Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Иосиф. Православие и современное казачество

Епископ Конотопский и Глуховский Иосиф

В Москве прошла первая международная научно-практическая конференция: «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества».
В ее работе приняла участие делегация Украины, которую возглавил председатель Синодального отдела УПЦ по делам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодёжи епископ Конотопский и Глуховский Иосиф. В составе делегации – представители казачьих организаций, вошедших в Координационный совет атаманов православных казачьих организаций Украины, – атаман Верного казачества А.С. Селиванов, атаманы православного Вольного казачества Сумской области, представители Совета атаманов Крыма, казаки других казачьих организаций Украины. Ниже публикуется выступление владыки Иосифа.

Многоуважаемые Преосвященные гости, духовенство, представители власти и атаманы!
Основными историческими и идеологическими факторами, сформировавшими украинский народ, были Церковь и казачество. Вся национальная сущность народа Украины выразилась в таком историческом явлении как украинское казачество, а исторической миссией казачества было исповедание и защита Православной веры. На протяжении веков казаки не мыслили себя вне Православной Церкви, их духовное возрастание неизменно было связано с традицией христианского воспитания. Патриотизм, вера в победу, жертвенная готовность защищать родную землю объединяли наших казаков в служении Отечеству, вдохновляли их на ратный и трудовой подвиги, давали им мужество и силы в борьбе с врагом. Историческое казачество видело великую цель своего существования – защита и распространение Православия, а сами казаки считали себя православным воинством – «лыцарством».
В прошлом, благодаря казачеству, Украина осталась православной, а благодаря Православию украинский народ и само казачество как наиболее яркое национальное явление сохранили свою самобытность. Поэтому неудивительно, что с момента падения коммунистического режима в Украине наряду с возрождением и укреплением общественного авторитета Православной Церкви начало возрождаться и украинское казачество.
С начала возрождения казачества в Украине прошло двадцать лет. Сегодня казачество является исторически оправданной формой, подходящей для участия в национальном решении проблем, связанных с упадком патриотизма и распространением нигилизма по отношению к культурным и духовным ценностям. Казачество многогранно по своим формам деятельности, поэтому оно применимо как в государственных программах военно-патриотического воспитания молодежи, так и в формировании национальных военных традиций. История казачества является значимой не только для страниц военной истории, но и есть наглядным образцом подвига предков, побуждающих своих потомков к любви к Родине и Православной вере. Таким образом, идеология казачества может и должна стать фундаментом и объединяющей основой национальной идеи Украины.
При этом казачество, укорененное в православной традиции, является замечательной формой популяризации христианских ценностей в противовес пропаганде потребительского образа жизни. Казачество в доступной и популярной форме способно довести до широких масс актуальность христианских идеалов, так как идеал казачества не мыслится вне православной традиции. Исходя из того, что одной из важнейших задач, стоящих перед Церковью в этом мире, является проповедь о Христе, казачество может стать одной из наиболее успешных форм проповеди среди активной, патриотически-настроенной части общества, наглядно демонстрировать возможность плодотворной реализации христианского идеала в решении насущных практических проблем.
К сожалению, несмотря на фактическую свою многочисленность (до миллиона человек), современное казачество Украины представлено многочисленными объединениями и организациями, часто находящимися в конкурирующих отношениях между собой и порой не имеющими никакого идеологического и духовного базиса. В результате огромный потенциал, заложенный в казачьем движении, сводится на нет. Причина этого удручающего положения видится в отсутствии в украинском казачестве единого духовного и идеологического фундамента, которым для исторических казаков было исповедание Православия.
Современное казачество из-за разрыва связи поколений зачастую не приобщено к религиозному, духовно-нравственному, историческому наследию своего народа. Большинство современных казаков порой и не задумывалось о высших духовных ценностях. Хотя подавляющее большинство из них исповедует каноническое православие, но их вера часто носит фольклорно-обрядовый характер. Среди казаков распространены религиозная индифферентность и этнофилетизм. В составе казачьих подразделений могут оказаться люди другой веры, и даже язычники и атеисты.
В связи с этим лучшие представители казачества на основании исторического опыта пришли к осознанию того, что реанимировать жизнеспособность данного движения в Украине возможно только через возрождение в его недрах православной духовности и объединение его вокруг канонической Православной Церкви.
Со своей стороны Украинская Православная Церковь всегда видела в казачестве своих верных духовных чад и осознавала свою пастырскую ответственность за сохранение в современном казачестве верности истинной христианской духовной традиции. Главной целью взаимодействия Церкви и украинского казачества стало именно воцерковление казаков во всех смыслах этого слова. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл на заседании Совета по делам казачества: «Перед Церковью стоит очень большая задача воцерковление наших казаков. Быть православным это не значит фольклорно исполнять традиции, быть православным это не только уметь креститься и снимать шапку в храме. Быть православным это значит сопрягать, в первую очередь, нравственный Божий закон со своей жизнью. То, чем всегда было сильно казачество, – сила духа, а без сильной веры не может быть сильного духа. Вот почему и существовала такая органическая связь между Церковью и казачеством. И так важно, чтобы эта связь сегодня укреплялась. Казачество это не только внешние отличительные символы, знаки; казачество это образ жизни, в частности, формируемый под духовным воздействием православной веры».
Расплывчатое понятие «казачьих духовных традиций» следовало заполнить конкретным содержанием православной духовности, где на первое место должна выйти связь человека с Богом путем следования традициям и учению Православной Церкви. Поэтому в 2009 году Священный Синод УПЦ учредил Синодальный отдел по делам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи. Основной задачей Синодального отдела стало формирование и оформление конструктивных взаимоотношений Церкви и казачества, определение принципов духовно-пастырского попечения Церкви о казачестве и выработка единства и координации действий института казачьих духовников в работе с казачьими организациями.
Деятельность Синодального отдела вывела сотрудничество Церкви и казачества на новый этап взаимоотношений. В недрах верного традициям Православной Церкви украинского казачества созрело осознание необходимости организационного оформления единства казачьего движения под омофором Украинской Православной Церкви. Для этого по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и под руководством председателя Синодального отдела УПЦ по делам пастырского окормления казачества 5 марта 2011 года казачьи атаманы 40 реальных казачьих подразделений из большинства областей Украины собрались для учреждения Координационного совета атаманов православных казачьих организаций Украины при Синодальном отделе УПЦ по делам пастырского окормления казачества. В Совет вошли казачьи организации, признающие только каноническую Православную Церковь и имеющие реальных казаков, а не исключительно бумажные реестры. Совет возглавил председатель Синодального отдела по делам пастырского окормления казачества Украины, и решения атаманов, обязательные для всех, вступают в силу только после его благословения. Одним из решений Координационного совета стала выработка единой символики, систематизация формы по регионам и войскам и единое чинопроизводство. Атаманы приняли решение ввести для атаманов всех уровней – от областного до всеукраинского – погоны не по «званиям», а по должностям, которые не будут повторять генеральские погоны армии и других силовых структур. Первыми на упразднение института генеральства откликнулись казаки Северного Слобожанского округа Вольных казаков Украины Конотопщины, где старшина отказался от генеральских чинов, тем самым положив добрый пример для всего украинского казачества.
Состав Совета атаманов будет расширяться, для участия в единении православного казачества будут приглашаться все организации, верные каноническому Православию и настроенные на конструктивное сотрудничество.
Хотя в перспективе у Церкви во взаимоотношениях с казачеством остаются прежние задачи – формирование и координация института казачьего духовенства и воцерковление казаков, но теперь в лице Координационного совета атаманов православных казачьих организаций Украины появился организационный трамплин, который придаст ускорение этим процессам.
Таким образом, в Украине сегодня созрели условия, когда партнерские отношения Церкви и казачества выходят на совершенно иной духовный уровень, где Церковь – это Мать, Бог – Отец, а казачество – любимое духовное чадо Православия.
Этот новый уровень отношений позволит возродить казачество как дееспособную социальную силу в Украине, являющуюся опорой Православной Церкви.
Молитвенно желаю, чтобы международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества» стала традиционной, чтобы итог наших трудов нашел отклик в сердцах казаков и их атаманов и по-настоящему преобразил современное казачество. Благожелаю плодотворной работы всем участникам конференции и призываю на всех, кто занят в этом благом и богоугодном деле, Божие благословение и Покров Царицы Небесной. Да будет по слову апостольскому: «Милость вам и мир и любовь да умножатся» (Иуд. 1, 2).
Официальный сайт Конотопско-Глуховской епархии УПЦ