Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Иоанн: «К пустому колодцу люди не ходят»

Архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн: «К пустому колодцу люди не ходят»

Интервью архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя комиссии по канонизации святых при Священном Синоде УПЦ, «Комсомольской правде в Украине»

– Владыка, к кому можно применять определение «святой»?
– Человек сам по себе святым быть не может. Святыми, праведными становятся только по милости Божьей. И когда Церковь совершает канонизацию, то есть прославление, то лишь констатирует факт: Господь над этим человеком явил свою милость, и теперь он – пример веры, христианского благочестия.

– Церковь никого не причисляет к лику святых при жизни. Существуют ли четкие сроки, сколько лет должно пройти после кончины, чтобы кандидат в святые превратился в пример для подражания?
– В минувшем году наша комиссия предложила Священному Синоду положение о канонизации святых Украинской Православной Церкви. Положение уже одобрено и утверждено. Там как раз и поднималась эта тема. Теперь подавать на комиссию жизнеописания святых можно, если после смерти подвижника минуло тридцать лет.
Из чего мы исходили? Безгрешных людей не существует. Те, которые были современниками кандидата в святые угодники Божьи и хорошо знали его, способны в немощи своей человеческой ошибаться. Мы вообще судим друг о друге предвзято. Склонны чаще замечать, как ближний грешит, но не видим его покаяния. Не знаем его сердца, не знаем его сокрушения. Тридцати же лет достаточно, чтобы получить истинные свидетельства святости.
Вот пример из Писания: благоразумный разбойник для окружающих – последний злодей, который насиловал, убивал, грабил. А Господь простил его и первым ввел в рай! Потому что разбойник уже на кресте искренне раскаялся.

– Неужели милость Господня настолько велика, что даже разбойник, пусть теоретически, имеет шанс не только на спасение, но и на превращение в святого?!
– Любой может стать святым, если ведет благочестивую жизнь и у него есть покаяние и вера. К слову сказать, в церковных календарях записан день памяти благоразумного разбойника – на Страстной седмице, в Великую пятницу. И на иконах он изображается с нимбом. Правда, я имею в виду не обычный, а полный календарь, как в «Настольной книге священнослужителя», которая издавалась еще при Святейшем Патриархе Пимене в 1979 году.

– Правильно ли считать, что основной признак святости – нетленность тела?
– Нетленность тела не является главным критерием святости. Первых христиан-мучеников, как известно, бросали на растерзание диким зверям, топили в море, жгли в огне, так что останков вообще не сохранилось. А мы их почитаем как святых угодников Божьих. От любимого многими православными преподобного Серафима Саровского остались только кости.
Известны случаи, о них из научных фильмов и трудов знаем, когда тело умершего, попавшее в соответствующие условия, долго не разлагается. Хоть это совсем не свидетельствует, что человек – святой. Просто на то воля Божья: каким тело будет явлено на суд. А вот мощи Феодосия Черниговского, погребенные в склепе, несколько веков сохраняют первозданный облик! Но и у святителя Феодосия на пятке заметен кусочек тления, что лишь подтверждает: по слову Божью, печать тления все равно должна присутствовать в человеке.

– Какие же признаки святости каноничны?
– В первую очередь – вера и подвиги во имя нее. Подвигом в Православии считается благочестивая жизнь. Мы называем подвижниками преподобных, которые проводили свои дни в посте, молитве и воздержании, в тяжких трудах, изнуряющих плоть. Терпели и жару, и холод. Вот это и есть духовный подвиг, труд над собственной душой, который человек несет добровольно и безропотно. Согласитесь, налицо отличие от мирского восприятия слова «подвиг»!

– Пожарные, которые в апреле 1986 года спасли мир от ядерного апокалипсиса Чернобыля и погибли мученической смертью, достойны звания героев Православия?
– Тайна человеческой жизни сокрыта от нас, она известна только Богу. В Священном Писании читаем слова Христа, Который сказал: «Нет больше той любви, если кто живот свой положит за друзей своих».
Солдаты Великой Отечественной, пожарные-чернобыльцы, иные люди, проявившие себя как защитники Отечества, отдавали за других самое ценное, чем обладали, – жизнь. И мы считаем это высокой любовью, почитаем их самоотверженность. Однако назвать святыми не вправе… Те, кто совершал земные подвиги, часто бывали неверующими или грешными. Конечно, Богу одному судить об их участи в вечности. Потому что только Господь слышит последний вздох человека, последнюю мольбу и о возможном покаянии знает. Задача же нашей комиссии – прославить святых, которые дают абсолютный пример во всем.

– Как комиссия по канонизации определяет, какие из чудес достойны того, чтобы назвать творящего их новым украинским святым?
– Не украинским, а православным. Здесь национальное деление невозможно. Хотя некоторые из политиков сознательно допускают подобные высказывания.
Сам по себе человек не может творить чудо. Чудо творит Господь через того или иного святого угодника, через чудотворную икону, святую воду. Это нельзя объяснить с позиции разума, науки. Здесь лишь воля Божья и непостижимый для нас промысел.

– После чего у комиссии не остается сомнений в том, что свершилось чудо, а человека, к нему причастного, можно канонизировать как святого?
– Скажем, после исцеления от неизлечимых болезней. Или от порока пьянства. За пьяниц чаще всего молятся близкие, матери или жены. Есть примеры, когда по молитвенным обращениям матери наступает выздоровление или освобождение от алкогольной зависимости. Но еще нужно помнить о том, что Иоанн Креститель не совершил никакого чуда, но мы его почитаем как первейшего, после Божией Матери, святого. Так что чудо тоже не определяющий показатель. И оно не обязательно происходит при жизни. Чаще всего чудеса совершаются уже после кончины праведника. И мы тогда ищем подтверждения. Если произошло исцеление – подкрепляем его медицинскими свидетельствами, а не только заверениями очевидцев. Обычно доказательства собирает комиссия той епархии, где жил подвижник благочестия, и далее представляет кандидатуру нашей комиссии.

– Кто сейчас из святых на пути к канонизации?
– Снова и снова возвращаемся к житию матушки Алипии из Голосеевской пустыни. Ее знали как юродивую, блаженную. Собрана масса свидетельств. Приносят целые папки с описаниями и заключениями врачей о благодатной помощи от матушки Алипии, которая действительно исцеляет страждущих. В пустынь столько народу стремится! Знаете, ведь к пустому колодцу люди не ходят. Она и при жизни многим помогла, наставила на правильный путь, путь покаяния и спасения. И хотя с момента кончины матушки, она отошла к Господу в 1988 году, не прошло еще тридцати лет, изучаем ее жизнеописание. Не исключаю и такое, что мы прославим ее имя раньше. Канон не настолько строг, чтобы не позволил сделать исключение! Еще комиссия приступила к рассмотрению материалов по новомученикам – тем, которые погибли после гонений и пыток при советской власти. Представление сделано прихожанами и священнослужителями Макаровской церкви, что в Киевской области. Не так давно были прославлены семнадцать преподобных мучеников в Мгарской пустыни на Полтавщине – монахи, которые приняли смерть за веру.

– Во времена Советского Союза канонизацию приостановили или она все же тайно продолжалась?
– Нет, тогда святых не прославляли. Последняя канонизация, если мне не изменяет память, состоялась в 1917-1918 году, на Поместном соборе Русской Православной Церкви. А после наступил длительный перерыв. Церковь оказалась на грани выживания. Только к 1000-летию Крещения Руси были канонизированы Дмитрий Донской и блаженная Ксения Петербуржская. И лишь после полного обретения свободы вероисповедания – не той, о которой твердили при СССР! – процесс возродился с новой силой. Он доказывал: Церковь жива и даже в лихолетье исполняла исключительную миссию. Тому подтверждение – новомученики и исповедники, страдавшие от репрессий, однако оставшиеся в живых.

– Много ли в Украине исповедников и новомучеников появилось по вине коммунистического режима?
– В сравнении с Россией – нет, разумеется. Но не надо забывать, что многие из прославленных Русской Православной Церковью родились, жили и служили в Украине. Например, новомученик Прокопий. Он херсонский священнослужитель, но пострадал за веру далеко от Родины, в Казахстане, куда его отправили в ссылку.
Другие украинские святые попадали на Соловки. Лагеря-то создавались исключительно на российских просторах… Будто нарочно, ради напоминания насчет места в «дружной семье республик-сестер». Но православные всегда помнили о единстве святой Руси.
И сейчас, когда пытаются устроить раздел по политическим границам, мы тоже не сомневаемся в том, что для Христа все равны, как читаем у апостола Павла: нет ни еврея, ни эллина, ни мужского пола, ни женского. Все едины во Христе. Наша миссия – служить Богу, не разделяя, а соединяя людей.

– Кого у нас можно считать современным канонизированным страстотерпцем?
– Первыми русскими страстотерпцами стали князья Борис и Глеб, князь Игорь Черниговский. А последними страстотерпцами признана царственная семья Романовых.

– В независимой Украине канонизируют больше?
– Мы ведем статистику. В 2010 году были прославлены четверо святых. Архиепископ Полтавский Афанасий (Вольховский), игумен Вонифатий (Виноградский), основатель пустыни «Феофания», херсонская монахиня Евтропия (Исаенкова), инокиня Анастасия (Романова), основательница Покровского монастыря в Киеве. А пятая кандидатура, как я уже сказал, – матушка Алипия. В 2009-м святыми стали игуменья Рафаила из Черкасской епархии, монахиня Елена (Бахтеева), основательница столичного Флоровского монастыря, – всего до сорока человек. А всего за время независимости появилось около сотни святых.

– Комиссия по канонизации святых существует не так давно?
– Да, с начала девяностых. Прежде ее возглавлял митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. А в нынешнем составе из шестнадцати человек, согласно решению Священного Синода, мы работаем с 22 ноября 2006 года.
Документы о праведниках представляет правящий архиерей. Он подает и прошение, рапорт Предстоятелю УПЦ. А уж Блаженнейший Митрополит Владимир, в свою очередь, направляет материалы на рассмотрение комиссии. Мы все изучаем тщательно, без поспешности – процесс может и годы занять! Когда все без исключения члены комиссии согласны, что тот или иной подвижник достоин прославления в лике великих святых, подписываем протокол. И отправляем в Священный Синод, чтобы он огласил окончательный вердикт.

– А бывало, что члены комиссии расходились во взглядах?
– Отказов Синода пока не случалось. Зато внутренние разногласия возникают. Потому и не выносятся решения по прославлению иных святых. Надо, чтобы к ним не предъявлялось вообще никаких претензий!

– Как Православная Церковь относится к католическим святым? Прежде всего, к святому Валентину, о ком большинство молодых украинцев узнали сравнительно недавно, но сразу зауважали за миссию соединять сердца?
– Начнем с того, что святой Валентин – не католический, а общецерковный святой, монах, римский мученик. На Западе святого Валентина действительно считают покровителем влюбленных и отмечают его день 14 февраля. А у нас оберегают супружество святые Петр и Феврония. В России уже несколько лет подряд с их именами связывают официальный праздник – День семьи, 8 июля.

– Как вы думаете, в Украине у Петра и Февронии есть шансы полюбиться народу подобно Валентину?
– Церковь проповедует на этот счет. Но на государственном уровне тоже нужно приложить усилия. При жизни супруги были князьями, делали много милостей для простых людей. И распределили свое богатство между нуждающимися, что принесло пользу их душам. Не так, как часто сейчас наблюдаем: человек состоятельный купается в роскоши, бед вокруг не замечая. Ему все мало и мало… Когда же Петр и Феврония ушли в монастырь, Господь со временем устроил так, что позволил им скончаться в один день.

– К кому из новых святых в Украине обращаются чаще всего?
– В Херсонской епархии – к преподобному Варсонофию. Он был исповедником, двадцать раз попадал в тюрьмы за веру. Боролся с так называемым обновленчеством, распространенным в тридцатые годы. А вообще, думаю, наибольшей любовью верующих пользуется архиепископ Крымский Лука. К тому же он исключительно почитаем в Греции. Греки специально приезжают в Симферополь, чтобы поклониться его мощам. Я бываю по милости Божьей на Афоне и знаю, как там по иконке сразу узнают нашего святителя. По молитвам родителей он исцелил ребенка. Семья в благодарность собрала большую сумму денег, изготовила серебряную раку для мощей архиепископа и привезла в Крым.
Ольга Мусафирова,
«Комсомольская правда в Украине»