, многие семьи являются неблагополучными. Трудно себе представить, но в России XXI века по улицам больших и малых городов бродит почти миллион беспризорных и безнадзорных детей! И большинство из них имеют живых родителей.
Душа ребенка впечатлительна и отзывчива. Дети стремятся найти себе учителя и воспитателя, мечтают о том, чтобы рядом с ними находился их идеал, кумир — человек, которому можно было бы в чем-то подражать. Но, к сожалению, главные уроки воспитания они зачастую получают не в семьях и не в учебных заведениях, а в подвалах, на чердаках, в подворотнях. Огромный процент подростков входит в так называемую «группу риска». Среди подростков, как заразная болезнь, распространяется наркомания.
Как привести в Церковь этих современных «дикарей»? Конечно, мы можем попытаться достучаться до озлобленных и отчаявшихся сердец с Киево-Печерским патериком в руке, но есть ли у нас шанс быть услышанными? Жизнь подсказывает, что нужен долгий кропотливый труд даже для того, чтобы просто расположить эти сердца к восприятию христианской проповеди!
Даже те молодые люди, чья жизнь со стороны выглядит вполне благополучной, так называемая элитная, золотая молодежь, студенты престижных вузов, ничуть не более расположены к православной проповеди, чем их «неблагополучные» сверстники. Их мораль также имеет мало общего с христианской. Жесткие правила конкурентной борьбы, которые выдвигают современные рыночные отношения, ожесточают сердца, побуждают не «любить ближнего как самого себя», а видеть в нем либо соперника, либо орудие для собственного карьерного роста. И над всем этим — призрак золотого тельца, страсть к обогащению, которая иссушает молодую душу. Но, поистине: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16 ; 26).
Вся эта молодежь — наша. Другой у нас нет, и именно ее необходимо воцерковлять. Как это сделать — вот тема для разговора.
Нам приходится слышать мнения такого рода: Церкви не нужно заниматься молодежью. Основная задача социального служения Церкви — окормлять дома престарелых, больницы, хосписы. Дело священников — готовить людей к переходу в вечность. А молодежь надо оставить в покое, пусть, мол, она «перебесится». Молодости свойственны страсти, нездоровые увлечения, но все равно молодые люди — наши, генетически православные. Пусть погуляют, повзрослеют и уже в зрелом возрасте придут в православные храмы. Категорически не согласен с таким подходом. А чтобы его опровергнуть, достаточно хотя бы один раз побывать на собрании сектантов. Вы там увидите огромное количество молодых людей. Святитель Филарет (Дроздов) говорил: «Когда не устроен путь законный, люди идут по беззаконному пути». Увы, десятилетия государственного атеизма не прошли бесследно. В семьях утеряны религиозные традиции. Молодые люди не станут православными только потому, что родились на берегах Днепра или Волги.
Итак, нам нужно устраивать «путь законный», искать новые формы миссии в молодежной среде, адекватные требованиям современной жизни.
Невозможное человекам, возможно Богу.
В дни нашего съезда мы не раз будем вспоминать жития Киево-Печерских угодников. Они несли свет православной веры в общество, незадолго до этого выведенное святым князем Владимиром из мрака язычества. Двоеверие, самые дикие обычаи еще были распространены повсеместно. Некоторые воспитанники Киевской Лавры погибли мученической смертью на поприще миссионерского служения. Но благодаря их подвигу нравы Киевской Руси постепенно изменялись, общество преображалось, государство укреплялось.
Историки отмечают, что главное значение Киево-Печерского монастыря состояло в том, что благодаря его подвижникам народ получил представление о духовно-нравственном идеале. Пусть общественные нравы были далеки от совершенства, но люди уже понимали, что такое грех и что такое святость, в чем нужно каяться и как нужно стремиться жить.
Невозможно переоценить и то воспитательное значение, которое имел для общества пример смиренного подвига первых русских страстотерпцев — князей Бориса и Глеба. Русь, испокон веков привыкшая наблюдать алчность и суетные стремления властителей, вдруг с изумлением поняла, что есть иные, вечные, духовные ценности, достоинство которых безмерно превосходит все богатства и утехи мира сего. Есть идеалы, ради которых без колебаний отдают самое дорогое — жизнь — молодые блистательные князья, любимые сыновья святого Владимира.
Одной из важнейших задач в деле миссии в молодежной среде является формирование привлекательного образа православного молодого человека, нашего современника. У нас есть прекрасные примеры. Упомяну о двух наших современниках, молодых людях, жизненный подвиг которых достоин того, чтобы о них узнали повсеместно. Это погибший от рук сатаниста на Пасху 1993 г. в Оптиной пустыни иеромонах Василий (Росляков) и замученный боевиками в Чечне православный воин Евгений Родионов. Отец Василий был выдающимся спортсменом, пользовался всеобщей любовью, но оставил мир. Он вел необычайно строгую аскетическую жизнь в прославленном монастыре, известном своей духовной традицией. Евгений Родионов мужественно исповедовал Христа перед палачами. Эти примеры показывают, что любовь к Спасителю, глубокая религиозность — добродетели, которые отнюдь не ушли в прошлое, но и поныне встречаются, причем в молодых людях. Многие ли знают об этих людях?
Мы должны объяснять молодым людям, что сегодня быть православным это совсем не значит непременно быть монахом или студентом духовной семинарии. Можно быть верующим христианином и преуспевать в бизнесе, в производстве, в политике, в спорте, в культуре и в искусстве. На страницах журнала Отдела по делам молодежи «Сретение» мы рассказываем о некоторых таких известных людях. Вспоминаю встречу с прославленным спортсменом Владиславом Третьяком. Много интересного поведал он о своей вере. Рассказал, как в советские времена перед каждым матчем стремился благоговейно осенить себя крестным знамением. Причем часто ему приходилось это делать на глазах практически у всего Политбюро во главе с Брежневым. Спрашиваю: «Ну и что, никто не замечал этого крестного знамения?» Третьяк ответил: «Иногда замечали. Однажды заметил финский вратарь и понимающе улыбнулся». С этого предматчевого крестного знамения для Третьяка начался путь обретения веры. Потом была встреча со Святейшим Патриархом Пименом, духовные беседы с монахами Троице-Сергиевой Лавры.
Теперь каждый год, принимая участие в открытии турнира юных хоккеистов на приз клуба «Золотая шайба», я пересказываю детям эту замечательную историю. Понятно, что пример религиозности прославленного спортсмена, которому они хотели бы подражать, имеет куда большее воспитательное значение, чем любой другой.
Если продолжить тему спорта, которая чрезвычайно близка молодежи, то необходимо заметить, что наши пастыри не всегда с пониманием относятся к большому спорту. Недавно прочитал изданную в Москве брошюру, в которой излагается «православный взгляд на занятия спортом». Автор, мало кому известный священник, пытается рассуждать от лица Православия, что уже некорректно. Сначала батюшка миролюбиво распространяется о том, что детям нужно двигаться и заниматься физкультурой (кто бы в этом сомневался!). Далее он признает пользу некоторых спортивных игр, например, волейбола. Футбол и хоккей категорически запрещает — они, по мнению автора, пробуждают в детях агрессию. Об индивидуальных видах спорта и слышать не хочет. А большая часть книги посвящена резкой критике спорта профессионального. Говорится о вреде здоровью, проблемах допинга, околоспортивных интригах и так далее… Неясным остается одно: для жизни на какой планете батюшка готовит своих молодых духовных чад?
Профессиональный спорт, конечно, тема особая. Однако никто не станет отрицать, что для детей и подростков занятия в спортивных секциях — благо. Они предохраняют наших детей от пагубных привычек. Спорт закаляет характер, укрепляет волю. И вот ведь в чем дело: мы никогда не создадим мощного детского спортивного движения, если у ребят не будет примеров для подражания — настоящих профессионалов, принесших славу отечественному спорту. Большой спорт — неотъемлемая часть жизни современного человека. Переживать за спортсменов своего города, своей страны — одна из форм проявления патриотизма. Мы чувствуем некое душевное удовлетворение, когда слышим о победах соотечественников на Олимпийских играх. Не слишком ли поспешно мы отдали спорт на откуп язычеству? Не пора ли его воцерковлять? Профессий, представляющих повышенную опасность для здоровья и самой жизни, не так уж мало. Люди этих профессий вызывают чувство особого уважения. Известно, какое «грязное» дело политика. Так что же, православным вовсе отказаться от выборов в Государственную Думу и Верховную Раду?
После падения ледяных пут тотального атеизма прошло более десяти лет. Это большой период времени, оглядываясь на который мы можем сделать ряд важных выводов. Что касается проблем религиозного воспитания детей и молодежи, то стало ясно: оно не может исчерпываться занятиями в воскресных школах, преподаванием основ православной культуры в государственных учебных заведениях или даже Закона Божия в православных гимназиях. Образовательный процесс в учебных заведениях может быть лишь частью воспитания православной личности. Посмотрите, сегодня практически при каждом крупном приходе существует детская воскресная школа. По воскресным дням благочестивые бабушки и мамы приводят в храм множество детей. Но со временем эти детские лица куда-то пропадают. В 14–15 лет подростка уже не заманишь в храм никакими калачами. Увы, это реальность нашей приходской жизни. Не будем закрывать глаза и на такой факт: из православных гимназий зачастую выходят неверующие люди. Необходимо стремиться к тому, чтобы в процесс воспитания были максимально включены все стороны жизни ребенка и подростка. Нужно занимать ребенка делом. И нужно занимать все свободное время ребенка.
Основной упор в работе делается на организацию детских и подростковых лагерей. Говоря научным языком, именно в условиях православного детского лагеря (который удобно проводить в дни школьных каникул) легче всего добиться осуществления главных принципов воспитания, изложенных в Концепции православного молодежного служения, среди которых: принцип живого общения, принцип целостности, то есть стремление охватить все стороны жизни ребенка, принцип совместного участия, то есть вовлеченность в конкретные мероприятия и воспитателей и детей, и т. д.
За какие-то десять лет мир неузнаваемо преобразился. Сегодня с раннего детства ребенок сталкивается с мощным потоком самой разнообразной информации. И в редких семьях эту информацию стремятся и могут ограничивать и просеивать. Мир стал тесным. Все стало близко и доступно. Молодые люди сталкиваются с огромным количеством предложений самого разного характера, в том числе и в сфере религиозной жизни. С другой стороны, невозможно переоценить огромную мобильность молодых, их способность быстро улавливать и воспринимать все новое. Родители удивляются, глядя на то, как их юный отпрыск лихо управляется с компьютером и мгновенно осваивает меню приобретенной видеоаппаратуры. Молодой человек привык ценить настоящий момент, часто он погружается в виртуальный мир настолько, что, кажется, реальности для него просто не существует. Развивается так называемая культура постоянного переключения каналов, которая приводит к фрагментации, рассеиванию и поверхностности сознания. Посмотрите на типичного старшеклассника: он не может сосредоточиться, находиться долго на одном месте; книги давно отставлены, их заменяет бессвязное путешествие по Интернету. И в Интернете, и в жизни он постоянно находится в состоянии поиска. Ищет общения, контактов, новых впечатлений и ощущений. И прежде чем вести с таким подростком миссионерскую беседу, его нужно просто-напросто привести в чувство, добиться элементарного внимания. Первичная задача пастыря — укрепить здоровое чувство ощущения реальности и постоянства, помочь молодым людям обрести глубинное единство, привести в состояние гармонии веру и разум, чувственное и рациональное, эмоциональное и духовное.
Молодежное служение — дело непростое. «Жатвы много, а делателей мало». В епархиях до сих пор считанные единицы могут достойно нести этот подвиг. Наставник молодежи должен сочетать в себе таланты пастыря, педагога и миссионера и, кроме того, вести безупречную нравственную жизнь, ведь молодое сердце бывает чрезвычайно чувствительно к проявлению любой фальши. Общение с молодежью требует от христианина непрерывного совершенствования, напряженной внутренней работы, но зато оно сообщает и необыкновенную радость, придает душе новые силы. Священнослужители, которые посвятили себя православному молодежному служению, в том числе и достаточно немолодые, — это всегда люди неиссякаемого оптимизма, с подлинно горящим сердцем, люди, которых, кажется, стороной обходят все печали, беды и даже физические болезни.
Нашей особой заботой должна быть окружена студенческая молодежь. Один из проектов отдела — ежегодное проведение в Москве фестиваля православной студенческой молодежи.
Миссионерский талант — большая редкость. Однако в христианстве никому не позволено быть ленивым и нерадивым. Все призываются к социальному служению. «Если тебе не по сердцу мой путь, так выбери свой», но не сиди сложа руки — отвечают таким людям подвижники молодежного служения.
Хотел бы затронуть еще одну важную тему: связь православного молодежного служения и богословского образования. С этой темой тесно связана другая — болезненная тема раскола. Все мы остро переживаем те церковные нестроения, которые имеют место в братской Украине. Церковный раскол — наша общая беда, наша общая боль. В начале 90-х нам было непонятно: как могли некоторые молодые люди, получившие образование в Санкт-Петербургских и Московский духовных школах, верующие христиане, проведшие восемь лет у мощей преподобного Сергия, близ других православных святынь, с легкостью изменить Православию, уйти в расколы? В душах этих выпускников не оказалось не то чтобы любви к Церкви, но самого простого чувства религиозной ответственности. Со студенческой скамьи, с первого курса семинарии воспитанникам необходимо это чувство прививать. А, значит, им также нужно поручать конкретные дела социального, в том числе и молодежного, служения. Студент семинарии, преподающий Закон Божий в воскресной школе, работающий воспитателем в летнем лагере, принимающий участие в проектах молодежного православного братства, привыкает быть ответственным за конкретное дело, за конкретных людей, а, в конечном итоге, за всю Церковь.
Мы и есть Церковь в ее человеческом аспекте. Осознание этой простой, ясной и, вместе с тем, страшной мысли побуждает нас к деятельному служению, заставляет внимательно относиться к каждому своему поступку и слову. Ведь через нас может быть либо прославлено, либо похулено Имя Божие.
Дорогие друзья! Братья и сестры! Сегодня мне бы хотелось от всей души пожелать всем собравшимся в этом зале новых благословенных успехов на поприще миссионерского и просветительского делания. В XXI веке перед нашей Матерью — Православной Церковью поставлен выбор: либо стать красивым культурно-этнографическим заповедником, ненужным дополнением к обществу, живущему по нехристианским законам и традициям, быть вытесненной на обочину социальной жизни, либо смелее и активней оказывать влияние на все стороны социальной жизни, приводить ко спасению новые и новые души.
Вглядываясь в черты многих нынешних молодых людей, мы видим лицо Православной Церкви будущего как в России, так и в Украине. Думаю, у нас есть все основания смотреть в будущее с оптимистическими ожиданиями.
Приветственное слово вице-спикера Верховной Рады Украины Александра Зинченко