Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

03.01.2012. КИЕВ. Итоги 2011 года: Украинские религиозные склоки, которые все проглядели

Новый Регион,
Дмитрий Скворцов

Ушедший 2011 год обернулся целым рядом важных событий в религиозной жизни Украины, которые, впрочем, не получили должного резонанса в СМИ.
Об этом в авторской колонке специально для РИА «Новый Регион» пишет киевский политический обозреватель Дмитрий Скворцов.
1. Украинские униаты бросили вызов Риму
Украинская греко-католическая Церковь впервые провела собор (внецерковный съезд) за пределами Украины (в Бразилии). Тем самым был задекларирован как бы вселенский статус этой Церкви, официально подчиняющейся папе Римскому. Собор был назван «Патриаршим», хотя в статусе Патриархата Ватикан украинским униатам упорно отказывает. Таким образом, с избранием весной этого года нового руководителя Церкви – Святослава Шевчука, можно говорить о новом этапе скрытого противостояния УГКЦ и Святого престола в вопросе повышения статуса украинской униатской Церкви.
2. «Филарет» против автокефалии
Неудачей завершились в декабре переговоры об объединении непризнанных мировым православием так называемых «киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви». Дубом преткновения вновь выступил «патриарх Филарет», отказавшийся уйти на покой в случае сложения своих полномочий главой автофекалов – «митрополитом Мефодием». Последний предлагал избрать компромиссную с точки зрений обеих группировок фигуру, с тем, чтобы получить в дальнейшем признание Константинопольского Патриарха, желающего возвращения современной территории Украины под свою юрисдикцию.
3. По пути мессийки
Во время визитов предстоятеля Русской Православной Церкви (РПЦ) Кирилла на Слобожанщину и Буковину президент Украины впервые не встречался с Патриархом. Это происходило на фоне визитов Януковича к Константинопольскому Патриарху Варфоломею, известному своим интриганским отношением к РПЦ и ее части – УПЦ.
Президент пригласил Константинопольского Патриарха посетить с визитом Украину, хотя по нормам церковного этикета такое предложение должно исходить от предстоятеля поместной Церкви.
Общий вывод: Украинская власть де факто еще не имеет поддержки Стамбульского Патриарха в ее охладившихся отношениях с Московской Патриархией (которую очень хотелось бы такой поддержкой шантажировать) С другой стороны и саму украинскую власть украинствующим автокефалам шантажировать нечем. Поскольку УГКЦ, КП и УАПЦ так и остаются локальными («Киевский патриархат» имеет определенное влияние только в центральной Украине, основная часть приходов УАПЦ – в центре и в православных селах Галиции, УГКЦ также является локальной церковью Галиции), единственной общеукраинской церковью является УПЦ Московского Патриархата (количество верующих в которой превышает число прихожан всех остальных конфессий, включая нехристианские). Следовательно, власть в определенном смысле может игнорировать требования маловлиятельных среди верующих Украины религиозных организаций, которые, как правило, носят националистический и евроцентристский характер.
В случае же наделения униатов статусом Патриархата (т.е. формальным статусом всеукраинской Церкви) и некоторого расширения влияния УАПЦ и КП за счет их объединения, у националистической части украинского политикума появляются козыри в вопросе «игнорирования прав истинно украинских верующих». Еще большее давление на власть будет оказываться в случае объединения двух «истинно украинских Патриархатов» – униатского и автокефального под началом папы Римского (о чем давно идет речь в кулуарах обеих церковных администраций). Тогда, вслед за Брюсселем, Вашингтоном и Москвой может появиться еще один источник влияния на Киев в виде Ватикана.
Новый Регион