Проповедь Блаженнейшего Митрополита Владимира в день Пятидесятницы
ПРОПОВЕДЬ БЛАЖЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА
В ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
Однажды блаженный Августин, великий учитель Церкви, задался целью постигнуть тайну Святой Троицы. Озабоченный этой мыслью, гуляя ранним утром на берегу моря, он встретил мальчика, который пригоршней черпал воду из моря и носил ее в небольшую ямку, вырытую на берегу в песке. Засмотрелся блаженный Августин и затем в недоумении спросил ребенка: «Что это значит?» Мальчик, улыбнувшись, ответил: «Хочу море перенести в ямку». Блаженный говорит: «Мальчик, ведь это невозможно». «Хорошо, — отвечает тот, — но это мне скорее удастся сделать, чем тебе постигнуть до конца тайну Святой Троицы». Как невозможно капле воды вместить воду безбрежного океана, так невозможно человеческому уму вместить всю тайну Божества.
Святая Троица — Бог Единый по существу и Троичный в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой — является величайшей тайной христианской веры. Перед сознанием ищущего спасения первой в ряду догматических истин стоит истина бытия Бога, Единого существом и Троичного в Лицах.
Бог есть Дух. Когда Господь Иисус Христос говорит, что «Бог есть Дух» (Ин.4, 24), то этим показывает, что Он бестелесен. Его Божество непостижимо. На тайнах Его бытия лежит покров, и требуется, как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, великий свет Всесвятого Духа для уразумения Его сокровенных тайн. Творения свидетельствуют о бытии Бога Создателя.
Божество есть Единое существо в Трех Ипостасях — Отец, Сын и Дух Святой. Оно вместе Едино и Тройственно. Пресущественное Божество есть Ум, имеющий Слово и Дух. Отец рождает Сына и низводит Святого Духа. Когда Бог именуется Отцом, то разумеется с Сыном и Святым Духом. Сын именуется Богом как Сын Бога Отца; Дух Святой именуется Богом как исходящий от Отца и соприсносущный Сыну. Единение это и различение, по свидетельству Симеона Нового Богослова, не постижимы и не выразимы.
Образ Отца есть Сын, и образ Сына есть Дух Святой. Видевший Сына видел Отца (Ин.14, 9), и видевший Духа Святого видел Сына.
Откровение о Святой Троице, а все, что мы знаем о Боге, мы черпаем из Божественного Откровения, милостью Божией и провидением, было задержано до времен Нового Завета, до тех пор, пока не пришел в мир Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, принесший полноту Божественного Откровения. «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его, и видели Его» (Ин.14, 7). «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин.14,11).
В Новом Завете Господь наш Иисус Христос, как говорит апостол Павел, по богатству благодати умножил в нас премудрость и разум. Тайну Божественного воплощения свидетельствует Ангел небесный: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). Во время крещения Иисуса Христа Иоанн видел отверстым небо и Духа Божия как голубя, сходящего на Него. «И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 11). На Тайной вечере Господь обещает Своим ученикам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14, 26). После Воскресения, посылая Своих учеников на проповедь, Христос говорит: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 18–19).
Живоначальная Троица — величайшая тайна, которую человек обязан постигать, несмотря на то, что в ней заключается много трудностей. Святая Церковь учит, что всякая тайна, касающаяся Божества и духовной жизни, познается и постигается самой жизнью человека через усилия и через религиозный опыт. Трудно постигнуть, что такое Бог Троичен в Лицах и Единый в существе. Как могут быть три одним и один — тремя? Постигнуть трудно, но потому это и тайна. Тайна окружает человека в течение всей его жизни. Все ли понятно и все ли познаваемо в окружающем нас материальном мире, несмотря на «величайшие открытия, которыми человек располагает в настоящее время и гордится? Вероятным ли выглядит то, что одна капля воды вмещает миллионы живых существ? — А между тем, уверяет нас в этом микроскоп. До конца ли постижима тайна электричества, света и многих других стихий окружающего нас видимого мира? Если мы говорим, что не все постижимо в материи, то тем более могут ли быть до конца постигнуты духовные предметы высшего порядка! «Мы едва можем постигнуть и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах — кто исследовал? Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше Святаго Твоего Духа?» — говорит Премудрый Соломон (Прем. 9, 16–17).
Человек, хотя и богоподобное существо, ограничен и вмещает лишь то, что может вместить и что благоволит ему открыть Бог. Чтобы постигнуть Божественную тайну, человек должен прежде всего войти в сферу божественной духовности, ибо только подобным познается подобное.
Хранительница Божественного Откровения и ведения — святая Церковь Христова — ведет человека по пути постоянного познания. Она дает нам в помощь образные сравнения, символы. Бог открывает Себя миру и людям, насколько это полезно и спасительно человеку, в истории домостроительства нашего спасения, во всем окружающем нас мире. Символ и присутствие Святой Троицы во всем и всюду. Мы можем нашим разумом, просвещенным верою, дойти до понимания некоторых тайн, если сравним их с природными явлениями. Божественное Откровение, говорит, что Премудрый Творец все так расположил в окружающем мире, что оно всегда определяется и будет определяться «мерой, числом и весом» (Прем. 11, 21). Всякая материальная вещь, какого бы она ни была вида и природы, не может иметь других измерений, кроме длины, ширины и глубины. Независимо от изменений, останутся три измерения. Материя будет иметь свою меру, число и вес.
Посмотрим на воду: вода в своем существе одинакова в источнике, в реке и в море, куда она вливается. По существу своему вода едина, хотя источник есть источник, река есть река, а море есть море.
Посмотрим на солнце: есть лишь одно громадное тело, целый свет и целое тепло. Однако свет не есть солнце или тепло, как и тепло не есть солнце или свет. Три разные вещи в одном существе; неделимы и разные в то же время.
Посмотрим на дерево: есть одна вещь, начинающаяся с корня, развивающаяся в стволе и завершающаяся в плодах. Три разные вещи в одной. Эти сравнения взяты из материи, которая является последним эхом творения и дает нам образ Творца.
Семья человеческая состоит из отца, матери и детей.
Каждый из нас носит в себе образ Святой Троицы. Бог сказал при сотворении Адама: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Адам, по учению Симеона Нового Богослова, благодаря единению с Богом-Светом, был по благодати тройственным: состоял из тела, души и благодати Божественного Духа. В нашей душе, которая в сущности своей есть образ Бога единого, есть разум — образ Бога Отца; есть познание, которое происходит от разума, — образ Сына; есть любовь, которая исходит от разума, — образ Святого Духа.
В нашей жизни, в движениях и поступках (порой мы не обращаем на это внимания) проявляется троичность: обычно мы трижды стучим, трижды лобызаемся, трижды выражаем свой восторг и трижды, в минуту горя или несчастья, выражаем свою боль и т.д.
Все это отнюдь не решает трудности познания троического Единства, но помогает по-человечески — через образы и сравнения — проникнуть в тайну.
Но, повторяем, что ничего не дадут сравнения, если человек не вникнет в сущность духовной жизни. Без этого нельзя постигнуть духовные тайны и божественные истины, составляющие предмет нашей веры и спасения. Живоначальная Троица является основанием нашей христианской жизни. Тайна Святой Троицы учит нас познавать Бога. Познание Бога — это жизнь. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Отец открывает Себя миру как Творец, вызвавший нас из небытия. Сын Божий, как великий Архитектор и Художник, дает всему вид и красоту. Дух Святой всему дает благодатное осенение и все животворит.
Тайна Святой Троицы являет нам святую Церковь, Невесту Христову, Дочь Предвечного Отца, носящую в себе жизнь Святого Духа.
Мы зависим от Святой Троицы, как лучи от солнца. Ибо от Отца происходит всякое отечество на небе и на земле; от Сына — всякое сыновство и рождение; от Духа Святого — всякая любовь и благодать.
Тайна Святой Троицы открывает нам, почему Бог, обладая силою, судит снисходительно и управляет нами с великою милостью (Прем. 12, 18). Единый Царь и Господь всего не совершает над людьми насилия, чтобы не отнять у них свободу произволения. О неразумных тварях Бог промышляет без их сознания, а о разумных, Ангелах и людях, — при сознании ими своего Творца и Промыслителя — Бога. В человеке Господь видит Свой образ.
Тайна Святой Троицы открывает нам пример единства по образу единства Святой Троицы. Единство Святой Троицы благословляет и просвещает людей единением: всякая душа «светлеется Троическим единством священнотайне».
Отсюда происходит почитание и любовь, которую, зная закон Божий, люди должны иметь к Богу и друг к другу. Если бы мы не имели в себе образа Святой Троицы, мы были бы неопределенным предметом, творец которого неизвестность, бледным отпечатком, оригинал которого утрачен.
Мы — образ Святой Троицы, наше тело — храм Божий. Будем достойными носителями образа и подобия Божия, достойными Отца, сотворившего нас, Сына, искупившего нас, и Духа Святого, освятившего нас. Аминь.
Виктор Воронин. Апостольской стезей
Воспоминания о встрече Блаженнейшего Митрополита в 1992 году