Анатолий Чорногор. Встречи в Византии
Анатолий Чорногор
10 октября в кафедральном храме Святого великомученика Георгия на Фанаре (Стамбул, Турция) кратким молебном открылась встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, посвященная двухтысячному юбилею святого апостола Павла, который предположительно родился около 8 года от Рождества Христова.
Накануне Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей рассказал о проблемах, которые будут обсуждаться на совещании. Он отметил необходимость предпринять определенные действия, «сознавая долг нашей Церкви перед Богом и Историей в эпоху, когда единое свидетельство Православия считается необходимым и ожидается всеми». В частности, планируется продвижение подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви, была отмечена и необходимость приведения в действие соглашения, достигнутого на Межправославной подготовительной комиссии Святого и Великого Собора 1993 года относительно разрешения нерешенного вопроса православной диаспоры.
Вселенский Патриарх высказал также мысль о необходимости усиления всеправославно согласованного участия Православной Церкви в проводимых богословских диалогах с неправославными. Также, по его словам, необходимо будет снова показать живой интерес полноты Православной Церкви к актуальной проблеме защиты окружающей среды и поддержать на всеправославном уровне соответствующую инициативу Вселенской Патриархии. Кроме того, планируется создать Межправославную комиссию для изучения возникающих сегодня вопросов по биоэтике, поскольку мир ожидает позицию Православия по отношению к ним.
Эти предложения вынесены на рассмотрение Предстоятелей Православных Церквей на Совещании, в ближайшие дни будет происходить обмен мнениями, и будут приняты конкретные решения, посредством которых на практике будет выражено единство Церкви.
«Именно это ожидает от нас общественность, наша паства и окружающий нас мир», – подытожил Вселенский Патриарх.
После молебна Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей выступил с обращением, в котором отметил непреходящее значение служения святого апостола Павла и его наследия в Церкви Христовой, а также затронул различные проблемы современного человечества и выразил пожелание более тесного сотрудничества Православных Поместных Церквей в общем свидетельстве миру. В частности, Патриарх осудил этнофилитический автокефализм.
«Мы должны откровенно признать, что иногда мы представляем картину неполного единства, будто мы не являемся одной Церковью, а некой конфедерацией или федерацией Церквей. Это происходит во многом благодаря институту автокефалии, характеризующему структуру Православной Церкви», сказал он.
Вселенский Патриарх напомнил о корнях данного явления: «Этот институт относится к древней Церкви, когда действовала так называемая «Пентархия» древних Апостольских кафедр: Римской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской, общение и «симфония» которых выражали единство Церкви во Вселенной. Эта Пентархия распалась после трагической Схизмы 1054 г., в начале между Римом и Константинополем, а затем между Римом и остальными Патриархатами. К оставшимся после Схизмы четырем Патриархатам присоединились с середины второго тысячелетия и до нашего времени другие автокефальные Церкви, и, таким образом, была сформирована сегодняшняя структура Православной Церкви».
Однако, как отметил Его Всесвятейшество, «если система Пентархии вытекала из уважения к апостольскому характеру и к особенностям традиций древних Патриархатов, а автокефалия Церквей из уважения к культурной идентичности народов, в новейшее время и под воздействием светского влияния в систему автокефалии проник дух этнофилетизма или, что еще хуже, этатизма. Таким образом, основой автокефалии уже является светское государство, пределы которого, как известно, не остаются стабильными, но зависят от исторической конъюнктуры».
Вселенский Патриарх констатировал, что «мы пришли к концепции о том, что Православие является федерацией национальных Церквей, которые нередко в своих взаимоотношениях отдают предпочтение национальным интересам» и, подобно Апостолу Павлу, задал вопрос: разделяется ли Православие? Рассмотрев, как предстает Православная Церковь перед неправославными («мы иногда представляемся разделенными в богословских диалогах и в других мероприятиях»), он резюмировал: «Нам необходимо большее единство, чтобы мы представлялись миру не как федерация Церквей, а как одна единая Церковь, которая, как и в древние века, готова оказать помощь и поддержку находящимся в затруднениях Церквам, когда бы ее об этом ни попросили».
Именно такой канонический порядок, когда координирующая роль Патриархии гарантирует единство Православной Церкви без ущерба или ущемления самостоятельности поместных автокефальных Церквей каким-либо вмешательством в их внутренние дела, когда каждая автокефальная Церковь не действует самостоятельно, а в координации с остальными Православными Церквами, был назван Вселенским Патриархом «здоровым смыслом института автокефалии».
«Если эта координация исчезнет или расслабится, тогда автокефалия превращается в «автокефализм», то есть становится фактором разделения, а не единства Православной Церкви», – отметил он.
В завершение выступления прозвучала мысль о том, что «мы призываемся содействовать любыми путями единству Православной Церкви, преодолевая всякого рода местническое или этнофилетическое искушение, чтобы мы действовали как единая Церковь, как единое, канонически организованное тело». «Осознание необходимости и нашего долга, чтобы мы представляли единое, канонически организованное тело, одну Церковь, способно гарантировать наше единство без всякого внешнего вмешательства», – подытожил Вселенский Патриарх.
На встрече председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл огласил заявление делегации Русской Православной Церкви. Он, в частности, сказал: «Апостол Павел более других послужил и делу единства Церкви, о чем так убедительно сказал сегодня Святейший Патриарх Варфоломей.
Сознавая важность и своевременность этой братской встречи Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, Русская Православная Церковь приняла решение участвовать в ней. И сегодня мы находимся здесь, несмотря на присутствие на данном собрании Преосвященного митрополита Стефана из Эстонии, представляющего церковное образование, которое не признано всеправославно в качестве автономной Церкви.
Наше участие в этой встрече не следует рассматривать как фактическое признание автономного статуса юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии. Подчеркиваем, что на данную встречу не следует ссылаться в будущем как на прецедент. Мы пошли по пути крайней икономии, распространяемой только и исключительно на данную встречу, будучи движимы сознанием необходимости всеправославно отметить важный для христианского мира юбилей 2000-летия святого апостола Павла, а также стремясь поддержать инициативу Святейшего Патриарха Константинопольского, пожелавшего использовать этот юбилей для достижения лучшей координации всеправославных усилий перед лицом проблем современного мира».
Текст заявления был распространен среди участников встречи. Многие делегации выразили поддержку позиции Русской Православной Церкви, в то же время высоко оценив факт согласия ее делегации принимать участие в совместной работе, несмотря на существующие противоречия.
В дальнейших выступлениях Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей высказывались многочисленные предложения по доработке проекта итогового документа встречи, ранее подготовленного специально созванной межправославной комиссией (Родос, 19 июня 2008 года). Как сообщалось ранее, в работе этой комиссии представители Русской Православной Церкви не смогли принять участие.
По предложению Святейшего Патриарха Варфоломея была сформирована редакционная комиссия по доработке документа, в которую вошли Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополиты Пергамский Иоанн и Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
11 октября для участия во встрече прибыл Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, которого сопровождали архиепископ Бориспольский Антоний, секретарь Предстоятеля УПЦ епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, руководитель ОВЦС УПЦ архимандрит Кирилл. Во второй половине дня в Стамбул прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В аэропорту Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали Блаженнейший Митрополит Владимир, митрополиты Сасимский Геннадий и Дарданелльский Никита (Константинопольский Патриархат), Посол России в Турции В.Е. Ивановский, генеральный консул России в Стамбуле А.И. Кривенко, генеральный консул Украины в Стамбуле В.М. Пузырко, заместитель губернатора Стамбула Мурат Коджабаш, а также представитель МИДа Турции.
Из аэропорта Его Святейшество направился в Константинопольскую Патриархию, где состоялась беседа со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем, после которой два Патриарха направились в Патриарший храм Святого великомученика Георгия Победоносца на заключительное заседание встречи, приуроченной к празднованию 2000-летнего юбилея святого апостола Павла. В начале заседания Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей вновь обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви со словами приветствия, отметив, в частности, что в скором времени – в феврале 2009 года – будет праздноваться 80-летие Святейшего Патриарха Алексия, и поздравил его с приближающимся юбилеем. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поблагодарил за приветствие и поздравление. В своем слове он также подчеркнул значение братского общения для сохранения единства Церкви Христовой перед лицом разделенного мира.
На заседании состоялся обмен мнениями по актуальным вопросам православного свидетельства в мире, были распространены документы, в частности обращение Блаженнейшего Митрополита Владимира к Константинопольскому Патриарху и предстоятелям других Поместных Церквей. В завершение заседания был оглашен и принят итоговый документ − Послание Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Предстоятели и представители автокефальных Православных Церквей поставили под ним свои подписи.
В тот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий принял участие в открытии симпозиума, посвященного святому апостолу Павлу. Симпозиум открыл в качестве модератора архиепископ Американский Димитрий (Константинопольский Патриархат). Затем с докладом выступил Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, который, в частности, отметил, что святого Павла по праву называют богословом единства. Однако подлинное единство Церкви, о котором говорил святой апостол, «может быть осуществлено только в диалоге и коллегиальности, а не путем навязывания всему миру какого-либо мнения или доктрины». После этого слово было предоставлено Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. В своем обращении Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «В первую очередь хочу поблагодарить Его Святейшество Патриарха Варфоломея за встречу Глав и представителей Поместных Православных Церквей и проводимый в связи с этой встречей симпозиум, приуроченный к году юбилея святого апостола Павла. С любовью приветствую представителей всего православного мира, прибывших в город святого царя Константина, дабы вновь засвидетельствовать миру единство Вселенской Церкви и воздать должную честь святому первоверховному апостолу.
Церковь по праву именует Божественного Павла «печатью и венцом апостолов… иже напоследок званный времен, тщанием же всех превзошед» (тропарь канона апостолу Павлу, песнь 7). Получив от Господа указание о благовестии, он обошёл с проповедью всю вселенную, в пути рассылая верным свои послания, которые, по словам Златоуста, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта. Сам Господь в видении апостолу Анании назвал Павла «избранным сосудом», призванным возвещать имя Иисуса Христа «перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9, 15). Эта боговдохновенная апостольская весть о имени Христовом преодолевает время и пространство. В силу своей сотериологической направленности во все периоды исторического бытия Церкви она всегда свежа, актуальна и насущно необходима человечеству, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Не составляет исключения и переживаемая нами эпоха с ее попытками поставить человека на место Бога, вытеснить религию из общественной жизни, оправдать грех, противопоставить идеи святости и свободы, навязать народам в качестве обязательных внерелигиозные ценности и языческую по сути идеологию потребления. Ответы на эти опасные вызовы современности в изобилии содержатся в неистощимой сокровищнице богословия святого апостола Павла, откуда мы можем и должны их извлекать и использовать в нашей пастырской деятельности.
Еще одним серьезным вызовом Церкви является проникновение в ее ограду духа мира сего, ведущее к внутренним разделениям, и, соответственно, ослаблению ее свидетельства миру. В третьем тысячелетии по Рождестве Христовом к нам вновь обращен вопрос апостола Павла: «Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1, 13) – и его же вдохновенный призыв к единению «в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1, 10). Тот же апостол говорит о разномыслиях, которым надлежит быть между нами (1 Кор. 11, 19). Несовпадения мнений по вопросам, не связанным с православным вероучением, действительно имеют место в межцерковных отношениях. Однако при наличии взаимной любви и они могут побудить нас к более глубокому осознанию и переживанию церковного единства.
От лица многонациональной Русской Православной Церкви, Церкви, прошедшей в ХХ столетии тернистым путем мученичества и исповедничества, призываем наших православных братьев во всем мире делать все для предотвращения разделений, «стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). Доброй поддержкой тому является наше литургическое общение, а также общение в молитвах и трудах на ниве богословских исследований, подобное нынешнему всеправославному форуму. От души молитвенно желаем его участникам благословенных успехов и помощи Божией, дабы вашими трудами прославлялось на земле имя Христово, к чему вдохновенно призывает нас святой апостол Павел: «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13, 15).
Я сердечно благодарю Его Святейшество за доклад. Он ввел нас в обсуждение и богословское осмысление того наследия, которое оставил нам святой апостол Павел. И я убежден, что симпозиум, посвященный жизни, учению, подвигу святого апостола Павла, даст нам многое для того, чтобы нам в нашем служении подражать его примеру».
На первом заседании симпозиума далее выступил кардинал Андреа Монтеземоло.
По завершении заседания в гостинице, где располагался Предстоятель Русской Православной Церкви, состоялись переговоры Его Святейшества со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Со стороны Константинопольского Патриархата в них приняли участие митрополиты Пергамский Иоанн, Галльский Эммануил и генеральный секретарь Священного Синода архимандрит Елпидифор (Ламбриниадис). Со стороны Русской Православной Церкви участвовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. Обсуждались вопросы двусторонних и общеправославных отношений.
12 октября 2008 года в Патриаршем соборе Святого Георгия Победоносца на Фанаре (Стамбул) Божественную литургию совершили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор, Блаженнейший Патриарх Антиохийский Игнатий, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, а также представители Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской и Польской Православных Церквей, принимавшие участие в завершившейся накануне встрече. Ектении, песнопения и возгласы звучали на различных языках, в том числе на церковнославянском. По чтении Евангелия было оглашено подписанное 11 октября Послание Предстоятелей Поместных Церквей.
После окончания богослужения в кабинете Святейшего Патриарха Варфоломея состоялась встреча Предстоятеля Константинопольского Патриархата со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Затем Предстоятели Поместных Православных Церквей посетили монастырь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Валукли (Стамбул), где поклонились святым мощам Константинопольских святителей и совершили молитву о упокоении погребенных в монастыре почивших Предстоятелей Константинопольской Церкви. Чин литии совершил Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним.
На последующей братской трапезе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился к Святейшему Патриарху Константинопольскому со словом благодарности, он подчеркнул важность состоявшейся встречи Предстоятелей и особенно евхаристического сослужения. Его Святейшество указал на особое значение церковного единства, к которому необходимо стремиться ради блага Вселенского Православия, с братской любовью и терпением преодолевая существующие разногласия и недоразумения. Святейший Патриарх заверил в том, что находясь в первопрестольном граде Москве, посещая монастыри и храмы Русской Православной Церкви, будет возносить сердечные молитвы о высоких паломниках, совершающих свой путь по стопам великого апостола Павла.
В международном аэропорту имени Ататюрка с Предстоятелем Русской Православной Церкви простился Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей. Святейшего Патриарха Алексия провожали архиереи Константинопольской Церкви и другие официальные лица.
Комментируя итоги встречи, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви протоиерей Николай Балашов отметил, что «Патриархия считает возможным проведение Великого Собора Восточной Православной Церкви». По его словам, « в Стамбуле были приняты решения, которые открыли возможность подготовки этого исторического события, которые с 1996 года зашли в тупик». Единственной проблемой организации Собора является вопрос о структуре созданной Константинопольским Патриархатом в Эстонии на канонической территории Русской Православной Церкви. На заседании был принят документ, согласно которому принимать участие в Соборе могут лишь признанные православные церкви. На Великом Соборе планируется сформировать общеправославный взгляд на проблемы современного мира. В частности на нем будет дана нравственная и духовная оценка мирового финансового кризиса. Также, согласно предполагаемой повестке дня, будет решен механизм о предоставлении автокефалии. По словам протоиерея Николая Балашова, сложные дискуссии будут касаться вопросов о диаспорах, о членах Церкви в странах, не являющихся исторической территорией какой-либо из Православных Церквей. Речь идет о Южной и Северной Америке, Австралии, а также о канонических территориях Римской Церкви до разделения 1054 года.
Подготовлено по материалам отечественных и зарубежных СМИ