Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

02.11.2007. ПОЛТАВА. В Димитриевскую субботу совершатся панихиды по усопшим воинам

Святая Православная Церковь ежедневно возносит молитвы о всех прежде почивших отцах и братиях наших. Но есть дни, когда надлежит особо помянуть всех от века благочестно скончавшихся, и особенно воинов, на поле брани убиенных. С XIV века православные совершают поминовение по усопшим в субботу накануне 8 ноября — дня памяти святого Димитрия Солунского. Впервые эта панихида была совершена в присутствии князя Дмитрия Донского в Троицком монастыре 20 октября 1380 г. преподобным Сергием Радонежским в честь и память воинов, убиенных на Куликовом поле.
«Ударила слава к железным воротам, к Риму и к Кафе по морю, и к Тырнову, и оттуда к Царьграду на похвалу: Русь великая одолела Мамая на поле Куликовом», — говорят летописи о победе в Куликовской битве. Значение этой великой победы поистине огромно. Именно битва на Куликовом поле стала первым в истории ярким проявлением единства русских людей, осознания ими своей духовной и национальной общности. Эта дата считается долгожданным началом освобождения русского народа от монголо-татарского ига. Но велика была и цена, заплаченная за эту победу. Более кровопролитной битвы история того времени не знала. Разные историки склоняются к различным цифрам потерь, но очевидно одно: потери Русского войска были более 100 тысяч человек, огромное по тем временам число. Великий князь распорядился хоронить тела убитых русских здесь же на поле, а чтобы русские люди не забыли великого подвига предков, по благословению преподобного Сергия, князь Димитрий Иоаннович Донской постановил поминать всех погибших на Куликовом поле в субботу, предшествующую дню памяти святого Димитрия Солунского, своего небесного покровителя.
Память о павших воинах особенно трепетно почиталась на Руси. Весьма показательно, что в XVII веке при государственной монополии на производство алкоголя, помимо крестин и свадеб, крестьянам только четыре раза в год дозволялось самим варить пиво, брагу и мед для домашнего питья: в Великий день (Пасху), на масленицу, на Рождество Христово и Димитриевскую субботу. Так этот день был особенно выделен в народной жизни наряду с Великими праздниками.
Со временем память о павших в Куликовской битве переросла в поминовение всех воинов, в разное время сложивших голову за Отечество. В начале ХХ века это почитание было закреплено законодательно. Державной Волею Государя Императора Николая II 22-го августа 1903 г. приказано было в войсковых частях и заведениях Военного Ведомства, имеющих священников, совершать в Димитриевскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за Веру, Царя и Отечество на поле брани живот свой положившим». В Димитриевскую субботу вся русская военная сила жила одним чувством: она славила и вспоминала тех, кто отдал на алтарь любви к Отечеству драгоценный дар Божий — свою жизнь. Ни пространство, ни время не могут изгладить память о тех, кто «душу положил за други своя».
Бог не есть Бог мертвых, Он Бог живых, и у Бога все живы. Мы верим, что те, кто отсюда, из временной жизни, уходит — к Богу уходит. Древние христиане смерть называли Днем рождения в жизнь вечную, и Святая Церковь смерть называет успением, преставлением, исходом, выражая мысль, что человек из этой временной жизни просто переходит в другую — вечную жизнь.
Не у каждого из умерших была возможность принять церковное напутствие через исповедь и приобщение Святых Христовых Тайн. Сколько людей убито на поле брани, пропало без вести, утонуло в воде, сгорело в огне, погибло от холода и голода, хищных зверей и злых людей. Многих из них некому вспомнить, некому возопить к Господу об их участи. Нет человека, который, живя на земле, не согрешил, и они согрешали. Потому Церковь от имени усопших обращается к нам, живущим, с просьбой помочь им, помянуть ради Царствия Небесного. Имена их часто неизвестны, но Богу ведомы. И просим мы человеколюбивого Бога: «приими их, как лучшую часть, что отдали Тебе, и пошли им вечную жизнь без печали и скорби в радости бессмертной».

Мгарский колокол