Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

22.04.2009. КИЕВ. Виктор Ющенко как Прометей нашего времени

Страсть нашей власти к театральным постановкам, равно как и стремление заниматься не своим делом не угасил даже экономический кризис. Ежегодно в канун Пасхи Христовой в столице в музее святой Софии проходит мистерия-буфф под названием «Президент раздает Благодатный огонь Украине». Цель акции – перетянуть традицию Православной Церкви на себя и предстать перед телекамерами в виде Прометея, дарующим народу иерусалимскую святыню. Что поделаешь, коли дарить больше нечего?
Разумеется, особую досаду у властьпредержащих вызывает Украинская Православная Церковь, которая вместе с благословением Иерусалимского Патриарха православным верующим, Украине и украинскому народу сама ежегодно доставляет Благодатный огонь в Киево-Печерскую Лавру, откуда его развозят по всем регионам, городам и весям Украины. Это несколько сбивает пафос президентской «раздачи», тем более, что из-за нашей бюрократической тягомотины, власть никогда не успевает за Церковью, и президентские дары на места доставляют уже в свинячий визг, ведь гермесы из наших чиновников, скажем откровенно, – никакие. К тому же сама доставка властью огня в Украину постоянно связана с различными казусами. Уже первый полет в чиновников за благодатным огнем на двух самолетах завершился скандалом: пресса обвинила власть в том, что самолеты оплатили чуть ли не криминальные авторитеты. На следующий год доставщики во главе с Петром Ющенко заблудились в ближневосточных странах (там, действительно, все так запутано с границами и аэродромами), и президенту с губернаторами с напряженной надеждой Ярославны пришлось вглядываться до самого утра в пасхальное небо. Дабы оправдать провал акции, президентская газета «Украина Молода», объявила, что УПЦ всегда успевает, поскольку фальсифицирует огонь в Борисполе при помощи зажигалки, а чиновники-подвижники везут истинный огонь, поэтому скорость у них черепашья. Опять грянул скандал, газете пришлось принести горячие извинения Лавре и Церкви за клевету. Когда в прошлом году власть объявила, что привезет в Украину не благодатный огонь, а «вифлеемский», все уже просто дружно посмеялись. Некоторые остряки предлагали привозить в Киев огонь «хоружевский» и не морочить никому голову.
Тем не менее, в этом году решили наступить на те же грабли. УПЦ, как водится, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, отправила в Иерусалим несколько делегаций, которые присутствовали на торжестве Схождения Благодатного огня в храме Воскресения Господня и с благословением Патриарха Иерусалимской Церкви доставили святыню в Киев, Одессу, Донецк и Харьков. В столице, в Лавре Благодатный огонь при огромном стечении верующих встречал сам Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Когда Владыка поднял лампаду над головами верующих, благословляя их, многие увидели над лампадой синее сияние в виде креста, что отметили и присутствующие журналисты. После этого Блаженнейший и лаврское духовенство раздали огонь верующим, которые развези его по своим храмам и епархиям.
Кстати, самолет с этим огнем из Израиля в Киев летел на час больше запланированного: ему не давали в Борисполе посадки, поскольку ждали самолет с огнем «президентским». Тем не менее Благодатный огонь в Лавре был раньше, чем в Софии, и православные многих храмов с ним начали пасхальные службы.
В 21-30 началась прямая трансляция раздачи Благодатного огня Виктором Ющенко из Софии Киевской. Комментатором, как водится, была униатка Кристина Стебельская с УТ-1, которая очень мало что в религии знает, еще меньше понимает, а из того, что понимает, умудряется добрую половину переврать. Из ее слов, которые правильно было бы назвать придыханиями, вообще невозможно было понять, кто Благодатный огонь дал и кто его привез. Известно, что чиновничью делегацию возглавляли Петр Ющенко с сыновьями и Иван Плющ. Кристина объявила, что ее принимал некий «самый высокий иерусалимский архиепископ» и даже водил на второй этаж дома, чтобы оглядеть город. Однако прямые трансляции по российским каналам свидетельствуют, что президентские посланники огонь получили вместе со всеми паломниками в храме Воскресения Господня, никакой православный иерарх ничего им не передавал. Непонятно, каким образом «украинской делегацией» оказался приход города Москвы во главе со старичком-священником. Ни батюшка, ни старушки-паломницы не могли этого толком объяснить, а только благодарили Петра Ющенко «за предоставленную возможность». Надо полагать, наши хитроумные одиссеи, прикрылись москвичами, чтобы в них не разоблачили униатов и филаретовцев и не повыгоняли из храма. Этим они сбили с толку и российские телеканалы, которые вели прямую трансляцию с праздника Схождения Благодатного огня. Комментаторы несколько раз говорили, что в храме находится многочисленные паломники из белокаменной, а камеры в подтверждение выхватывали колоритного, бородатого Ивана Плюща, который, действительно, в новом имидже больше походил на замоскворецкого купца, какого-нибудь Гордея Харитоныча Крутонравова, чем на бывшего члена ЦК КПУ, покровителя филаретовского раскола. Может, кстати, благодаря Плющу наша делегация не стала блуждать по окрестным странам в поисках аэродрома, а возвратилась в Киев в канун Пасхи. Цэковская закалка.
Президентская раздача огня началась с «молитвы», которую прочитал филаретовский баснописец Дмитрий Рудюк. Виктор Ющенко был с супругой и детьми. Стебельская заявила, что присутствуют высокие государственные лица и видные деятели культуры. Из «высоких лиц» не смогла назвать ни одного (потому что их там не было), а из культурных деятелей двоих – публициста Евгения Сверстюка, которого выгнали даже их автокефалистов, и фольклорную певицу Нину Матвиенко. Было объявлено, что огонь получат лидеры христианских конфессий. Их оказалось трое: глава униатов кардинал Любомир Гузар, уже упомянутый Д. Рудюк и кто-то из автокефалов без опознавательных знаков. Вроде, это был Мефодий Кулряков. Собственно говоря, огонь получали те, кому путь к православным святыням навсегда заказан, поскольку на Святой Земле их считают еретиками и святотатцами.
Затем огонь стали раздавать областным чиновникам, руководителям делегаций из регионов. Так как никто, включая комментатора понятия не имел, что это за люди и откуда, церемония вылилась в получасовую нудоту: под слепящим светом софитами чиновники на негнущихся ногах, с вытянутыми лицами и выпученными глазами под немотивированные щебетания Стебельской подходили со своими лампадками к двум молодым филаретовцам, которые эти лампадки и зажигали. Все боролись с зевотой. Слава Богу, лампадок оказалось всего 33, комментатор объявила, что теперь от лампадки президента огонь получат все желающие. Желающие, видимо, этого не знали, или вообще таковых не оказалось, посему на этом трансляцию и прекратили.
На протяжении субботнего дня мы могли видеть трансляции раздачи Благодатного огня Православной Церковью в разных городах и странах: Иерусалиме, Москве, Киеве. Сколько неподдельного восторга, радости, ликования, праздника в лицах, глазах, голосах нам были явлены! И какой мертвечиной тянет от всего, за что берется сто раз заклейменный со времен Гоголя наш чиновник. Прямо антирелигиозная пропаганда какая-то!
Тем не менее, раздав огонь, президент двинулся по «конфессиям», которые этот огонь получили. Во всем мире трансляция праздничных богослужений имеет благотворительную цель – чтобы инвалиды, больные и просто верующие, по каким-то причинам не имеющие возможности приобщиться к празднику, могли это сделать. И только у нас уже не первый год они превращены в пиар-акции власти, в пропаганду унии, расколов и всякого вранья. Кристина Стебельская сообщила, что задумка трансляции «из четырех главных храмов столицы» заключается в том, чтобы «пасхальной молитвой объединить все церкви Украины», и даже создать «единую поместную церковь». Чем бы еще у нас униаты в Украине занимались?
Каким-то странным образом прямые включения из главных храмов попадали на президента Украины и славословия ему. Может, он и является «общей молитвой»? Так об этом надо прямо и говорить. Один раз случайно при включении из Лавры камера выхватила В.Януковича и еще несколько десятков известных государственных и политических деятелей – и ни гу-гу. Демократия, однако. О каком-то адекватном отражении в трансляциях главного события – Пасхального богослужения – не могло быть и речи. Камеры вырывали части богослужений, иногда одни те же, зрители, и комментаторы (за исключением игумена Лонгина из Лавры) с трудом угадывали, что происходит, поэтому последнии засоряли эфир всякой белибердой об истории храмов, вышиванах и т.д. Словом, на телеэкране было все, кроме Пасхи.
В.Ющенко начал свой «марафон» с традиционного посещения отлученного от Церкви Михаила Денисенко (Филарета). Правда, также традиционно опоздал, поэтому филаретовцам пришлось задержать и «крестный ход» и само «воскресение Господне». Неожиданным стало появление во Владимирском соборе премьер-министра Юлии Тимошенко. Она всегда игнорировала подобные действа, но на дворе – год выборов, поэтому всякое появление на телеэкране не может быть лишним. Накануне Юлия Тимошенко выступила с пасхальным обращением, в котором подчеркнула победу света над тьмой, поэтому она была одета в светлые одежды, что контрастировало с темным костюмом президента. Комментировавший филаретовскую часть трансляций бывший парторг-искусствовед Дмитрий Степовик назвал все происходящие в соборе «концертом», подчеркнув, что в таком определении нет ничего зазорного, поскольку «мы должны славить Господа всеми видами искусства». Концертмейстером был, разумеется М.Денисенко, который тасовал концертную программу так, чтобы попасть со своим посланием в телеэфир, поскольку телевидение ныне является важнейшим из искусств. Однако что-то не сложилось, из-за опоздавшего президента не попал в хронометраж и послание читал не переоблачившись в софринские пасхальные облачения. Надо отметить, что концертные программы и двух последующих «конфессий» – униатов и автокефалов – тасовались и даже прерывались ради президента, чтобы гарант мог без лишнего шума услышать слова горячей благодарности и преданности.
Кстати, православные богослужения до евхаристического канона можно прерывать лишь в том случае, если кто-то из молящихся оказался при смерти, чтобы успеть его причастить. Священномученик Макарий, митрополит Киевский, не прервал его даже когда молящиеся разбежались, а татары ворвались в храм: принял смерть за богослужением. Впрочем, у нас ведь не богослужения, а концерты в исполнении раскольников и униатов. А Пасха лишь повод и на власть посмотреть и себя показать.
Комментируя происходящее, Кристина Стебельская объявила Владимирский собор «символом украинской независимости». Конечно, его строили три российских императора, а что же самодержцы могли возвести, как не символ украинской независимости? Степовик также ударился в какие-то мутные размышления о соборе. Поговорили о вышиванках, решили, что именно в них лучше ходить на Пасху. Степовик остался верен себе, воспев глуповатую оду анафематствованному М.Денисенко-Филарету, с которым, оказывается, они теперь вместе по зарубежам ездят. Видимо, проматывают прихваченные Филаретом и Евгенией Петровной деньги православных. «Невозможно представить, восклицал он, чтобы человек, тридцать лет служивший Московской Церкви, стал украинцем, начал переводить на украинский Священное писание!». По словам комментатора, Михаил Антонович теперь корпит над переводом с русского на украинский Синодального издания Библии, и занимается этим даже во время поездок с Степовиком. Хотя чему тут поражаться? Феномен «украинства» Филарета еще 18 лет назад объяснил Мстислав Скрипник: он просто спрятался «под украинскою хустыною», как и многие стукачи, чекисты, партократы, влючая и самого Степовика.
Вторым местом посещения президента и премьер-министра стал униатский Васильевский храм на Смирнова-Ласточкина. Это единственное, и будем надеяться, последнее строение, возведенное в Киеве по проекту униатки Ларисы Скорик, которая терпеть не могла православные купола-луковки и возвела их на подобие крыш пагод. Удивительно уродливое создание, что снаружи, что изнутри. Такого нет даже в униатской Галиции. Непонятно для чего вообще сюда, к горстке униатов тянут трансляцию, ведь есть собор св. Юра во Львове. Почему в него не «включится», коли решили порадовать православным праздником греко-католиков? А, впрочем, ведь туда президента быстро не доставишь, а какая без него Пасха в Украине?
Пока В. Ющенко с Ю. Тимошенко слушали славословия униатов, комментаторы стали мусолить тему возвращения унии в Киев. Оказывается, ее выгнали из Украины не казаки и украинский народ, а царская власть. И теперь вот они горят желанием резиденцию кардинала Гузара превратить в «патриарший собор» и создать в православной столице всемирный центр унии. Такие у нас греко-католики. То столетиями разоряли страну, массово казнили козаков, защитников православных святынь, проливали «море слез и крови», то с фашистами создавали карательные и эсэсовские дивизии, то громили православные храмы в Галиции уже в независимой Украине, теперь общей молитвой, «поместностью» и «возвращением» в Киев озаботились. Ручки-то от крови православных успели хоть отмыть? Вот нет на них, иезуитов, Тараса Шевченко и Тараса Бульбы! Иссякла сила козацкая!
После униатов, президент с премьер министром нагрянули к автокефалам в Андреевскую Церковь. Местный концерт Стебельская комментировала со «священником»-автокефалом. Первым делом Кристина удивилась одеждам местных «священнослужителей», мол, и ангел встречал мироносиц в белом, и в предыдущих храмах люди были в белом, а у вас тут все в красном таком! Автокефал объяснил, что в красном – «красивее». Вот как можно столько лет и комментировать, и паразитировать на православии, и не уяснить, что красный – пасхальный цвет, и священнослужители переоблачаются в красные одежды. Красоту и благолепие Анреевской, Кристина, как водится, объяснила трудами наших «гетманов», с чем трудно не согласиться, если, конечно, «нашими гетманами» считать царицу Елизавету Петровну. Вот нельзя запускать униатов в Киев, да еще давать им микрофон – они все переврут. Говорить о столичных храмах, не упоминая об их строителях и благоустроителях, это то же, что говорить о львовской унии, не упоминая Шептицкого.
Трансляция из Андреевской показала всю абсурдность государственной церковной политики. Но вот сколько было прихожан-автокефалов в храме на Пасху. 20, 30? С президентско-премьерской многоголовой свитой человек 60 наберется. Так для чего передавать и автокефалам и филаретовцам чужое имущество, храмы Украинской Православной Церкви? Чтобы было на чем паразитировать? Все — и униаты, и филаретовцы, и автокефалы — поместились на Пасху вместе со своими «патриархами» и «митрополитами» в храмах. И только в Лавре богослужение было на площади, под открытым небом, потому что нет такого храма, способного ввместит православных. А почему в родном городе они должны из центра ехать на Печерск? Ответ прост: в Софии – музей и президентские приемы, во Владимирском – анафема, в Андреевском – раскол.
В Андреевской В.Ющенко и Ю.Тимошенко приветствовал лидер автокефалов Мефодий Кудряков. Поблагодарив президента за дарованный огонь, и заверив в преданности власти, он отметил, что УАПЦ была и остается церковью казаков. Где он, любопытно, на своей Тернопольщине этих козаков видел? Ведь если бы они там появились, то унии бы «не чуть було». С предельной прямотой он изложил свое кредо: один народ, один язык, одна вера. Прямо, как в армии или на зоне. Где он только этому научился? Глаза президента благодарно увлажнились. Напутствуя высоких гостей лидер автокефалов напомнил им слова Христа (конечно, перевирая), что, взявшись за плуг не надо смотреть под ноги, а надо смотреть вперед. Стебельская тут же «богословски»-хлебопашески растолковала: если будешь смотреть под ноги, то борозда не будет прямой. На самом деле Христос говорит: «никто, возложивший руку на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия» (Лк. 9:62). Это, надо сказать, очень своевременно напоминание для нашей власти. Если мы будем продолжать только тем и заниматься, что перевирать и бороться со своим прошлым, то ничего не засеем для будущего и новых поколений, кроме тех же вранья и борьбы. Да и что вообще можно засеять, идя за плугом задом наперед?
Пройдя по всем кругам унии и расколов к трем часам ночи Виктор Андреевич и Юлия Тимошенко, усталые, но счастливые добрались до Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Здесь после Богослужения они поздравили Блаженнейшего Митрополита Владимира, но этого телезрители уже не увидели – телетрансляция завершилась.
Вот такой была пасхальная ночь в телеэфире.

Василий Анисимов