Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Лариса Махина. Может ли доброе исходить от «Просвиты?»

МОЖЕТ ЛИ ЧТО ДОБРОЕ ИСХОДИТЬ ОТ «ПРОСВИТЫ»?
Не спасения, а гибели своей души ищете, пан Чепурный. Опомнитесь!

Лариса МАХИНА,

редактор газеты Черниговской епархии «Троїцький вісник»

Если откровенно, с болью думаешь: не повезло Черниговщине с председателем областной организации «Просвіта» Василием Чепурным. Неужели во всей области не нашлось более разумного, по-настоящему интеллигентного человека, способствующего созиданию, а не разрушению просвещения, в том числе и религиозного, в духе истинной православной веры.

Помню его рядовым корреспондентом черниговской газеты «Комсомольский гарт». Тогда он считал себя интернационалистом, был против национализма, готовился вступить в Компартию. Но с «перестройкой» перестроились взгляды Чепурного. Он стал врагом коммунистов, примкнул к раскольникам, крещенный в канонической Русской Православной Церкви, всячески порочит ее, предал и каноническую Украинскую Православную Церковь.

«Ні, в таку церкву шукати спасіння своєї душі я не піду!», — кричит в своей пасквильной статье «Чи стане москаль братом у Христі?», опубликованной 31 мая этого года в газете «Сіверщина». Невелика потеря такого отпавшего «православного». Не удивлюсь, если ему будет выгодно, станет «католиком», «мусульманином», кем угодно.

Говоря о нравственной чистоплотности, порядочности журналистов, определяющих лицо газет Черниговщины, председатель Черниговской облгосадминистрации Николай Петрович Бутко на встрече с редакторами газет сказал, что чепурными надо быть не только внешне, но и внутренне. Принял ли этот по-отечески мудрый совет Василий Чепурный?

Немало его нападок было на нашу Церковь, ее духовенство, даже на Антония, митрополита Черниговского и Нежинского. Мы терпели, не реагировали на его агрессию. Пусть Господь судит его. Но очередная злопыхательская, лживая статья, пропитанная ядом даже ко всему святому, «Чи стане москаль братом у Христі?» переполнила чашу нашего терпения. Такое невежество руководителю «Просвіти» трудно простить.

В наше смутное время стало модным фальсифицировать все — историю, литературу, даже религию. Распоясалась нечистая сила, пленит неверных. Слово «москаль» явно взято у великого украинского поэта Т. Г. Шевченко. Но не русских, даже не москвичей называл он «москалями», а царских солдат. Если бы Кобзарь воскрес, выпорол бы Чепурного за такое кощунственное сравнение. Кто, как не русские выкупили крепостного Тараса Шевченко из рабства, дали ему образование, раскрыли талант!

Подобными «ляпами» пестрит вся статья Чепурного. Он, «грішний мирянин», защищая раскольника Филарета, своим кривым перстом указывает… иерархам канонической, истинной Украинской Православной Церкви «на зневаження 34 правила апостольського», откуда выхватил лишь фразу: «Єпископам кожного народу належить знати першого між ними і визнавати його за голову…». Но он забыл продолжить ее: «Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие». Речь идет о соборности голоса Церкви, чего не признавал ныне раскольник, бывший Экзарх нашей Церкви Филарет. Он руководил авторитарными методами, рвался стать Патриархом Московским и всея Руси, но, Слава Богу, Господь не допустил.

В статье подтасовано и восьмое правило третьего Вселенского Собора. Ее автор словно не заметил предупреждения того же правила, явно касающегося псевдопатриарха церкви Киевского патриархата Михаила Денисенко: «…Святому и Вселенскому Собору угодно, чтобы всякая епархия сохранила в чистоте и без стеснения сначала принадлежавшие ей права, по обычаю издревле утвердившиеся… Аще же кто предложит постановление, противное тому, что ныне определено: угодно всему святому и Вселенскому Собору, да будет оно недействительно».

На подобных манипуляциях построена вся статья. Чепурный осмелился даже подвергнуть сомнению высказывание святого — преподобного Лаврентия Черниговского о необходимости единства России, Украины и Белоруссии: «КАК НЕЛЬЗЯ РАЗДЕЛИТЬ СВЯТУЮ ТРОИЦУ — ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА — ЭТО ЕДИН ГОСПОДЬ БОГ, ТАК НЕЛЬЗЯ РАДЕЛИТЬ РОССИЮ, УКРАИНУ И БЕЛОРУССИЮ — ЭТО ВМЕСТЕ СВЯТАЯ РУСЬ!» Автор статьи ссылается на то, что такое высказывание не найдено научными сотрудниками в каких-то архивах, что этого не слышала духовное чадо преподобного Лаврентия Черниговского — ныне игуменья Черниговского Елецкого монастыря матушка Амвросия. Но помилуйте, тогда она была Аннушкой Иваненко, подростком, работала в стройбригаде Черниговского Свято-Троицкого монастыря. Могла и не слышать об этом. Хочется напомнить еще предсказание этого святого о таких «чепурных»: «Тогда же лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католик, униат, украинцы-самосвяты и другие) и сильно ополчатся на Украине против Православной Русской Церкви, ее единства и соборности».

«А який злочин визнав за собою владика Філарет?» — наивно вопрошает автор статьи. Ответ прост: не добившись сана Патриарха Московского и всея Руси, Михаил Денисенко (Филарет) учинил раскол канонической, к тому времени уже Украинской Православной Церкви.

И с 200 соболями получилась осечка… Руководителю областной организации «Просвіта» надлежит знать историю точнее. В 1654 году Переяславская Рада провозгласила вхождение Украины в Московское царство. Вслед за народно-государственным объединением Южно-Западная Митрополия в 1686 году вошла в состав Московского Патриархата. Раскольнические идеологи твердят, что Москва за «три сорока» соболей и 200 рублей купила Украинскую Церковь. Это не отвечает действительности.

Митрополичью кафедру перенесли на Север сами украинцы еще в 14-м веке. В 16-м веке эта северная митрополия стала патриархатом, а в конце 17-го века, 8 ноября 1685 года, глава обескровленной католическим геноцидом Киевской митрополии Гедеон Четвертинский, прося защиты, принес присягу на подданство Московскому Патриархату. Это и было завершающим актом вхождения Украинского Православия в юрисдикцию Московского Патриархата.

Ну, а со Святителем Иоанном Златоустом Чепурный опростоволосился совсем. Этот святой выступал против раскольников, еретиков, лжеучений арианства, против распущенности, безнравственности духовенства, монахов, разоблачал язвы императорского двора. «Такая безумная роскошь непристойна христианам», — гневно писал он, постоянно стоя на страже Православия, защищая интересы народа, который горячо любил Святителя. Александрийский патриарх был его лютым врагом, строил козни, потакал и озлобленной за правду на Святителя императрице. За это Иоанна Златоуста низвергли в сане, издевались над ним, отправили в ссылку, где он мученически умер со словами: «СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!» Все клеветники были сурово наказаны Господом. Кощунственно сравнивать этого святого с раскольником Михаилом Денисенко.

Мы, православные, остро переживаем раскол в нашей истинной Украинской Православной Церкви, молимся за обманутых, за то, чтобы Господь вразумил их и вернул в лоно родной УПЦ. Что касается Чепурного, то спасения души ему надо искать в истинной, благодатной Украинской Православной Церкви, в которой крестился. ВРАЗУМИ ЕГО, Господи!