Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архимандрит Алипий (Светличный): Крещенская вода — привет из рая

Кто-нибудь наблюдал за детками в ванночке, в прудах, в реке? Вода для ребенка – некое открытие и забава. Ну а разве для нас погрузиться в водную стихию не одно из желаний, чтобы сбросить груз проблем, унять стресс, отдохнуть?

А теперь представим человека, целый день идущего по пустыне. Ему кто-то сказал, что впереди река. Станет ли этот человек торопиться? Пойдет ли в указанном направлении с удвоенной силой?

Удивительная способность воды положительно воздействовать на организм человека! Не зря ведь антропологи говорят, что тело человека состоит из 78% воды! Вода – родственная человеку стихия!

Мы воду пьем, ее едим (в фруктах, овощах, приготовленной пище), мы ею дышим! Для кроветворения необходимо много воды. Считается, что нормой для каждого человека в день должно быть не менее двух литров!

Поэтому все, что касается воды, для человечества важно.

Небезразличной к этому вопросу оказалась и Церковь Христова.

Ведь если для людей так существенна водная стихия, то значит она должна иметь те свойства, посредством которых человек сможет не только физически поддерживать себя, но и осуществлять свое призвание богоподобия! Ведь в этом функция Церкви.

Духовенство пришло к логическому выводу: вода должна стать веществом, через которое человек станет вкушать вещественный привет из рая! Воду надо ОСВЯЩАТЬ! Делать священной!

Что значить «святой» – «агиос»? В греческом языке это многозначное слово, которое можно перевести буквально как «вынесенный». Вынесенный за пределы, поднесенный на… Человек становится святым, когда освящает себя верностью Богу, Его Церкви. Святость несомненна, если человек вынес себя за пределы заурядности, смертности, за границы времени.

А вода? Она может стать священной? Разве она станет исповедовать Господа?

Меня всегда удивляла одна история из Ветхого Завета. Пророк Елисей вошел в Иерихон как раз в то время, когда жители с ужасом обнаружили, что единственный их источник сделался горьким, т. е. соленым. Они на это пожаловались пророку.

Что он должен был сделать? Наверное, совершить молитву о чуде, чтобы Бог вернул источнику сладкую воду. А может, выкопать где-то недалеко новый источник?

Но Елисей зачерпывает соль и бросает ее в соленый же источник! Где логика?! Его просят вернуть пресную воду, а он ее солит!

Но пророк потому и пророк, что не всегда поступает по своему желанию – Бог ему велит. И по воли Господа после осаливания соленой воды источник вновь сделался сладким.

Святая Церковь состоит из людей грешных, которые пьют и едят, потребляют все оскверненное человеческой неблагодарностью от времен изгнания из рая. Но даже в таком состоянии мы соль земли. И горький источник – греховное состояние – нуждается в нас, в нашем недостоинстве ради исправления положения дел.

Пророк Иоанн стоял на берегу Иордана и вопил о том, что наступило особое время покаяния. И в знак этого он погружал в воды Иордана людей, преодолевших к нему путь через пустыню. Эти осоленные, потные, пыльные тела входили в Иордан, в его спасительную прохладу, чтобы омыться, погрузиться в число племен Израиля и сообщить, что теперь они дети Авраама – отца верующих. Их покаяние совершалось для обновления их жизни ради ожидаемого Мессии. Воды загрязнялись от тел, омывшихся в них.

Но вдруг Иоанн указывает на Идущего и восклицает, что это и есть Агнец Божий! И Сей Идущий тоже приблизился к водам Иорданским и совлек все одежды с Себя. И тоже вошел в водную стихию, чтобы двенадцать раз погрузиться, как положено по закону миквы.

– Не мне надлежит Тебя крестить, – просит Иоанн, обращаясь к Иисусу перед этим, – но Тебе меня!

Однако Бог хочет, чтобы человеческий закон исполнил человек. Не Бог погружает человека, но человек Господа, освящая Им реку.

И сегодня мы, члены Церкви, соль мира сего, не сами освящаем водное естество. Ибо нам нечего предложить к освящению. Но призываем Божественную благодать, пронзающую стихию, вселяющуюся в нее на правах призванного.

Да, мы недостойная соль, которая не будет брошена в воду, чтобы вернуть ей чудотворные свойства райских рек. Но у нас есть Богочеловек! Он некогда уже вошел в воду, освятив вхождением Иордан. Мы в полноте церковного обетования имеем благодать действия Святого Духа, поскольку наследовали Церковь Христову от прежних ее святых. И воля Отца Небесного не отвергает наши прошения ради воззвания всесвятейшего имени Сына!

Итак, призываем Отца, чтобы ради Сына, вошедшего в Иордан и спасшего нас Крестом, послал бы Духа Святого молитвами благодатной Церкви на воду простую, вернув ей тихое действие благодатных рек рая.

Наша соль молитвы там тоже. И она не портит воду, освященную молитвой Христовой Церкви.

Сегодня во время водосвятного молебна в видимый знак спасительного действия священник погружает Крест Христов в воду крестообразно. Тот Крест, на котором нас спас Вошедший в воды Иордана. Его погружают в воду в каждом православном приходе, делая спасительным для благочестивых содержимое в купелях и реках, озерах и морях – богатство сотворенного мира.

Эта вода теперь особенная. Она освященная. И к ней относятся по- особенному: хранят в особом месте, особых сосудах. Она радостное свидетельство того, что Богочеловек, единожды войдя в Иордан ради ритуального погружения, имеет власть в этом мире скорби делаться нашим помощником в деле спасения. А все почему? Потому что мы ему эту власть даем! Подавляем свою волю, свое упрямство и смиренно призываем в единстве Церкви Христовой, в послушании Ей «едиными усты и единым сердцем» Имя Божье.

Как всегда, спасаться трудно. И человеку, состоящему на 78% из воды, протягивается рука помощи с Неба – Великая агиасма, освященная вода. Горний мир нам желает освятиться, наполниться даже физически святостью, чтобы можно было преодолевать всякую вражду и ненависть этого мира, который ищет, как похитить наши души. Ведь если в «процентном» содержании в нас будет больше святыни, разве не легче будет бороться с искушениями? Для этого все же надо освободить в себе место для святости, удалив из себя всякое зло – грех. И тогда Небо в нас восторжествует.

Что ж, приходите в храм почерпать воды райского свойства! Насладитесь их святостью и обновитесь ими!

Архимандрит Алипий (Светличный)