20.06.2011. ДНЕПРОПЕТРОВСК. «Место не спасает человека»
Читая жития святых, думаешь: вот что сделали святые, вот за что получили они Царство Небесное. А нам чего ждать? Мы живем в кругу родных и знакомых, где от молитвы отрывают беспрерывные житейские заботы. Поэтому некоторые думают, что в миру спастись нельзя. И все же пустыня и монастыри сами по себе не спасают. В пояснение сказанного мы приведем следующий рассказ.
Один городской житель, беседуя с преподобным Нифонтом, сказал ему: «Живя в миру нельзя спастись. Если бы человек сам по себе и захотел вести жизнь богоугодную, то другие введут его в соблазн… И потому, кто хочет спастись, тому непременно нужно удалиться в монастырь или в пустыню».
Выслушав это, преподобный Нифонт сказал: «Чадо! Место не спасает человека, и погубляют только дела. Кто не соблюдает заповедей Божьих, тому не поможет ни святой сан, ни святое место. Саул жил посреди великолепия царского и погиб.
Давид жил посреди того же великолепия и сподобился принять от Бога венец. Лот жил посреди беззаконных содомлян и спасся. Иуда находился в лике апостолов и наследовал геенну. Кто говорит, что нельзя спастись в миру с женою и детьми, тот льстит своему безумию и порокам. Авраам имел жену, детей и множество близких ему, но это ему не воспрепятствовало приобрести имя друга Божия.
Сколько спаслись служителей церкви! Сколько воинов! Сколько ремесленников и земледельцев! Сколько было благочестивых подвижников среди шумных городов и безмолвных пустынь! Читай жития святых, и увидишь имена угодников Божьих. Сын церкви Христовой, не соблазняй ума твоего! На всяком месте обретается спасение Божие. Господь принимает в объятия свои душу праведную равно с престола и от сохи, из алтаря и поля сражения.
Итак, живет ли кто в миру — да не отчаивается. Каждый исполняй обязанности своего звания, в которые Бог поставил его; каждый будь благочестив и человеколюбив, и тогда каждый спасется.
Напротив, если кто удалился в пустыню, но злых дел или злого нрава и произволения не оставит — то неминуемо погибнет».
«Делайте те добрые дела, какие можете…»
«И в городе живущий может подражать любомудрию пустынножителей, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — и женатый семейный может и молиться, и поститься, и приходить в умиление. Ибо и те, кои в начале были обращены самими апостолами, жили в городах, и являли благочестие, свойственное пустынножителям. Да и все пророки имели жен и дом, как, например, Исаия, Иезекииль и великий Моисей, однако это не препятствовало им быть добродетельными. Им и мы, подражая, будем всегда благодарить Бога, воспевать Его, будем стараться о целомудрии и прочих добродетелях. Добродетели ничто не может победить».
Подобным образом, когда однажды к Святому Иоанну Лествичнику пришли миряне, мало заботившиеся о спасении своей души, и хотели извинить свою порочность и нерадение такими словами: «Каким образом можно вести жизнь подвижническую нам, когда мы имеем жен, и при наших заботах общественных, которые опутывают нас подобно сетям?», святой Иоанн отвечал: «Делайте те добрые дела, какие можете: никого не злословьте, не крадите, ни на кого не клевещите, ни перед кем не превозноситесь, не питайте ни к кому ненависти, не уклоняйтесь от церковных собраний, будьте сострадательны к бедным, не подавайте никому соблазна, к чужой жене не приближайтесь и храните супружескую верность. Если так будете поступать, то не далеки будете от Царствия Небесного».
Преподобный Макарий много лет провел в пустыне в непрестанных подвигах. Однажды во время молитвы он услышал голос: «Макарий! Ты еще не сравнился в совершенстве с двумя женщинами, которые живут в городе». Старец пошел туда, нашел этих женщин и попросил их рассказать о своих подвигах. Они со смирением отвечали: «Мы грешны и живем в житейской суете. Нет у нас особых добрых дел. Одним лишь мы не прогневали Бога: живя рядом вот уже 15 лет, не только не заводим вражды и ссор, но и слова неприятного не сказали друг другу».
Можно жить и в миру, но любить Небесное. Можно заниматься повседневными земными делами, а духом преуспевать в благочестии, в любви к Богу и ближним. Можно и мирскому человеку быть честным и святым, не ниже подвижников пустыни.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Старайся всегда исполнять Заповеди Божьи и избегай зла; согрешишь ли — немедленно покайся и исправляйся, благодушно неси крест свой, неизбежный в семейной и супружеской жизни. Восстав от сна, стань перед святыми иконами, прочитай утренние молитвы и только потом занимайся своим делом, на которое поставлен и призван. Во время работы дома или на пути куда-нибудь читай как можно чаще: “Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго”. Молись Богу перед обедом и благодари Его после обеда. Отходя ко сну, прочитай молитвы на сон грядущим. А если у кого есть время, то присоедини к этому правилу и другие молитвословия: как чтение Евангелия, псалмов, акафистов, канонов и других назидательных книг».
Душа — самая большая ценность, которую Бог даровал человеку
Если присмотримся каждый из нас к себе, то мы увидим, что живем большей частью невнимательно к себе, и себя-то мы знаем менее всего. Не знаем, какие страсти гнездятся в наших сердцах и руководят нашими поступками. Нужно внимательно следить за своими мыслями, желаниями, словами и делами. Хорошо каждый день давать себе отчет: почему я сделал то или другое, что увлекло мое сердце к тому или к другому занятию, к тем или другим мыслям; что господствует в моей душе, какие греховные привычки сделались обычными? Будь внимателен к себе, зри свои прегрешения и не осуждай своих ближних, зная, что ни одно движение души не проходит бесследно. Всегда спрашивай свою совесть: одобрил бы Христос настоящий твой поступок? Так благочестиво проводя жизнь, обретем вечное спасение своей души, в чем да поможет нам Господь по молитвам Пречистой Богоматери и всех святых.
Слово Божие учит, что душа — самая большая ценность, которую Бог даровал человеку. В ней сокрыты образ и подобие Божий, и потому православный христианин должен употреблять все силы, чтобы сохранить Божий дар чистым и незапятнанным до второго пришествия Христова.
Некоторые спрашивают: «Что делать нам? Мы жили грешно, душа наша утратила красоту, Богом дарованную ей. Можно ли нам спастись?» И… откладывают заботу о спасении души на будущее, опасаясь, что она помешает наслаждаться жизнью в молодости. Беспечным кажется, что все успеется в старости, но немощи и болезни преклонного возраста не позволяют трудиться в делах добродетели — посте, молитве и покаянии.
Разве справедливо отдавать греху юные лета, а Богу немощную старость, дряхлую плоть? И как часто дело спасения нашего откладывается из-за нерадения, и тогда многие сознательно лишают себя Вечности, дарованной нам очень дорогою ценою — Кровию Сына Божия. Иные гибнут потому, что считают дело спасения души чрезмерно трудным, а себя – слишком немощными.
На самом же деле достаточно иметь искреннее и решительное желание спасти душу, чтобы наследовать Небесные Обители Божии. Важно, чтобы грешник осознал свою греховность, воздохнул о себе и обратился к Богу с молитвой, пусть даже краткой, но усердной: «Господи, грешен я, погибаю, спаси меня!» Молитва поможет оставить грех и вступить в новую чистую и непорочную жизнь во Христе. А вот греховные привычки, которые владеют нами, надо решительно искоренять из своей души. Начало борьбы будет трудным, но вскоре мы почувствуем помощь Божию. Не оставит нас и Святая Церковь, допускающая нас к Таинству Покаяния и приобщения святых Христовых Тайн.
Господи! Помоги нам на пути спасения, ибо погибаем от множества прегрешений наших!
В Церкви Христовой, как в чудном Винограднике Божием, мы находим множество примеров покаяния грешников, их духовного возрастания. Вспомним Марию Египетскую, Евангельского блудного сына, Закхея-мытаря. Многого достигают грешники, если действительно оставляют греховную жизнь и служат Богу.
Конечно, вся наша решимость и труд без помощи Божией были бы напрасными. Господь хочет, чтобы все спаслись: и праведники и грешники, а потому мы уверенно обращаемся к Господу Богу с мольбой о спасении нашем. Молитва и труд спасают души.
Поучительно событие из жизни Святого Антония, когда-то отчаявшегося спастись и возопившего Богу: «Господи! Как мне спастись, что мне делать с моими страстями?» И вдруг ему было дано увидеть человека, который занимался рукоделием, молился, опять возвращался к труду своему и вновь молился. Человек тот исчез, а святой услышал: «Антоний, и ты так делай и спасешься». Преподобный Антоний видел ангела от Бога, посланного научить своего угодника делу спасения.
Не будем и мы с вами отлагать заботу о спасении души на завтра, ожидая другого, якобы более благоприятного времени. Ведь быстро и незаметно проходит жизнь человека на земле. Мы теряем лета наши, как звуки. Покаемся в грехах и начнем исправление своей жизни уже сегодня, потому что кающемуся Господь обещал прощение, а завтрашнего дня никому не обещал.
Потрудимся же ради спасения души: тогда и умирать будет спокойнее, и на суд Божий предстать не страшно.
Господи! Помоги нам на пути спасения, ибо погибаем от множества прегрешений наших!
По молитвам Пречистой девы Марии да поможет нам Господь пройти путь нашей земной жизни, как то подобает православному христианину, и достигнуть вечного общения с Господом в Царствии Его.
Газета «Начало»,материалы СМИ.
Из пастырских размышлений настоятеля Благовещенского храма города протоиерея Георгия Свирякина
20.06.2011.КИЇВ. Предстоятель Української Православної Церкви прийняв міністра оборони України