Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Петр Симоненко: «Харьковский Собор — это исторический факт, и к нему нужно относиться с глубочайшим уважением»

ПЕТР СИМОНЕНКО, ЛИДЕР КПУ, НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ УКРАИНЫ:
«Харьковский Собор — это исторический факт,
и к нему нужно относиться с глубочайшим уважением»

- Петр Николаевич, как сегодня Вы бы оценили значение Харьковского Собора, его роль в общественно-политической жизни Украины последнего десятилетия?

- Говоря о 10-летии Харьковского Собора, можно было бы предложить несколько основных направлений в его оценке. Первое- это то, что на разломе эпох православные епископы поступили смело, поступили так, как им велит сердце и осознание своего долга перед верующими людьми и Православием. Я убежден, что десять лет назад, принимая судьбоносные для Церкви решения, они прекрасно понимали, что в новых условиях политического устройства в государстве, где власть по-особому строит взаимоотношения между государством и Церковью, смотрит на Церковь с точки зрения обслуживания интересов власти, они могли попасть в немилость. Я считаю, что епископы поступили принципиально, и их позиция определила перспективу для Украины с точки зрения того, что значительно были снижены темпы негативных разрушительных общественно-политических и духовных тенденций, вызванных неконтролируемым распадом Советского Союза, жесточайшим социально-экономическим кризисом, невиданным ограблением трудящихся, деморализацией общественного сознания. В духовной сфере Харьковский собор стал той скалой, о которую разбились попытки политических авантюристов разделить Украину, и вокруг которой стали объединяться здоровые силы общества.
Во-вторых, мне кажется, Харьковский собор выполнил историческую миссию сохранения духовного родства наших всеславянских народов. Его участники, убежден, думали о будущем, они думали о том, на каких духовных основах будет проходить формирование самостоятельного государства. А тогда, при всей неопределенности, декларировались прозападные позиции, разрушающие тот духовный стержень нашего народа, о котором мы постоянно говорим и которым гордимся.
Третье. Мне представляется высочайшей степенью исторической ответственности за 1000-летнюю историю Церкви то, что благодаря Собору были сохранены духовные, культурные ценности, сформированные многими поколениями наших граждан. Украинская Православная Церковь проповедует и воспитывает самые добрые человеческие качества, и то, что связано с моралью и духовностью в нашем обществе. Я дорожу и отношусь с глубочайшим уважением к тем, кто сохраняет эти традиционные для нашего народа ценности. Они как раз и способствовали тому, что в то конфронтационное время не было ярко выраженной агрессии в обществе, хотя предпринимались попытки изменить этот культурно-исторический логотип, заложенный в гены каждого из нас предыдущей историей.
Важнейшим решением Собора было избрание Блаженнейшего Митрополита Владимира Предстоятелем Православной Церкви в Украине. Его Блаженство делал все, чтобы не отдать на поругание нашу Церковь, отцовскую, родную. И эти усилия требует огромного мужества. Потому что в условиях многообразия политических течений, различных мнений нужно было быть твердым, последовательным, тактичным. И он выполняет эту нелегкую миссию.
Я убежден в том, что Харьковский Собор — это исторический факт, и к нему нужно относиться с глубочайшим уважением.

- Почти год назад Ваша партия публично принесла извинения православным христианам и верующим других конфессий по поводу сталинских репрессий, что получило высокую оценку в Православной Церкви, и призвала верующих к сотрудничеству. Каковы перспективы этого сотрудничества сегодня?

- Мы, коммунисты, действительно, единственная партия на территории постсоветских государств, которая пошла на этот шаг. Хочу подчеркнуть, что это осознанный шаг, в соответствии с нашими позициями, убеждениями. Долгосрочная программа сотрудничества, которая базируется на самых главных общечеловеческих ценностях, которые отстаивает и Церковь, и мы. Ведь призыв к политическим партиям, общественным организациям к сотрудничеству во имя человека и народа звучит и в «Основах социальной концепции», принятой Православной Церковью в 2000 году. Конечно, формы политической работы у партии другие, но у нас совпадают и цели, и задачи. Идея социальной справедливости, право человека на достойную жизнь, труд и его достойную оплату, стремление отстоять нравственные семейные ценности, душу человеческую от разрушительных аморальных притязаний масс-культуры, создать условия для творческой реализации всякой личности, дать спокойствие, накормить, обогреть, одеть обездоленного и немощного, сохранить все самое доброе в человеке, народе, его тысячелетней культуре — это огромное поле для сотрудничества и верующих и неверующих людей. Это наша долгосрочная программа. Что касается практических мер. Мы знаем проблемы Православной Церкви. Готовы согласовывать вопросы по законодательному обеспечению ее деятельности, чтобы совершенствовать законодательство, не ограничивать, а, наоборот, расширять возможности Церкви в ее социальном служении, в сотрудничестве с государственными и политическими структурами, причем на равных, без принуждения выполнять ту роль, которая на сегодня выгодна власти. Власть меняется, а Церковь вечна. Поэтому нельзя допустить, чтобы с приходом одного или другого представителя на высшую государственную должность менялась политика в отношении Церкви, а поэтому нужно законодательно закрепить возможность нормально функционировать и развиваться ее благотворительным, просветительским, информационным структурам. Сюда же относится и проблема предоставления Церкви статуса юридического лица. Мы готовы поддержать это предложение, понимая, что в данном случае будет меньше возможности вмешиваться представителям власти во внутренние дела Церкви. Нас особо беспокоит и то, как проходит начатый еще в 1988 году процесс возвращения Православной Церкви ее храмов и имущества. Мы считаем недопустимым, что из этого власть устраивает политические торги, храмы передаются организациям, которые никаких прав- ни юридических, ни моральных- на них не имеют. Хочу еще раз подтвердить нашу позицию: мы готовы конструктивно сотрудничать по защите собственности Церкви и прав верующих.
Один из вопросов, который сегодня используется для обострения ситуации в религиозной жизни — проблема присутствия нашей Украинской Православной Церкви в западных областях. Здесь она подвергается дискриминации и откровенным преследованиям. Червоноград тому подтверждение. Вот здесь, я считаю, мы должны проводить агрессивно политику по отстаиванию прав верующих. Я убежден, что какие бы проблемы мы сегодня ни обсуждали, какими бы они ни были острыми, мы, политики, не можем быть в стороне, потому что верующие — это граждане нашей страны, а мы не только должны отвечать за членов наших партий, мы должны предлагать всему обществу и любому гражданину решение этих проблем. Мы должны активней проводить политику защиты прав людей.

- Недавно Вы заявили о необходимости преподавания основ православной культуры в школе…

- Вы видите, какой идет вал по телевидению и в печатных СМИ псевдокультурных ценностей, чуждых нашему менталитету и нашим традициям. Так легче приобщить человека к сектантству, плодящемуся в Украине. А где подрастающему поколению узнать о своем, родном и близком? Мы за традиционные, исторические конфессии. Я думаю, что это должен быть факультативный курс, рассказывающий об истории, архитектуре, письменности, музыке, иконописи, которая не только отражена в наших культурных памятниках, но и зачастую создавалась в монастырях. Представители власти тормозят процесс преподавания в школе основ православной культуры. Они боятся, что если в процессе этого курса раскрыть все то, что связано с нашей историей, станет очевидным, что нынешняя позиция и деятельность представителей власти неадекватна этой истории. А мы сторонники, и готовы этот курс поддержать.

- Находит ли Ваша позиция поддержку среди православных верующих и духовенства?

- У меня было много встреч и с верующими, и со священниками, и с епископами. У Церкви много проблем и на центральном, и на региональном, и на местном уровнях. Мы всегда пытаемся помочь и словом, и делом в их разрешении. К сожалению, в предыдущие годы моей деятельности мне не приходилось встречаться с духовными руководителями такого уровня, как Блаженнейший Митрополит Владимир или Святейший Патриарх Алексий. И те встречи, которые состоялись в прошлом и нынешнем годах, дали большую пищу для размышлений и понимания многих общественных и духовных проблем. Беседы с Его Блаженством для меня были важны и как для политика, и как для человека. Блаженнейший Митрополит Владимир -высокообразованный, тактичный, взвешенный человек, который глубоко понимает и переживает за страну, народ, Церковь. Появляется оживление и радость, когда беседуешь с человеком, открытым и искренним. Со своей стороны я сделаю все возможное, чтобы наши отношения постоянно улучшались, мне они дороги, понятны, близки.
Сегодня, в десятилетний юбилей избрания Митрополита Владимира Предстоятелем Украинской Православной Церкви, я хотел бы пожелать Его Блаженству здоровья, долгих и плодотворных лет жизни и успешного осуществления той поистине высокой миссии, которая претворяется его трудами на благо Церкви, верующих и всего народа Украины.