Благовещенский храм в Святошине
Прот. Виталий Косовский: «Наши инвестиции — добровольные пожертвования православных людей»
Благовещенский храм Святошино
Въезжающего в столицу с левого берега Днепра встречает ослепляющая своим великолепием величественная панорама Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Сразу материализуется представление путешественника о Киеве как о колыбели Православия. Совсем другое впечатление производят западные окраины матери городов русских — однообразная череда новостроек, нисколько не напоминающая о славной истории и миссии древнего города. Секретарь Киевской Митрополии благочинный храмов Киева протоиерей Виталий Косовский намерен внести в эту панораму необходимые поправки. Вскоре ее украсит златоглавый Благовещенский собор.
— Вопрос о сооружении храма в Святошинском районе, — рассказывает отец Виталий, — возник еще в начале 90-х годов. До этого в районе была одна небольшая домовая церквушка по ул. Чернобыльской, так сказать, «тарасова хатынка». В ней и правились службы. Решением Киевсовета по проспекту Победы, 111 был выделен участок земли под храм. В 1995 году Блаженнейший Митрополит Владимир освятил крест и камень на месте будущего строительства. Этот год считается годом основания церкви. Но, к сожалению, предыдущий настоятель не смог изыскать источников финансирования. Единственное, что было сделано, — проектная документация. В сентябре прошлого года Блаженнейший Митрополит Владимир назначил меня по совместительству настоятелем храма. Сразу, как только сошел снег, мы начали заниматься строительством.
Кстати, сейчас, в процессе строительства, мы вносим в проект существенные коррективы. Фундамент, скажем, был основательно перепланирован, потому что нижний храм получался очень маленьким, совершенно непригодным для богослужений. Более того, мы решили сделать нижний храм куполообразным. Изменения коснулись и внешнего вида собора. Архитектор Сергей Николаевич Штуков — специалист хороший, но светский человек, поэтому сделал, например, окна на высоте 90 сантиметров, как в обычном доме. Естественно, я не мог с этим согласиться. Окна в храмах поднимались, как правило, на два, три, пять метров, чтобы свет лился сверху.
Изменения в проекте несколько тормозят строительство, но все-таки за этот год нам удалось сделать довольно много. Ежемесячно мы кладем почти по сто тысяч штук кирпича. Освоили около миллиона гривен. Параллельно начато строительство воскресной школы. Пожалуй, это будет самая крупная воскресная школа в Киеве. На трех ее этажах разместятся крестильня, конференц-зал, классы, помещения для священнослужителей и многое другое. Собор, кстати, тоже будет одним из крупнейших в столице. Его размеры — 32 на 43 и 50 метров в высоту.
Здесь такой храм просто необходим. Ведь он будет стоять у западных ворот Киева. Скажем больше — на въезде из Западной Европы. А что мы видим здесь сегодня? Новостройки, новостройки… А где же златоглавый Киев? А ведь святошинская земля издревле связана с Церковью. Когда-то ею владел преподобный Никола Святоша, князь Черниговский. А названия близлежащих сел и массивов — Петропавловская, Софиевская, Никольская Борщаговки — напоминают о тех временах.
Отец Виталий, по качеству строительства, что греха таить, мы значительно уступаем нашим предкам. Как в этом смысле обстоят дела у вас?
Суммы на строительство идут немалые. Это позволяет обеспечить достойное качество. И потом: мы ведь строим собор не кустарным способом. Наш подрядчик — компания «Киевэнерго». За строительными работами наблюдают архитектурные и конструкторские организации. Они строго следят за технологией. Скажем, согласно сертификату, кирпич, который выпускается на заводе в Киеве и который мы предполагали закупить, выдерживает зимой определенную температуру. Но наши исследования показали, что он не имеет тех характеристик, которые указанны в сертификате. Поэтому для наружной кладки мы привозим кирпич из Мариуполя. Он более прочен. Обходится это, естественно, гораздо дороже. Но ведь мы строим не на десятилетия, а как говорится, на века. Хочется, чтобы нынешние строительные материалы соответствовали по крепости историческим. Били бы и яйца в раствор, но я не знаю, сколько понадобилось бы яиц. Только на фундамент воскресной школы пошло четыреста кубов бетона.
Мы используем лучшие строительные материалы. Иногда они весьма дорогостоящие. Иконостас, например, планируется соорудить из лабрадорита. Активно помогает нам наш прихожанин Платонов Сергей Николаевич. В частности, с его помощью лабрадоритом обложен фундамент Ильинской церкви. Он пообещал поставить такой же камень для иконостаса из житомирских карьеров.
Какие еще постройки будут на территории, прилегающей к собору? Ведь она довольно большая.
Пока что мы ограничиваемся собором и воскресной школой, но, впрочем, есть задумки построить еще одно здание и использовать его как православный детский садик.
Таковых, насколько мне известно, в Киеве еще нет.
Таковых еще нет, но надеюсь, что наша задумка воплотится в жизнь. Мы уже предметно обсуждали этот проект. Можно, конечно, открыть ежедневную школу или гимназию, но лучше начать с малышей, т. е. воспитать детей еще до школы — в детском садике, с молитвой, с изучением основ христианства, с каждодневным посещением храма, поскольку он рядом. А затем уж можно думать о православной гимназии, в которую эти дети придут. Семя, посеянное в детстве, обязательно даст благодатные плоды. Вспомните князя Владимира. Не сразу, но сказалось все-таки бабушкино воспитание. Он хотя и стал язычником, но в конце концов нашел истинную веру и смог определить, какая дорога правая, какой дорогой идти и самому, и государству.
Храм еще не достроен, но службы идут. Много ли прихожан у вас на сегодняшний день?
Много. Построим храм — будет еще больше. У нас и воскресная школа уже работает во временном помещении. Дети изучают и Закон Божий, и историю Церкви, и церковное пение, и английский язык, и рисование. Словом, жизнь церковная уже идет.
Ну, а когда намерены, как говорят строители, сдать объект?
Трудно сказать, но если Бог даст и все будет идти такими темпами, как сейчас, думаю, что через два года мы могли бы начать службы. Все зависит от финансирования. Кстати, хочу заметить (а то уже идут слухи, что государство нам помогает), из бюджета мы не получили ни копейки. Ни из городского, ни из районного. Строим своими силами. Наши инвестиции — добровольные пожертвования православных людей, но, повторяю, ни копейки бюджетных денег мы не получили. Строить храм нелегко. Ко всем сложностям добавляется еще масса бюрократических препон, пройти через которые весьма и весьма сложно. Но этот этап, к счастью, у нас позади. И теперь мы довольно успешно, как видите, движемся вверх, к небу.
Сегодня на территории будущего храма обычная строительная суета: подвозятся материалы, работает кран, каменщики укладывают кирпич. С каждым днем храм «подрастает», но уже сегодня, как поется в одной старой песенке, «только чуточку прищурь глаза», видишь сверкающие на фоне неба и святошинских сосен купола Благовещенского собора.
Беседовал Валерий Полищук
І. Карсим. Церковно-археологічний музей при Київській духовній академії (1872-1923)