Предстоятели Православных Церквей о греко-католиках
Украинская Церковь
Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: «В свое время подобные действия привели к взаимным анафемам и расколу Вселенской Церкви на Православную и Католическую».
«Желание учредить в Украине греко-католический патриархат нельзя расценить иначе как провокацию. Если бы греко-католики представляли собой какую-нибудь околорелигиозную группировку, то никто бы не обращал внимание на наименование. Но УГКЦ — часть Римского патриархата, который связан с Православной Церковью взаимным признанием Таинств и прещений друг друга. Поэтому учреждение патриархата одной канонической Церковью на территории другой равносильно отрицанию благодатности и спасительной миссии существующей здесь Церкви. В свое время подобные действия привели к взаимным анафемам и расколу Вселенской Церкви на Православную и Католическую. Разумеется, такой поворот событий может отбросить православно-католический диалог на многие времена назад, и о едином христианском мире придется только мечтать. Кроме того, католики учреждали параллельные православным католические патриархаты в государствах, разрушенных войнами и крестовыми походами. Однако Украина как государство, слава Богу, существует, а Украинская Православная Церковь, как бы кому этого не хотелось, уже тысячелетие была и остается самой крупной Церковью на нашей земле».
(Из интервью Блаженнейшего Владимира пресс-службе УПЦ, январь 2004 г.)
Русская Церковь
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Римско-Католическая Церковь в полной мере несет ответственность за действия униатов»
«На волне дикого национализма произошел разгром трех православных епархий: во Львове, Тернополе и Ивано-Франковске. И православные верующие изгонялись из своих храмов, избивались священнослужители, осквернялись святыни, еще раз повторю — силой захватывались храмы. Можно было бы представить, если бы это происходило в диком средневековье, но когда это происходит в конце цивилизованного ХХ века в отношении Церкви-сестры, это представить невозможно. Сегодня идет распространение унии на Восточную и Южную Украину, Россию и Казахстан. Мы во Фрайзенге на православно-католических богословских встречах пришли к выводу, что уния — это не путь к единству Церкви. Почему же с таким упорством кафедру главы униатской Церкви на Украине пытаются перенести из Львова в Киев и учредить патриархат? Учреждение патриархата на десятилетия поставит крест на наших отношениях. Уния распространяется и в России. В Москве уже два униатских прихода. Нам говорят, что это самостоятельная Церковь. Нет. Это часть Римско-Католической Церкви, и Римско-Католическая Церковь в полной мере несет ответственность за действия униатов»
(Из беседы Святейшего Алексия с кардиналом Каспером, февраль 2004 г.)
Константинопольская Церковь
Святейший Патриарх Варфоломей, Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх: «Вопрос создания украинского униатского патриархата будет считаться крайне враждебным актом для всего Православия»
«Содержание присланного труда (кардинала Каспера) — это во многом давно устаревшие взгляды, оставленные даже самыми авторитетными римо-католиками». Характер подобных настроений определяется как «самодержавный и шовинистический» и «не имеет силы ни для нашей Вселенской Патриархии, ни для Московской Патриархии, ни для какой бы то ни было иной Православной Патриархии».
«Рассматриваемый Римско-католической церковью вопрос создания украинского униатского патриархата будет считаться крайне враждебным актом для всего Православия, противоречащим решению II Ватиканского Собора, на котором указано, что «униатство больше не считается методом достижения единства Церкви» и, следовательно, представляет лишь неприемлемый между христианами метод прозелитизма и похищения верующих у Православной Церкви с подчинением их церкви Римско-Католической. «Наша Мерность и Вселенская Патриархия хотим, если Вы согласны, совместно с Вашим Блаженством сообщить Риму о решительном противостоянии Православной Церкви по вопросу рассматриваемого создания униатской патриархии на Украине».
Поддержка и поощрение униатского присутствия на Украине путем предоставления его главе патриаршего титула вызовет серьезнейшую реакцию среди православных, особенно после общего осуждения этого института совещанием в Ариче, и подвергнет опасности богословский диалог между Церквами, который окончательно будет сорван, как явствует из неудачной встречи в Балтиморе, поскольку все православные сочтут Рим не заслуживающим доверия, если он, с одной стороны, на совещаниях своих представителей осуждает унию, как, например, в Ариче, а с другой стороны, действиями своего руководства поддерживает ее».
(Из письма Святейшего Варфоломея Патриарху Московскому от 14 сентября 2003 г.)
Святейший Патриарх Варфоломей, Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх: «Римско-Католическая Церковь вместо того чтобы постепенно снижать униатское присутствие и деятельность, возгревает ее и намеревается активизировать ее в многострадальной Украине»
«…Ваша церковь, вместо того чтобы постепенно снижать униатское присутствие и деятельность, возгревает ее и намеревается активизировать ее в многострадальной Украине путем создания в ней униатской патриархии. В оправдание же этого, конечно, небратского поступка был подготовлен… труд, который, будучи научно рассмотрен, является исторически не подтвержденным документом и оскорбляет православный канонический порядок, служа давно фабрикуемым незаконным проектам в ущерб нашей Святейшей Православной Церкви… Принятие в документе униатской концепции… направлено на узаконивание провокационного и недопустимого намерения создать униатскую патриархию в Украине.
Несомненно печальны последствия такого провокационного намерения и выдвигаемых совершенно необоснованных и оскорбительных доводов в экклезиологическом обосновании канонического порядка первого тысячелетия, потому что нагляден ущерб двусторонним отношениям и прилагаемым общим усилиям по возобновлению и продолжению конструктивного богословского диалога между двумя нашими Церквами. Справедливое беспокойство Святейшей Русской Церкви находит всецелую поддержку всех Православных Церквей, в связи с чем возникает справедливый вопрос о целесообразности такого намерения… Принятие такого решения разожжет обоюдное полемическое богословие в ущерб отношениям с Православной Церковью в Украине. Уже весьма затрудненные противостояниями недавнего прошлого отношения обострятся еще больше в непредсказуемых масштабах в будущем, поэтому своевременное их предотвращение предпочтительнее любого апостериорного врачующего вмешательства».
(Из письма Святейшего Варфоломея Папе Римскому от 29 ноября 2003 г.)
Александрийская Церковь
Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII: «Спешим …выразить Наше подлинное огорчение по причине весьма неподобающего и по существу небратского стремления Римско-католической церкви»
«Спешим… выразить Наше подлинное огорчение по причине весьма неподобающего и по существу небратского стремления Римско-католической церкви относительно учреждения так называемого «Греко-католического патриархата» в Украине, на территории канонической юрисдикции Православного Московского Патриархата и параллельно его пастырскому служению.
Упомянутое действие Римско-католической церкви находится в прямом противоречии с решениями, достигнутыми между римо-католиками и православными в рамках двухсторонних диалогов и официальных встреч и главным образом в период подготовки возобновления богословского диалога, в котором центральное место занимает вопрос унии и вытекающие из него экклезиологические последствия.
При сем, снова выражая наше огорчение и пожелания аннулирования со стороны Римско-католической церкви этого всецело безнравственного проекта, пребываем со всей любовью и изрядным уважением».
(Из письма Блаженнейшего Петра от 13 ноября 2003 года)
Антиохийская Церковь
Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV: «Русская Православная Церковь в пределах своей канонической территории представляет всю Полноту Святой Апостольской Кафолической Церкви».
«Мы полностью согласны с позицией нашей Сестры — Русской Православной Церкви, которая в пределах своей канонической территории представляет всю Полноту Святой Апостольской Кафолической Церкви».
(Заявление Блаженнейшего Игнатия в беседе с Представителем Патриарха Московского и всея Руси архим. Александром в ноябре 2003 года)
Иерусалимская Церковь
Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины Ириней: «Уния — это совращение православных верующих путем дезинформации о внешнем сходстве с Православием».
«Блаженнейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, о Христе Боге возлюбленный брат и сослужитель Нашей Мерности, Ваше возлюбленное Блаженство, в святом целовании обнимая, сладчайше приветствуем!
С удовольствием получили мы послание Вашего возлюбленного Блаженства от 29 сентября минувшего года, известившего Нас о проблеме братской Автокефальной Русской Церкви, заключающейся в намерении Ватикана создать Греко-Униатский Патриархат на канонической территории Украинской Церкви.
Эту проблему мы лично и на заседании (заседание 23 от 7.11.2003) рассмотрели и то же самое сочли, что «если страждет один член, страждут и все члены» (1 Кор. 12, 26).
В участии и солидарности Православной Русской Церкви и Мы выражаем всеобщее православное убеждение, что эта изобретенная Римо-Католической Церковью в последние столетия церковная форма, как якобы мост между Востоком и Западом, еще больше увеличила существующую пропасть раскола из-за ее гнилой экклезиологической основы, эксплуатации православных верующих во многих Поместных Православных Церквах и их совращения путем дезинформации о внешнем сходстве унии с Православием.
Сионская Матерь Церквей, к сожалению, имеет тот же опыт в этой проблеме, поскольку в ее канонических пределах, богоустановленных IV-м в Халкидоне Вселенским Собором (451), появилось униатское присутствие (1836) и антиканонически учрежден (1847) латинский Патриархат, в нарушение евангельского места, которое гласит «я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, чтобы не строить на чужом основании» (Рим.15,20). IV-й Вселенский Собор не назвал Святую Землю свободной для всякого желающего создать церковь, а определил ее в качестве канонической юрисдикции Иерусалимской Патриархии как продолжение первохристианской Общины.
Сохранение Униатских Церквей Римо-Католической Церковью и тем более насаждение их в регионах традиционно православных, санкционированных Вселенскими или Поместными Соборами, подрывает Экуменический Диалог и задерживает стремление к Христианскому единству. Если Римо-Католическая Церковь действительно уважает существование других Церквей и хочет христианского сотрудничества и единства, она должна воздержаться от этого шага создания Униатского Патриархата в Украине и решить проблему Униатских Церквей в православных юрисдикциях.
При сем целуем Ваше Блаженство целованием святым, желая Вам и вверенному Вам Православному Русскому народу обильной благодати и благословения Воскресшего Господа нашего и Святого Живоприемного Его Гроба».
Грузинская Церковь
Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II: «Ватикан не должен допустить действия, обостряющие его отношения с Православными Церквами».
«Сожалеем, что в последнее время наблюдается стремление Римско-католической церкви активизировать свою церковную деятельность среди православных государств, среди православного населения, что канонически неприемлемым должно быть для Ватикана. Подобные действия Римско-католической церкви вызывают нашу озабоченность и волнения среди православного населения. Мы выражаем уверенность, что со стороны Ватикана не будут допущены такие действия, которые обострят его отношения с Православными Церквами».
(Из письма Святейшего и Блаженнейшего Илии от 2 октября 2003 г.)
Сербская Церковь
Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий и Патриарх Сербский Павел: «Рим продолжает свою политику прошлых веков, отрицая Православную Церковь Востока»
«Сообщение… о том, что представители Римской курии намереваются учредить в Украине греко-католический патриархат, т.е. создать параллельную патриаршую юрисдикцию на части канонической территории святого Московского Патриархата, глубоко нас огорчило и обеспокоило. Меморандум кардинала Каспера, представляющий собой попытку оправдать это антиканоническое действие Ватикана, по содержанию действительно является исторически некорректным и неприемлемым. Аргументация, содержащаяся в меморандуме, и намерение учредить униатский патриархат полностью противоречат духу и целям как II Ватиканского Собора, так и результатам православно-римско-католического диалога и перспективам его продолжения…
Вызывает недоумение продолжающееся … обвинение Православного Востока в «цезаропапизме»… Утверждение, что якобы православные Александрийский и Антиохийский Патриархаты созданы после Ефесского (431 г.) и Халкидонского (451 г.) Соборов по принципу «дублирования» по отношению к «существующим» неправославным (несторианским и монофизитским) патриархатам… напрямую отрицает апостольское предание и подлинное экклезиологическое значение этих двух Вселенских Соборов, поддерживая при этом несторианскую и монофизитскую экклезиологию и богословие. Авторы указанного меморандума применяют утверждение об императорском происхождении патриаршей структуры Поместной Церкви и к более поздним Патриархатам (каковыми являются Сербский и Московский), истолковывая ошибочно и односторонне это сложное явление в жизни Церкви…. Подвергать сомнению легитимность апостольского значения Константинопольской, точнее Киевской (Московской) Церкви, на том основании, что предание об апостоле Андрее как их основателе «является более поздней традицией с довольно спорной исторической основой», означает в данном случае стремление усилить значение имперского обоснования идеи патриархата на Востоке и при этом, пусть и опосредованно, подчеркнуть место Рима как первоначальной, если не единственной «Апостольской столицы».
…Меморандум умалчивает о том, что параллельные патриархаты создавались в период отрицания экклезиологической и догматической идентичности восточных Православных Патриархатов и Церквей…
Учреждение нового украинского греко-католического патриархата, причем после II Ватиканского Собора, разве это не означает возвращение к той экклезиологии, которая была преодолена решениями Собора, или подобной ей?
…Православная Церковь со времени раскола (1054 г.) до настоящего времени не основала ни одного патриархата на Западе, как это делал и делает Рим на Востоке. Это можно объяснить, помимо прочего, и ответственным отношением Православной Церкви к трагедии раскола, который длится между Восточной и Западной Церквами в течение последних девяти веков.
Наша Поместная Церковь выражает свое глубокое сожаление, что Римско-католическая церковь учреждением греко-католического патриархата в действительности продолжает свою политику прошлых веков, отрицая Православную Церковь Востока…. Все это, без сомнения, ведет к отрицанию современного диалога между Православными Церквами и Римско-католической церковью, заложенного решениями II Ватиканского Собора на новых, более здоровых принципах».
В заключение выражена «надежда на то, что Ватикан пересмотрит свои намерения в отношении канонической территории Московского Патриархата».
(Из письма Святейшего Павла от 28 октября 2003 г.)
Румынская Церковь
Блаженнейший Патриарх, архиепископ Бухарестский и митрополит Унгро-Влахийский, наместник Кесарии Каппадокийской
Феоктист: «Это реальная угроза ухудшения отношений между Католической Церковью и поместными Православными Церквами»
Священный Синод Румынской Православной Церкви разделяет обеспокоенность Московского Патриархата и считает, что «эта проблема является таковой для всей полноты Православной Церкви», а также «подтверждает необходимость продолжения православно-католического диалога» и считает «абсолютно необходимым проведение консультации по этому вопросу между Московским Патриархатом и Ватиканом». В письме кардиналу Касперу «выразили нашу солидарность с иерархами, духовенством и верующими нашей сестры — Русской Православной Церкви».
В указанном письме Патриарх Феоктист говорит, что действия Ватикана «вызывают у наших верующих глубокое разочарование. Более того, эти действия несут в себе реальную угрозу ухудшения отношений между Католической церковью и поместными Православными Церквами, особенно в наше время, когда мы все предпринимаем усилия к восстановлению единства всех христиан».
(Из письма Блаженнейшего Феоктиста от 12 декабря 2003 г.)
Болгарская Церковь
Святейший Патриарх Болгарский и митрополит Софийский Максим: «Выражаем надежду на прекращение деятельности Ватикана и успокоение христианского духа в православной Украине».
«Вызывает недоумение то обстоятельство, что при новых церковно-общественных отношениях на нашем континенте и стремлениях к единению, взаимному пониманию и сотрудничеству руководители Католической церкви предпринимают административно-управленческие действия в области традиционно православной церковной юрисдикции, каковой является территория Украины. Намерение Ватикана создать униатский патриархат на украинской земле противоречит принятой Католической церковью резолюции о том, что униатство не может более использоваться как путь и средство достижения церковного единства.
По инициативе Константинопольской патриархии мы провели обсуждение с ее представителями относительно возможностей восстановления и продолжения диалога с Католической церковью. Эти усилия будут оставаться бесплодными при наличии осуществляемой усиленной активности римо-католицизма в отношении Православной Церкви…. Священный Синод Болгарской Православной Церкви осуждает всякий прозелитизм, проводимый каким бы то ни было способом, и выражает надежду, что объединенный голос святого Православия и высокий авторитет Святой Русской Православной Церкви помогут стараниям, направленным на прекращение деятельности Ватикана и успокоение христианского духа в православной Украине».
(Из письма Святейшего Максима от 3 декабря 2003 г.)
Кипрская Церковь
Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом: «Эти действия антиканонические и достойные осуждения»
(письмо от 24 октября 2003 г. от имени Архиепископа Кипрского по причине его болезни подписал хорепископ Саламинский Варнава)
«Действия Римско-католической церкви [по учреждению греко-католического (униатского) патриархата на Украине] мы рассматриваем как продвижение прозелитизма во вред Поместной Православной Церкви и, вследствие этого, как антиканонические и достойные осуждения. Мы будем добиваться отмены упомянутого решения Римско-католической церкви».
Элладская Церковь
Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул: «Униатский уклон в регионе Украины не может претендовать на какое бы то ни было церковное узаконивание».
«Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси, о Христе Боге возлюбленный и желанный брат и сослужитель нашей Мерности господин Алексий, Ваше Блаженство, о Господе целуя, сладчайше приветствуем.
Получив датированное 29 сентября минувшего 2003 г. Честное Письмо Вашего возлюбленного и желанного Блаженства с сообщением о подтвержденной Вами информации, что ответственными лицами Ватиканской курии планируется создание Униатского Патриархата на Украине, мы с должным вниманием прочитали его, проявив интерес и к приложенному труду кардинала Вальтера Каспера, где раскрытием соответствующей аргументации относительно появления в Святейшей Христианской Церкви Патриаршей Системы предпринимается попытка объяснить это намерение Римо-Католической Церкви создать на Украине упомянутый Униатский Патриархат.
Этим важным вопросом занимался и Постоянный Священный Синод нашей Святейшей Церкви на своем заседании от 11 ноября 2003 г. и единодушно принял решение выразить нашу солидарность Братской Православной Русской Церкви, и поэтому изложить наши мнения и позиции по данному вопросу.
Прежде всего это намерение Римо-Католической Церкви, конечно, по инициативе Председателя Папского Совета по Единству Христиан кардинала Вальтера Каспера нас особенно удивило, потому что он является и сопредседателем Смешанной Комиссии по Официальному Диалогу между Православной и Римо-Католической Церковью, т.е. постоянным уполномоченным для конструктивного вклада в дело сближения и сотрудничества двух Церквей.
Поэтому мы, к сожалению, должны признать, что Римо-Католическая Церковь этим своим поступком выступает не только против Святейшей Русской Церкви, но и против Православия в целом, поскольку усматриваем с ее стороны необдуманное и противоречащее постановлениям в рамках богословского Диалога воспроизведение известной в прошлом римо-католической тенденции навязывания и узаконивания унии как последовательной в церковном отношении, несмотря на то что на II-м Ватиканском соборе (1962–1965) уния была официально отвергнута как метод или способ восстановления единства между двумя Церквами.
Эти наши слова подтверждает неудачная и совершенно произвольная аргументация кардинала Вальтера Каспера о создании патриаршего статуса, который намеревается мотивировать учреждение на Украине Униатского Патриархата с целью небратского и во всяком случае незаконного использования существующих в данном регионе за последнее десятилетие, к сожалению, обстоятельств и столкновения между различными раскольническими группами православной паствы.
Мы так говорим, потому что, читая труд кардинала Вальтера Каспера, констатируем, что:
1) говоря о Патриаршей Системе управления Церкви, он называет ее «императорским изобретением», т.е. институтом мирского и политического происхождения, а не церковного, в то время как известно, что критерии формирования патриаршей системы абсолютно церковные, опирающиеся безо всякого светского или политического вмешательства на «древний обычай», который был признан и санкционирован Первым Вселенским Собором (325), и на который опирался IV-й Вселенский Собор (451) в окончательном формировании этой системы, чтобы урегулировать произвол митрополичьего многовластия, контроль хиротоний и избрание епископов из-за серьезных вопросов веры и канонического порядка, которые возникали в результате ересей.
2) он ясно говорит, что Православные Патриархаты Александрии и Антиохии являются «новыми Патриархатами», созданными после осуждения несторианского и монофизитского раскола в этих регионах, как будто упомянутые Патриархаты совершенно откололись от тела Церкви, в то время как в действительности только часть этих Церквей откололась от Канонической Православной Церкви и присоединилась к ереси. Действительно, такое утверждение полностью оправдывает провокационные в адрес православных действия Римо-Католической Церкви в регионах Востока, где были учреждены во главе с Папой Униатские Патриархаты и параллельные церковные структуры.
Следовательно, наша Святейшая Церковь, выражая полную и всецелую солидарность с Братской Святейшей Русской Церковью:
— во-первых, категорически отвергает намеренно заранее провозглашенное, небратское, незаконное и провокационное намерение создать Униатский Патриархат на Украине, считая осуществление этого решения раной для Богословского Диалога и достигнутого недавно значительного прогресса в отношениях обеих Церквей и в частности без существенной причины, поскольку униатский уклон в регионе Украины, навязанный польской короной, в конце концов относится к прошлому и не может претендовать на какое бы то ни было церковное узаконивание;
— во-вторых, она считает необходимым всеправославное осуждение этого намерения, с одной стороны, потому что оскорбление Святейшей Русской Церкви является оскорблением всего Православия, а с другой, потому, что вопрос унии сам по себе является оскорблением в адрес большинства поместных Святейших Православных Церквей, как это подтверждается серьезным кризисом, возникшим в официальном богословском диалоге за два последних десятилетия;
— и в-третьих, она озабочена исторически не обоснованным оскорблением канонического обоснования Патриаршего Института в Церкви, а также произвольным и не согласным с общим каноническим преданием Вселенских соборов стремлением экклезиологически оправдать унию.
Святейшая Элладская Церковь всегда была против унии, сильно осуждая ее и тех, кто служил через нее стремлениям Римо-Католической Церкви. Таким образом, она осудила экклезиологические отклонения составленного в Баламанде Смешанной Богословской Комиссией по богословскому диалогу общего текста, уведомив об этом осуждении Синодальным Письмом Вселенскую Патриархию и все поместные Святейшие Православные Церкви, несмотря на то что некоторые Православные Церкви любопытно заняли позитивную позицию.
Труд кардинала Вальтера Каспера оправдывает открытую позицию Святейшей Элладской Церкви, хотя она и не сталкивается с этой внутренней проблемой унии из-за незначительного числа униатских общин в Греции.
Таким образом, на основании упомянутого мы считаем необходимым непосредственное и единодушное осуждение намерения Ватикана создать униатский Патриархат на Украине как незаконное действие, направленное против Православной Церкви, против богословского диалога и против конструктивных отношений между обеими Церквами.
Питаем надежду, что, если подтвердится информация, которую мы недавно получили, Римо-Католическая Церковь в конце концов отменит это свое решение, понимая масштабы ущерба, который будет причинен многолетним усилиям в деле сближения и восстановления единства Церкви Христовой и к собственной пользе.
Братски сообщая об этом Вашему превожделеннейшему и богоспасаемому Блаженству и желая всякой от Бога помощи в достижении благополучного результата в этой возникшей, к сожалению, серьезной проблеме ради единства находящейся на Украине полноты Церкви Христовой, целуем Вас целованием святым, пребывая с любовью о Христе и братолюбием
+ Афинский Христодул, председатель. В Афинах 8 января 2004».
Албанская Церковь
Блаженнейший Анастасий, Архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тирано-Дурресско-Эльбасанский: «Это оскорбительный для Православия шаг».
«С великим удивлением и глубокой скорбью мы узнали… о намерениях учреждения Греко-католического патриархата на Украине, что означает создание Ватиканом новой параллельной патриаршей юрисдикции на одной территории с Русской Православной Церковью.
Мы полностью поддерживаем уважаемый и возлюбленный Патриархат Московский и всея Руси в осуждении этого действия. Мы присоединяем наш голос к голосу всего православного мира и просим исправить этот оскорбительный для Православия шаг».
(Из письма Блаженнейшего Анастасия от 21 ноября 2003 г.)
Польская Православная Церковь
Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва: «Учреждение униатского патриархата в Киеве лишает православно-римо-католический диалог смысла».
«Намерение учредить на Украине греко-католический патриархат является продолжением практики установления латинских патриархатов на Востоке во время крестовых походов, а также насильственного уничтожения православных епископских кафедр и насаждения параллельных епископий во время унии.
Это намерение противоречит совместной богословской работе по определению основ экклезиологии в рамках православно-римо-католического диалога. Оно несовместимо с апостольской практикой (ср. Рим. 15, 20) и древнехристианским пониманием евхаристического единства поместной Церкви во главе с епископом. Одно евхаристическое собрание в одном городе с предстоятельством преемника святых апостолов является тождественным с Единой Святой Соборной Апостольской Церковью. Существование параллельного собрания противоречит этому единству. Оно разделяет Поместную Церковь. Св. Игнатий Богоносец пишет: «Итак, старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете, делали вы в Боге» (К Филадельфийцам, гл. 6).
Служение первого епископа или же, в более поздней терминологии, митрополита, а также возникновение служения патриарха, католикоса или архиепископа связано с внутренней жизнью Церкви, со стремлением к сохранению единства Поместных Церквей и внутреннего порядка. Об этом в достаточной мере свидетельствуют каноны Поместных, Вселенских Соборов и св. Отцов Церкви.
Меморандум кардинала Вальтера Каспера содержит оскорбительные, путаные, исторически неверные и богословски необоснованные тезисы, которые, по сути, являются отказом от желания восстановить единство Восточной и Западной Церкви. Он содержит старую модель единства — поглощения Церкви Православной, т. е. повторяет идею унии.
Поэтому учреждение униатского патриархата в Киеве лишает православно-римо-католический диалог смысла».
(Из письма Блаженнейшего Саввы от 26 ноября 2003 г.)
Православная Церковь в Чешских землях и Словакии
Высокопреосвященнейший Архиепископ Прешовский, митрополит Чешских земель и Словакии Николай: «Если Римско-католическая церковь не отступит от своего намерения, в таком случае надо с нею разорвать все экуменические контакты»
«Мы не можем согласиться с основанием греко-католического патриархата на территории Украины потому, что она является канонической частью Русской Православной Церкви…
Уния на Украине была основана вследствие политических причин, против воли… верующих, проживавших на этой территории. Распространение унии сопровождалось прозелитизмом при использовании светских политических кругов и обещаний преимуществ в социальных вопросах. …
Основание этого патриархата является не чем иным, как выражением римского прозелитизма против Русской Православной Церкви, по этой причине мы протестуем против этого намерения…. Если Римско-католическая церковь не отступит от своего намерения развивать прозелитические действия против Православной Церкви, в таком случае надо с нею разорвать все экуменические контакты на всех уровнях, пока она не отступит от таких своих действий».
(Из письма Блаженнейшего Николая от 12 ноября 2003 г.)
Православная Церковь в Америке
Блаженнейший Митрополит Герман, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады: «Это нанесет ущерб православно-католическим отношениям в Украине и многих других регионах на многие годы».
«Меморандум… кардинала Вальтера Каспера… имеет целью оправдание намерения Римско-католической церкви создать в Украине греко-католический патриархат. Последствия этого документа вызывают крайнюю озабоченность…
Если Римско-католическая церковь предпримет шаги по созданию греко-католического патриархата в Украине, это нанесет ущерб православно-католическим отношениям в Украине и многих других регионах на многие годы. Большинство православных вынуждены будут прийти к заключению, что «униатская модель» взаимоотношений между Римом и Православием вполне жива и официально поддерживается Римско-католической церковью…
Наибольшую озабоченность вызывает игнорирование в меморандуме действительных последствий создания греко-католического патриархата на Украине как для украинского общества и его гражданского мира, так и для православно-католических отношений…. Создание греко-католического патриархата на Украине повредит православно-католическим отношениям и породит недоверие и подозрения даже в Северной Америке….
В заключение мы выражаем надежду, что процесс диалога и обмена информацией, а также обмена впечатлениями может иметь место между Православными Церквами, с одной стороны, и Римско-католической церковью, с другой, с тем, чтобы непоправимые решения не принимались, прежде чем все возможные последствия таковых будут полностью взвешены».
(Из письма Блаженнейшего Германа от 4 декабря 2003 г.)
Материалы подготовил Василий Анисимов