Протоиерей Дмитрий Смирнов. Церковная миссия в вооруженных силах
Церковная миссия в вооруженных силах
Протоиерей Дмитрий Смирнов,
председатель синодального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Российской Федерации
На сегодняшний день мы имеем очень большое количество проблем и в Украине, и в России в деле церковной миссии среди людей в погонах. Одна из самых главных проблем – проблема т.н. «висящих храмов», которая присуща как для России, так и для Православной Церкви в Украине. Сотни храмов, находясь в военных частях, не имеют никакого статуса, кроме церковного. Туда назначается настоятель. Но по ходу возникают различные бытовые, финансовые, организационные проблемы, как, например: «кто будет платить за электричество?». Храм стоит на территории части, принадлежит министерству обороны, но часто военные отказываются содержать его, говоря, что храм принадлежит верующим. Это сложные вопросы, и даже в Церкви, которая имеет довольно сильный и опытный юридический аппарат, часто не в силах их решить.
Для украинского государства эта проблема усугубляется существованием многих расколов, которые своими действованиями мешают канонической Украинской Православной Церкви помочь людям увидеть свет в конце туннеля богоборческого времени и своим упорством не дают ясно понять, когда они уврачуются. Это в первую очередь должно понять государство, которое и стало инициатором появления раскола и сейчас зачастую своими действованиями не дает Церкви залечить эти глубокие раны на теле Христовом. Государство не хочет учитывать имеющиеся печальные примеры в нашей истории, которая показывает нам, что все расколы во Вселенском Православии на протяжении двух тысяч лет происходили только при поддержке государственных структур. Пример этому – «живоцерковный» раскол, бывший в 20-х годах прошлого столетья, который спровоцировало ОГПУ. Не было бы ОГПУ – не было бы раскола. Церковь сама может себя уврачевать. Подобная ситуация и с УПЦ-КП. Не было бы действий первого президента Украины Леонида Кравчука – не было бы «филаретовского» раскола. Кравчук не понимает церковной канонники, не знает, какую боль он принес всему церковному телу украинского народа.
Неразбериха есть и в области юридических оформлений церковно-государственных отношений. Но нужно и необходимо работать с депутатским корпусом в разных вопросах отношений Церкви и государства, и, в частности, в вопросе окормления Церковью военнослужащих. В Украине и России мы постоянно слышим от государственных мужей слова о необходимости «повышения духовности, поднятия духовности», как будто это какая-то штанга, которую надо все время поднимать. Но еще ни один из них не сказал, что такое духовность и как ее поднимать. А когда поднимается вопрос о введении в школах предмета «основы православной культуры», который бы этому способствовал, все почему-то отнекиваются. А ведь основы православной культуры – это как раз и есть одна из малых возможностей христианского просвещения среди подрастающего поколения, и в армии в том числе. Кто должен это делать? Безусловно, что образованные священники и миряне. Кто должен способствовать этому просвещению? Конечно, государственная власть.
Слово «просвещение» само по себе является церковным термином. И метод просвещения – это в первую очередь Христов свет, который просвещает всех. Поэтому носителем Христовой истины являются учителя церковные, которые должны этот свет истины нести людям и рассказывать, что такое «хорошо», а что «плохо». Возрождать духовность можно только одним способом: надо просвещать, причем просвещать людей молодых, а значит, студентов, членов молодых семей, а в нашем случае военнослужащих. Сейчас нам снова надо катехизировать и крестить нашу Русь. Опять надо все начинать сначала, потому что наш народ был оторван от Церкви и многого сейчас просто не понимает. Для нашего воина стал непонятен истинный смысл таких понятий, как патриотизм, любовь к Родине, честь, положить свою жизнь за свое государство и веру. И вот эту многолетнюю изоляцию от церковного учения можно доказать на простом толковании понятия «светскости государства». Если спросить нашего политического деятеля, то он толкует эти слова как «атеистическое государство». А если привести пример присутствия Церкви в армии стран Европы и мира, нам просто отвечают, что «у нас же светское государство». В этом и есть явное противоречие. К примеру, Турция, США и другие страны мира тоже по своей сути являются светскими государствами, но это не мешает им иметь военных капелланов. Во Франции при всем том, что действующее законодательство запрещает употреблять в армии слово Бог, это не мешает ей иметь у себя такой институт, как институт военных священников. Опять же, говорят, что большинство стран постсоветского простора являются многоконфессиональными странами. Я, например, этого не вижу. На последних военных учениях в России, которые состоялись в Приволжье, духовное окормление армейцев несли восемнадцать православных священников и три мусульманских муллы. Где здесь многоконфессиональность? Кроме этого, у нас ведь официально четыре конфессии. Та же ситуация прослеживается и в Украине, и все многообразие имеющихся сект по своему существу не может претендовать на наименование конфессиями, так как они являются суррогатом нескольких традиционных конфессий, какой-то смесью их религиозных доктрин. По сегодняшнему уставу ЮНЕСКО, если в государстве 60% населения исповедует одну религию, то это моноконфессиональное государство. На территории России и Украины подавляющее большинство исповедует христианство, но почему-то говорят, что мы многоконфессиональные государства.
Какая забота должна быть у православного священника в среде силовых структур? Только одна – возрождение чувства патриотизма и долга по отношению к родному государству. В этом мы сходимся с любым государственным деятелем. Надо показать, а не изобретать или привозить какое-то религиозное учение. У нас есть своя природная религия, ставшая культурообразующим фактором наших народов, за которую в свое время воевали и умирали русские воины времен Киевской Руси, не думая о деньгах или чем-нибудь другом. Вот этот постулат надо развивать и доносить до наших военнослужащих.
Что такое армия? Это самая здоровая психически и физически часть общества. Почему? Туда можно попасть, лишь пройдя определенную медкомиссию. Армия – это и самая образованная часть общества, потому что количество людей с двумя высшими образованиями там выше, чем в другом каком-либо общественном сословии. Поэтому нужно донести до членов этого сословия основы христианской жизни.
Духовенство является хранителем культуры народа и его самоидентичности. Приведем яркий пример необходимости Церкви и духовенства в наших странах. Самый умный народ в мире – это население Израиля. У него самый большой процент в мире людей с высшим образованием. В чем секрет сохранения его от ассимиляции с арабским миром? Государство Израиль людей, изучающих Торру, другими словами, людей культа полностью содержит и охраняет, в том числе и их детей. Именно они сохраняют самоидентичность этого государства. Если их не будет, то евреев как народа больше не будет, и они это осознают. В этом смысле можно сказать, что если Православной Церкви не будет, то украинец перестанет быть украинцем, россиянин – россиянином и т.д. Об этом даже известные писатели говорили. Например, Достоевский русского человека без веры называл проходимцем.
Без религиозной мотивации и верующего воина мы получаем не армию, а простой, немотивированный сбор людей. Подобная ситуация была в эпоху СССР. Коммунистическая мотивация по-своему тоже была религиозна. Коммунизм – это была вера в светлое будущее человечества, и люди верили в это и отдавали свою жизнь за данную идеологию. Но со временем люди поняли, что это все ложно, и поэтому все так быстро рухнуло.
Пройдет немного времени, и наша православная миссия обязательно принесет успех и качественные плоды. А сегодняшняя главная цель для капеллана – это просвещение и воцерковление людей, носящих погоны.
Подготовил Анатолий Чорногор
Олександр Васильев. Аскетизм як результат паломницької діяльності в Києво-Печерській Лаврі