Биография отца Г. Костельника
Биография отца Г. Костельника
Гавриил Федорович Костельник родился 15 июня 1886 г. в старинном селении Русский Керестур, основанном закарпатскими русинами на Бачковщине (современная Словения). Его родители были людьми со скромным достатком, но стремились дать детям хорошее образование. После окончания словацкой гимназии в местечке Винковцы он продолжил обучение в г. Загребе. После окончания хорватской загребской гимназии Гавриил Костельник поступает в греко-католическую семинарию, а после ее окончания — на богословский факультет Загребского университета. Способности юноши были замечены преподавателями, и вскоре он был направлен для продолжения обучения во Львов.
После окончания Львовской семинарии он продолжил обучение на философском факультете Фрайбурского университета, где в 1913 г. после защиты диссертации на тему “Об основных принципах познания” получил научную степень доктора философии. В том же году Г. Костельник возвратился в г. Львов, где принял сан и был назначен священником в Свято-Преображенскую церковь и преподавателем Закона Божиего в гимназиях г. Львова. С этого времени он в течение 35 лет трудился во Львове как священник, преподаватель гимназии, редактор церковного журнала “Нива”, профессор Львовской духовной академии. Щедро одаренный от Бога незаурядными способностями, отец Гавриил с юных лет писал стихи и драматические произведения, выступал как литературный критик, печатался в философских и богословских журналах на латинском, немецком и украинском языках. Будучи верным сыном своего народа, отец Гавриил создал грамматику бачванских русинов и является основоположником литературы на этом диалекте.
Начиная с 1920 г., он преподавал во Львовской духовной семинарии логику, историю философии, метафизику, психологию, христианскую социологию. В 1923 г. он становится деканом богословского факультета. В том же году по его инициативе при семинарии открывается Украинское научное богословское общество с печатным органом “Богословие”. Отец Гавриил был ревностным священнослужителем, знал и любил литургическое наследие своего народа. Выступая на страницах журнала “Нива”, он неоднократно призывал к очищению богослужения от латинских примесей и изданию богослужебных книг, очищенных от западных искажений.
Однако вскоре Господь, видя ревность о. Гавриила и его желание познать Истину, привел его к более глубокому осознанию заблуждений католицизма. В 1925 г. во время паломнического путешествия в Рим отец Гавриил был поражен падением нравов местного духовенства и его пренебрежительным отношением к униатам. Увиденное в “вечном городе” побудило его к углубленному изучению истории католицизма и отпадения Рима от Вселенской Христовой Церкви. Результатом его исследовательской деятельности стали труды: “Проклятые святые Кирилл и Мефодий” (1927 г.), “Спор об эпиклезисе между Западом и Востоком” (1928 г.), “Апостол Петр и римские папы” (1931 г.), “Развитие папства в первые пять веков” (1933 г.). После первой же публикации одного из этих произведений в 1928 г. в журнале “Нива” о. Гавриил был освобожден от должности редактора этого журнала, а вскоре лишен и кафедры во Львовской Богословской академии. Его перевели из Преображенской церкви на должность проповедника в кафедральный собор Святого Юра, под непосредственное наблюдение митрополита Андрея Шептицкого. Однако ничто не могло поколебать убеждений отца Гавриила, уверенного в истинности Православия. В своем докладе “Идеология унии”, прочитанном в 1936 г. на торжественном соборе униатского духовенства, посвященном 300-летию памяти митрополита Иосифа Руцкого, он, завершая обзор истории униатской церкви, сказал: “В унии есть нечто сломанное, что-то вывихнутое, противоестественное, что нивелирует, обращает в ничто ее творческие силы, как это делает, например, рак в организме”. Призывая уже в то время своих собратьев к освобождению от “римского угара”, он верил и ждал церковного обновления, прекрасно сознавая, что оно возможно лишь путем ликвидации Брестской унии и возвращения в Православную Церковь.
В 1942 г. отца Гавриила вторично переводят в Преображенскую церковь уже в качестве настоятеля. В 1943 г. на епархиальном собрании во Львове отец Гавриил предложил отказаться от навязанных Римом догматов, которых не знала Вселенская Церковь в первое тысячелетие своего бытия. Митрополит Андрей Шептицкий резко прервал докладчика и лишил его слова. Отец Гавриил оставил собрание и с тех пор уже не скрывал своего убеждения в необходимости воссоединения с Православной Церковью.
В мае 1945 г. отец Гавриил возглавил инициативную группу по воссоединению галицких униатов с Русской Православной Церковью, в которую входили епископы Антоний (Пельвецкий) и Михаил (Мельник). К маю 1946 г. письменные прошения о воссоединении с Православной Церковью подали 997 униатских священников, что составляло 78% от общего числа духовенства ГКЦ. Венцом исповеднического подвига отца Гавриила стало проведение исторического Львовского Собора 8-10 марта 1946 г., на котором верующие униаты во главе с духовенством и епископами Антонием (Пельвецким) и Михаилом (Мельником) приняли судьбоносное решение о ликвидации Брестской унии и воссоединении с Православной Церковью. Для отца Гавриила началось время самоотверженного труда по налаживанию церковной жизни в епархиях, воссоединенных с Православной Церковью. При его активном участии во Львове начал издаваться журнал “Православний Вісник”, на страницах которого увидели свет многие из его трудов.
Зная о близости своей безвременной кончины, он все свое время отдавал теперь Церкви. Совершал богослужения, составлял проповеди, писал статьи, окормлял свою многочисленную паству. Много времени он проводил в миссионерских поездках по отдаленным районам Западной Украины, где ему часто приходилось ободрять запуганных бандитами собратьев, а нередко и отпевать невинные жертвы братоубийства.
Знаменательным событием в жизни отца Гавриила стало его участие в совещании глав и представителей Православных Церквей, проходившем в 1948 г. в Москве, на котором ему, незадолго до завершения своего земного пути, промыслительно судилось засвидетельствовать о своей вере с трибуны всеправославного форума.
Вскоре после своего выступления на совещании он сподобился увенчать бесстрашное исповедание открытой ему Богом Истины своей мученической кончиной.
20 сентября 1948 г. после совершения литургии в Преображенской церкви Львова он был убит двумя выстрелами в голову на пороге этого храма. После совершения злодеяния здесь же покончил с собой и его убийца. Известно, что отца Гавриила неоднократно предупреждали о готовящемся на него покушении. Жертва, принесенная им на алтарь Христовой Истины, была несомненно осознанной и добровольной — “Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его” (1 Пет. 2, 21). Он пал пред Божиим храмом за Божью Правду, которой посвятил всю свою жизнь, за Правду, “…возсиявшую с высоты Востока…”, за единство своего народа в Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви.
Доктор Андрій Савицький: “Справа ліквідації унії була головною ідеєю у його житті”