Церковный устав князя Владимира
Церковный устав князя Владимира
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я, князь Владимир, названный во святом крещении Василием, сын Святослава, внук Игоря, блаженной княгини Ольги, принял святое Крещение от греческого царя Константина и от Фотия, патриарха Цареградского. И принял от него первого митрополита Киеву, который крестил святым крещением всю Русскую землю.
Спустя же несколько лет создал церковь святой Богородицы Десятинную, и дал ей десятину со всех княжеских доходов, а также и со всей земли Русской в соборную церковь: со всего княжеского суда десятую векшу (гербовые расходы), и с торгов десятую неделю (базарную пошлину), и из дворов каждый год от всякого стада и урожая чудному Спасу и Богородице.
Потом, открыв греческий Номоканон и обретши в нем, что не подобает неких судов совершать ни князю, ни его боярам, ни тиунам, я, подумавши со своими наследниками и всеми князьями и боярами, отдал те суды церквам Божиим, Митрополиту и всем епископам Русской земли.
И после этого не подобает вмешиваться ни детям моим, ни внукам, ни всему роду моему до века ни к людям церковным, ни в суды их. Все это мы отдали Церкви Божией по всем городам и погостам, где живут христиане. И своим тиунам приказываю в судах церковных не судить, и в судах наших не судить без наместника владыки из-за десятин.
А к церковному суду относятся: развод, тяжбы из-за приданного, умыкание (похищение девиц для брака), ссоры между мужем и женой из-за пожитков, вступление в брак в родстве или в сватовстве, колдовство, зельничество (отравление посредством зелья), волхвование, потвори (обморочивание), укорения три: распутство и отравничество, еретичество, зубоядение (укусы во время драк), или сын отца бьет, или матерь дочь, или дети, или невестка свекровь, или кто обзывает скверными словами отца или матерь, или братья или дети судятся о наследство, церковное воровство, раскапывание мертвецов, или кто срубит крест, поставленный при дороге или на могиле, или на стенах, или рассечет его на трески, кто скот или псы, птицы без великой нужды введет в церковь, или сделает церкви какое-то иное неподобство, или кого застанут с четвероногими, или кто молится идолам в рощи или во ржи, при воде, или женщина дитя повредит; те все суды отданы Церкви законом Божиим, князю и боярам и судьям их в те суды вступаться нельзя: это все я дал согласно царей правых постановлениям, и Святых Отец Семи соборов Вселенских, святителей великих и всех христианских людей.
Князю и боярам и судьям не разрешено по Закону Божьему в те суды вступаться. Если же кто-то переступит сей устав, тот непрощен будет по Закону Божьему, и наследует себе горе. И своим тиунам приказываю судов церковных не обижать и с судов городских давать девять частей князю, а десятую часть святой Церкви. Это искони поручено Богом святителям и епископам их: городские и торговые и всякие мерила (меры протяжности, аршины, сажени), спуды (меры вместимости), ставила (гири). Как это от Бога искони установлено Митрополиту охранять без пакости — ни умалять ни увеличивать, ибо за все это ему давать ответ в день Страшного суда, также как и о душах человеческих.
А вот люди церковные в подчинении митрополита: игумен, игуменья, поп, диакон, попадья, диаконица и дети их и кто в клиросе, чернец, черница, проскурница, пономарь, лечец (труженик при богадельни), прощеник, баба вдовица, задушный человек (записанный при храме, для молитвы «за душу» хозяина), прикладень, странник (паломник), слепец, хромой, монастыри, больницы, гостиницы (богадельни), и кто обеты монашеские оставит. То люди церковные, богадельные, и митрополит будет вершить над ими суд в случае обид или имущественных тяжб. И когда к им будет иметь спор иной человек, или обида другая, то суд общий, а присуд (судебные слушания) и пересуд наполовину.
Если же кто переступит сии правила, которые я создал согласно правил Святых Отец и правых царств: или дети мои князи или правнуки, или в котором городе наместник, или судья или тиун — будут обижать суды церковные или обделять, да будут прокляты в сем веке и в будущем семью Соборами Святых Отцов Вселенских.
Устав, бывши прежде у нас на Руси от прадед и дедов наших: иметь митрополиту десятину от дани, от оброка, и от княжеской ловли — от всего, что приходит на княжеский двор.