В.Полищук. Театр — коридор к Богу
Театр — коридор к Богу
Валерий Полищук
Театр как вид искусства является важной составляющей культуры человечества. Этимология слов «культура» и «театр» обращены к Богу и имеют, прежде всего, религиозную направленность.
Латинский термин cultura означает возделывание, обрабатывание, уход; воспитание, образование, развитие; поклонение, почитание. Налицо его благодатный смысл. Культура призвана возделывать человека, воспитывать его. Благодатная роль театра столь же прозрачно обнаруживается этимологическими изысканиями. «Театр» — (от греческого «Бог» и «протекать») означает «как Бог струится и проявляется, каким Бог предстает перед народом».
Польский поэт Циприан Норвит предложил латинскую этимологию слова «театр»: teatr — te atrium — atrium dei, значит, коридор к Богу — не место, где живет Бог, а коридор Бога. Обращение к зрительской аудитории с проповедью животворящих и созидательных идей Православия есть истинное служение нетленным ценностям культуры с театральной кафедры.
Вполне закономерно, что современный театр родился в лоне Церкви. Отечественное театральное православное движение было начато Святителем Димитрием Ростовским в начале XVIII века. Для учеников созданной им школы Димитрий Ростовский, в первый же год пребывания в Ростове, написал “Рождественскую драму”, поставленную 24 декабря 1704 года. Она идет и на современной сцене. Другая пьеса Святителя — к празднику Успения Богородицы — “Успенская драма” была написана, по мнению исследователей, на Украине в конце XVII в для исполнения монахами и писцами в монастыре. Димитрий Ростовский, вероятно, написал и другие пьесы, но тексты их до нас не дошли. Интерес святителя Димитрия к театру был вызван и чисто практическими целями: прививая вкус и интерес к спектаклям, митрополит осуществлял нравственно-воспитательную программу.
Показательно, что по свидетельству современников, проповеди Димитрия Ростовского этого периода становятся логичнее, короче, живее, общедоступнее, ярок и выразителен их язык. Театр Димитрия Ростовского — это не только действа, поставленные по пьесам Святителя, но и спектакли украинского и московско-ростовского театрального круга митрополита. Украинскому театральному кругу Димитрия принадлежит пьеса «Действие на страсти Христовы списанное». Московский театральный круг митрополита поставил в ноябре 1701 г. спектакль «Ужасная измена». Ростовскому театральному кругу принадлежит спектакль «Венец Димитрию» и, возможно, «Комедия об искуплении человека» (или «Ростовское действо»). Известные нам списки пьес свидетельствуют о влиянии театра Димитрия Ростовского на российский театр XVIII в.
За три столетия театр претерпел эволюцию как в положительном, так и в отрицательном смысле. С одной стороны, он обогатился новыми открытиями, с другой — часто обретал фривольные формы, далекие от духовности, что стало причиной настороженного отношения Церкви к театру, иногда доходящего до полного его отрицания.
Симптомы нездоровых тенденций в развитии театра отмечал еще Николай Гоголь. В “Петербургских записках” 1836 года он писал: “Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок, где, при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе показывается знакомый, прячущийся порок и, при тайном голосе всеобщего участия, выставляется знакомое, робко скрывающееся возвышенное чувство”.
Великие традиции православного по сути реалистического театра 19-го века были продолжены в ХХ веке МХАТом, Большим Драматическим театром Санкт-Петербурга и др. В то же время явились театры, которые в погоне за скандальной славой и прибылью выхолостили высокий духовный смысл театрального искусства, забыв, что невозможно служить одновременно Богу и Мамоне. Яркий пример — театр Виктюка.
В Социальной концепции Украинской Православной Церкви отмечается: «…человеческое творчество, воцерковляясь, возвращается к своим изначальным религиозным корням. Церковь помогает культуре переступить границы чисто земного дела: предлагая путь очищения сердца и сочетания с Творцом, она делает ее открытой для соработничества Богу. Светская культура способна быть носительницей благовестия».
Несмотря на продолжающиеся острые дискуссии об отношении к театру в среде духовенства, Церковь в последние десятилетия заметно повернулась лицом к театру, театр — лицом к церкви. Несколько эпизодов для примера. Блаженнейший Митрополит Владимир в конце 80-х годов прошлого века активно способствует рождению первого государственного духовного театра «Глас». В 2002 году в Кемерово проводится первый международный православный театральный фестиваль. В мае нынешнего года в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго состоялась премьера христианской эпопеи Иона Друце «Апостол Павел». Что это? «Лицедейство» прорывается в храм? Нет. Театр обретает свою первородную функцию, становится коридором Бога.
24.05.2004. КИЕВ. Русский духовный театр «Глас» (Москва) представил спектакль «Ревизор с развязкой»
Спектакль был показан на сцене Музыкального театра для детей и юношества в рамках фестиваля «Київ травневий». Руководители театра заслуженный деятель искусств России Никита Астахов и заслуженная артистка России Татьяна Белевич предложили оригинальную трактовку пьесы Н.В. Гоголя, соединив общеизвестную комедию «Ревизор» с более поздним драматическим фрагментом «Развязка «Ревизора». Коллектив сумел приоткрыть и донести до зрителя православную суть бессмертного произведения. Комедия Гоголя в его исполнении из привычной для многих бытовой пьесы превращается в раздумье об ответственности человека перед Богом и людьми.
Перед началом спектакля выступил духовный наставник труппы протоиерей Георгий Докукин. Он рассказал об истории театра и поблагодарил организаторов гастролей за приглашение и теплый прием. По окончании представления архиепископ Львовский и Галицкий Августин поблагодарил труппу и руководителей театра за мастерство и пожелал новых успехов в миссионерской деятельности во благо Православной Церкви. После небольшого перерыва состоялась встреча актеров со зрителями.
Духовный театр «Глас» создан по благословению и при участии Блаженнейшего Митрополита Владимира в 1989 году (тогда Блаженнейший Владыка занимал пост управделами Московской Патриархии). В репертуаре первого православного театрального коллектива России спектакли по произведениям Гоголя, Пушкина, Шукшина, Островского, о. Иоанна (Экономцева), постановки по мотивам святоотеческой литературы.
30.05.2004. КИЕВ. Блаженнейший Митрополит Владимир встретился с руководителями Русского духовного театра «Глас»
Предстоятель Украинской Православной Церкви принял художественного руководителя театра Никиту Астахова и директора театра заслуженную артистку России Татьяну Белевич в своей резиденции в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. Блаженнейший Владыка поблагодарил гостей театрального фестиваля «Київ травневий» за то, что они нашли возможность приехать в столицу Украины и познакомить киевлян со своим искусством, и выразил надежду, что такие визиты станут традиционными.
Н. Астахов и Т. Белевич рассказали Блаженнейшему Митрополиту о сегодняшнем дне и творческих планах коллектива, к рождению которого Его Блаженство имеет непосредственное отношение.
Диакон Андрей Кураев. Влияние массовой культуры на сознание молодежи