12.11.2008. ГЛУХОВ. Монастырь в плену
В одном из интервью Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир с печалью констатировал, что в Украине насчитывается более 300 храмов, монастырей, различных исторических церковных строений, и по сей день находящихся в распоряжении различных государственных структур. Некогда «экспроприированные» у Церкви гонителями-безбожниками, они все еще пребывают в плену государства и своим «функциональным назначением» остаются примерами надругательства над православными святынями.
Одним из таковых «объектов» является Харлампиев (Гамалеевский) монастырь, расположенный на севере Украины, недалеко от старинного исторического града Глухова, у самой границы с Россией. Несмотря на то, что этот уникальный памятник церковной архитектуры ХVІІІ столетия более полувека тому назад (1956 г.) обрел в советской Украине статус архитектурного ансамбля государственного значения, чиновники хрущевских времен решили передать его в 1962 году МВД Украинской ССР для размещения в нем мужской колонии для заключенных строгого режима (ШИК-66).
Удивительно, что современные политические радетели так называемого «національного духовного відродження» демократической Украины, коим доверено решать вопросы реституции церковной собственности, в процессе ходатайств Церкви о возврате Харлампиевого монастыря, даже не приняли во внимание тот факт, что этот архитектурный комплекс украинского барокко является еще родовой усыпальницей гетмана Ивана Скоропадского. И на его территории под асфальт и бетон попали захоронения многих смиренных молитвенников, «в иночестве жизнь свою проводивших».
Более того, на очередной запрос правящего архиерея архиепископа Глуховского и Конотопского Луки из Департамента Украины по вопросам отбывания наказаний пришло пространное ответствование, в коем была названа сумма в 56 миллионов гривен (более 10 млн. у.е.), как непременное условие, необходимое для перенесения исправительной колонии в другое место.
Священник протоиерей Максим Максименко, ведший до недавнего времени пастырскую деятельность с заключенными этого исправительного учреждения, неоднократно рассказывал на епархиальных конференциях, что на территории колонии сохранились, (хотя и пребывающие в запустении и медленном разрушении) два храма — в честь Рождества Богородицы и в честь священномученика Харлампия, построенные еще при Петре Первом в начале ХVІІІ века, а также другие церковные сооружения.
В храме святого мученника. Харалампия находится упомянутое захоронение гетмана Ивана Скоропадского и его семьи. Все остальные захоронения монастырского погоста на территории монастыря были срыты и залиты бетоном, сверху положен асфальт. Храм Рождества Богородицы перестроен под рабочие цеха, внутри разделен на три этажа и множество подсобных помещений. От вибрации работающих станков и другой техники храм и другие монастырские здания потихоньку рассыпаются и имеют весьма плачевный вид.
Свято-Харлампиевому собору повезло в том смысле, что в одном из пределов с разрешения администрации колонии оборудован тюремный храм и поэтому он находится в несколько лучшем состоянии, т.к. организованная община, состоящая из заключённых, своими силами поэтапно производит в нем ремонт. Тюремное служение Глуховского духовенства и Гамалеевского Харлампиевого монастыря заслуживает отдельного рассказа. Но следует отметить, что сами заключенные считают, что древнюю обитель необходимо срочно вызволить из тюремного плена. Только кто с их мнением считается?
Сергей Герук
12.11.2008. БАГДАД. Христиане Ирака готовы бойкотировать выборы в местные органы власти
12.11.2008. КІРОВОГРАД. Єпископ Пантелеімон взяв участь в закладці ювілейної алеї дендропарку