Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

18.01.2011. ТУЛЬЧИН. Архиепископ Ионафан считает, что ужгородский богослов должен извиниться

Архиепископ Ионафан о критической реплике журналиста Василия Анисимова «Ужгородская богословская академия и околоцерковный трёп»
На официальном сайте Пресс-службы УПЦ была помещена реплика заслуженного журналиста Украины, главы Пресс-службы УПЦ Василия Семёновича Анисимова с острой критикой сомнительной культурологической статьи клирика УПЦ игумена Арсения (Бочкаря) — доцента и проректора Ужгородской Богословской Академии: «Что представляет собой «Русский мир»? Истоки, современное состояние, уроки» http://vladyka-ionafan.ru/events/2011/01/17-0 (кликнуть заголовок).
По В.С.Анисимову в статье «походя, «русский мир» объявлен противоречащим «Святому Писанию», его сторонники – «апостолами унификации», подобными латинянам, душителям святых Кирилла и Мефодия. Затем автор делает исторический экскурс (из которого видно, что сам не ориентируется в понятиях и датах), изобличает ордынский шовинизм старой и современной России, наконец, объявляет «русский мир» разрушающим дарованный Господом мир между народами. Всем же «проводникам» этой идеи игумен настоятельно советует не повторять «горький опыт своих предков XV-XVI столетий, который привел к трагическим и грустным последствиям в ХХ-ХХІ столетиях».
Признавая право автора статьи о Святой Руси и Русском Мире на самовыражение (…»теория о «святой Руси» — не больше, как политический проект Москвы, который не имеет ничего общего с исторической Русью…»), всё же она вызывает недоумение, поскольку её остриё объективно направлено в сторону Священноначалия Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви и других Иерархов Матери-Церкви, в своё время положительно трактовавших об этих, священных для православных, духовных реалиях, о чём справедливо замечает В.С. Анисимов.
«Примечательно, — пишет В.С. Анисимов, — что игумен-разоблачитель ни одного имени не называет, ни одной конкретной работы по апологии «русского мира» не анализирует. Так, некие «российские и украинские источники». Это позволяет ему врать с три короба о чем угодно, клеветать и изобличать самим же придуманные идеологемы. Очень научный подход! Можно понять, что прп. Нестор Летописец и вся наша древняя словесность автору недоступны (это все-таки требует специальной подготовки), очевидно, что недоступен ему «русский мир» Соловьева, Ключевского, Гоголя, Шевченко, Достоевского, Бердяева, Нестерова и множества других художников и мыслителей – что ни говори, Ужгород — высоко, далеко, горы, может, еще не дошло. Но вот собственных то иерархов можно было бы уважить. Взять из Интернета, допустим, одну из проповедей о Святой Руси и Русском мире Святейшего Патриарха Кирилла и на конкретном материале обосновать всю пагубность его воззрений. То же самое с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, который утверждает, что «мы все наследники Святой Руси: и украинцы, и россияне, и белорусы» и «кто отрицает существование Русского мира, должен отрицать и Крещение Руси». Митрополита Минского Филарета стоило бы убедить в несоответствии «Русского мира» евангельским принципам. Это была бы полемика и польза. Ведь они тоже православные духовные академии возглавляли, может, не такие престижные, как нынешняя Ужгородская, но все-таки люди с какими ни есть, но знаниями, чего их всех на борьбу с сектантством и на поиск молодежи для храмов в Россию отправлять?»
Давно извстно, что становление высшей богословской школы, как правило, обнимает собой период в 200-и и более лет. Ужгородская Богословская Академия же существует очень короткое «академическое» время — всего несколько лет и потому её, надо надеяться, блестящее будущее ещё впереди. Судить же о личном научном «профессионализме» её Ректора, равно и о всей педагогической корпорации уважаемой ужгородской академии по единственной незрелой и некорректной и, возможно, заказанной из-вне «русофобской» статье ее учёного работника, очевидно, столь строго не стоит.
Вместе с тем, дать должную научную оценку от коллег вышеназванной «русофобской» статье было бы весьма прилично, как и принести её автору — игумену Арсению (Бочкарю) извинения перед Священноначалием нашей Церкви — исповедниками Святой Руси и Православного Русского Мира.