БАЛАМАНД. Синод Антиохийской Православной Церкви отверг авторитет состоявшегося на Крите Собора
Синод принял заявление по итогам прошедшей на Крите «ассамблеи епископов».
Подводя итоги своей седьмой внеочередной сессии, проходившей под председательством Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х с 25 мая по 27 июня 2016 года в Баламандском монастыре в Ливане, Священный Синод Антиохийской Православной Церкви выступил с заявлением, которое в переводе с арабского на греческий язык опубликовало информационное агентство «Ромфея».
Иерархи Антиохийской Православной Церкви, прежде всего, поздравили свою паству с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, основателей Антиохийской Церкви. Вспоминая учеников Спасителя и первых христиан, которые свидетельствовали о воскресении Иисуса Христа из мертвых своим мученическим подвигом, Синод Антиохийской Православной Церкви напомнил, что и сегодня христиане совершают подвиг мученичества в «истерзанной Сирии, замученном Ливане, окровавленном Ираке». Члены Синода особо отметили в своем послании митрополита Алеппского Павла (Язиджи), родного брата Патриарха Иоанна Х, похищенного три года назад, о котором с тех пор нет никаких известий.
Синод Антиохийского Патриархата также рассмотрел вопрос о Святом и Великом Соборе Православной Церкви, созыв которого готовится в течение более пятидесяти лет. Иерархи Антиохийского Патриархата с сожалением констатировали, что отсрочка проведения Собора, о которой просил Синод Антиохийской Церкви ради укрепления единства вселенского Православия, так и не была предоставлена. По этой причине не удалось достичь общеправославного консенсуса по спорным вопросам повестки дня Собора, так как не было выполнено экклезиологическое условие для участия в Соборе всех Поместных Православных Церквей по причине не преодоленного к настоящему времени разрыва евхаристического общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами.
Синод Антиохийского Патриархата с сожалением отметил, что не только просьба Антиохийской Православной Церкви отложить проведение Собора не нашла ответа, но и аналогичные просьбы Русской, Болгарской и Грузинской Церквей также были проигнорированы. Синод констатировал, что в конечном счете Собор, который изначально предназначался стать всеправославным, был созван в отсутствие четырех автокефальных Церквей, паства которых составляет около половины от общего количества православных верующих во всем мире.
В Синоде Антиохийской Православной Церкви также отмечают, что проведение Всеправославного Собора было невозможно в сложившейся ситуации, когда отсутствует главное основание православной соборности — полнота евхаристического общения между Поместными Православными Церквями. Иерархи Антиохийской Церкви подчеркивают, что при проведении Собора недопустимо было игнорировать разрыв общения между Иерусалимским и Антиохийским Патриархатами, преодолеть который было необходимо до созыва Собора. Между тем, Константинопольский Патриархат, вопреки этому, принял решение отложить переговоры между Антиохийской и Иерусалимской Церквмяи до времени после окончания Собора.
Синод Антиохийского Патриархата счел несправедливыми заявления ряда участников Критского Собора, содержавшие обвинения в адрес отсутствовавших Поместных Православных Церквей в том, что они якобы дистанцировались от участия в Соборе.
Исходя из вышесказанного, Синод Антиохийского Патриархата констатировал следующее.
Православное сотрудничество может быть основано исключительно на общем участии и консенсусе всех автокефальных Поместных Православных Церквей. Этот принцип — не инновация или предложение Антиохийского Патриархата, но основа соборного процесса, которая была декларирована Константинопольским Патриархом Афинагором, когда он начинал подготовительную работу по проведению Всеправославного Собора. Этот принцип получил продолжение и позже, при Патриархе Димитрии.
Синод Антиохийского Патриархата также напомнил, что и в настоящее время Патриарх Варфоломей подтвердил это правило консенсуса в ходе подготовительной работы, предшествовавшей проведению Критского Собора. Особенно это проявилось, когда он решил приостановить работу Подготовительного комитета в 1999 году из-за проблемы церковной юрисдикции Эстонии. Это привело к остановке подготовки Великого Собора в течение десяти лет.
В этой связи Синод Антиохийского Патриархата задается риторическим вопросом: как проблема статуса одной Церкви могла привести к приостановке подготовки к Собору, в то время как отсутствие четырех Поместных Православных Церквей не стало препятствием к проведению Собора на Крите?
Принцип единогласия был подтвержден, когда подготовка к Собору снова продолжилась в 2009 году. На Четвертом предварительном совещании в Шамбези в 2009 году делегация Антиохийского Патриархата подчеркнула необходимость сохранения единогласия при принятии решений. Это предложение получило одобрение со стороны всех Поместных Церквей. В том числе благодаря этому предложению удалось принять решение по вопросу о православной диаспоре и епископских конференциях.
Синод вновь акцентировал внимание на том, что предложение Антиохийского Патриархата, в котором содержался призыв достичь единодушия путем обеспечения консенсуса всех автокефальных Православных Церквей по всем вопросам, с самого начала было разработано для обеспечения православного единства во время подготовительного периода в соответствии с устойчивой и твердой православной традицией. Антиохийская Церковь не ожидала, что от этого принципа откажутся те, кто первоначально установил его и отстаивал с самого начала в качестве гарантии православного единства.
При этом также следует отметить, что решение Совещания Предстоятелей 2014 г. в Стамбуле не было подписано Патриархом Антиохийским. В этой связи в Синоде Антиохийской Церкви задаются вопросом: как согласуются с принципом единодушия в принятии решений постановления Ассамблеи в Стамбуле (2014 г.) и Ассамблеи в Шамбези (2016 г.) в свете отказа Антиохийского Патриархата их подписать? И как было достигнуто единогласие на Крите при отсутствии четырех автокефальных Православных Церквей?
Антиохийский Патриархат утверждает, что его очень четкая позиция на всех подготовительных этапах Собора в течение последних двух лет была попросту проигнорирована, в то время как опубликованные в средствах массовой информации материалы преподносили позицию Антиохийской Православной Церкви как молчаливое согласие с принимаемыми решениями.
Синод Антиохийской Церкви задается вопросом относительно позиции некоторых Церквей, которые в последнее время пытаются обойти правило консенсуса или попытаться искаженно интерпретировать его вопреки Положению о предварительных встречах православных делегаций, которые были утверждены и подписаны всеми Поместными Церквями в 1986 году. Но в настоящее время, как видно из факта проведения Критского Собора, созыв встречи в запланированное время является более важным, чем проявление подлинной соборности Православной Церкви и ее единства, считают в Антиохийском Патриархате. В этой связи Антиохийская Церковь хочет поблагодарить все Церкви, которые поддерживают правильный подход к проблеме всеправославного единства, особенно Церкви Русскую, Болгарскую, Грузинскую и Сербскую.
Синод Антиохийской Православной Церкви считает, что реальность, которую создала в церковной жизни православного мира Ассамблея епископов, проведенная на Крите, доказывает, что только консенсус автокефальных Православных Церквей остается «золотым стандартом для обеспечения единства православного мира» и «стабильной основой для определения будущего Церкви, прежде всего, для преодоления последствий Ассамблеи на Крите».
Отмечая, что ранее принятые постановления требуют, чтобы решения на Всеправославном Соборе принимались на основе консенсуса всех Поместных Церквей, при котором каждая автокефальная Церковь имеет один голос, Синод Антиохийской Церкви отвергает любые утверждения о том, что Критский Собор может рассматриваться в качестве Вселенского Собора или Всеправославного Собора.
Священный Синод Антиохийского Патриархата отмечает, что состоявшееся на Крите собрание не соответствует даже критериям Подготовительного собрания Святого и Великого Собора, в соответствии с Положением о предварительных заседаниях от 1986 г., которое предусматривает, что созыв Ассамблеи требует согласия всех автокефальных Православных Церквей.
Члены Священного Синода Антиохийского Патриархата единогласно приняли следующие решения:
• Рассматривать встречу на Крите в качестве предварительного совещания Всеправославного Великого Собора и, следовательно, считать, что принятые на Крите документы не являются окончательными, но открыты для обсуждения и внесения изменений, когда будет созван Великий Собор Православной Церкви с присутствием и участием всех Поместных Православных Церквей.
• Отказаться от признания соборного характера за любом православным собранием, в котором участвуют не все автокефальные Православные Церкви, чтобы гарантировать, что принцип единогласия по-прежнему является основным правилом, которое регулирует межправославные отношения. Антиохийская Церковь, таким образом, отвергает авторитет Критского собрания как «Великого и Всеправославного Собора» или «Святого и Великого Собора».
• Подчеркнуть, что все решения, принятые Ассамблеей на Крите, в любом случае не являются обязательными для Патриархата Антиохии и всего Востока.
• Поручить «Комитет соборного мониторинга», ответственному за мониторинг последствий Критской Ассамблеи, принять необходимые меры и представить подробный доклад Священному Синоду Антиохийского Патриархата на следующее синодальное заседание.
• Призвать верующих вместе с членами Священного Синода Антиохийского Патриархата в своих молитвах молиться за сохранение и проявление православного христианского свидетельства в современном мире.
ТБИЛИСИ. В грузинском храме на территории Турции обнаружено уникальное захоронение
СТАМБУЛ. Впервые за последние 85 лет в соборе Святой Софии прозвучал призыв муэдзина к молитве