Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

МОСКВА. ОВЦС Русской Православной Церкви опубликовал Последний диалог Макария Великого

Г. Алферов, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, член Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью

В 2021 году насельники монастыря Преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне (Коптская Церковь, Египет) совершили выдающееся открытие. В ходе изучения и оцифровки хранящихся в монастырской библиотеке манускриптов были выявлены две древние рукописи на коптском языке, которые отныне официально значатся в библиотечном каталоге обители как «Рукопись № 383» и «Рукопись № 384».

Это две части единого текстового произведения, написанные около 1630 лет назад, что практически совпадает с 391 годом – по преданию, временем преставления первого игумена обители и одного из основателей египетского монашества – преподобного Макария Великого.

Текстологический анализ, выполненный при участии специалистов Института коптских исследований в Каире, показал, что эти рукописи не что иное, как последнее прижизненное духовное наставление преподобного Макария, записанное его учениками. Именно поэтому текст получил название «Последний диалог преподобного Макария Великого», что в данном контексте означает беседу, обращение святого к своим ученикам.

По благословению Патриарха Коптского Тавадроса II в рамках деятельности Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью был выполнен перевод обретенного памятника на русский язык с последующим литературным редактированием. Это первое издание данного сочинения.

Экземпляры первоначального и ограниченного на сегодня тиража книги были доставлены в Россию делегацией игуменов и насельников монастырей Коптской Церкви 23 августа – 1 сентября 2021 года.

Публикуемое ниже произведение, являющееся по сути кратким изложением основ благочестивой жизни христианина, поражает простотой и одновременно глубиной мысли, содержит никогда не утрачивающие своей актуальности духовные советы и, несомненно, представляет живой интерес для широкого круга читателей.

Последний диалог преподобного Макария Великого

Однажды старцы горы [1] Нитрийской пригласили преподобного Макария к себе: «Посети нас, мы хотим видеть тебя прежде, чем отойдешь ко Господу». Когда он пришел, собралась вся братия. И просили его монахи: «Скажи нам слово, отче».

И он сказал: «О дети мои возлюбленные, воздадим славу святым. Мы должны ревновать о подвиге святых, об их образе жизни, о том, как они удостоились блаженства в Царстве Небесном. Потому что они не купили это за деньги, но, как мы понимаем, подражали подвигу предшествовавших им святых. Они приобрели нестяжание, смирение души, сокрушенное сердце в молитве, любовь ко всем людям и страх Божий, который никогда не покидал их сердца, и этим они изгоняли гнев. Это добродетели души.

Они отвергли все похоти телесные, были голодны и испытывали жажду, не услаждались ничем мирским. В подвиге этом они стяжали славу и приняли венец Царства Небесного. Они оставили все похоти своих сердец ради Господа, и взяли крест, и последовали за Ним, и ничто иное не отделяло их от любви Его.

Мы не имеем такой совершенной и полной любви к Богу, как у наших святых отцов.Тех, кто искренне любит Бога чистой любовью, не содержащей обмана или лицемерия, ничто не отделяет от любви Божией – ни дети, ни жена, ни брат, ни семья, ни золото, ни власть. Как Авраам, искренне любивший Бога, не пощадил сына своего Исаака, когда Он повелел ему принести того в жертву, но послушал Его и сделал то, что было ему повелено. И как святые мученики, которые предпочли любовь к Богу временной жизни и терпеливо переносили страдания, проливая свою кровь. Из-за любви к Богу, которую они имели, исполнили они слова апостола Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35, 38 – 39).

Дети мои, теперь это неотъемлемая часть и нашей жизни. Презрев любовь к миру и служение ему и последовав за Господом Иисусом Христом, мы должны возлюбить Его более, чем наших родителей, братьев, детей и всех остальных, дабы исполнить заповеди и держаться добродетелей, подражая благочестию святых.

Дети мои, бегите от греха и будьте терпеливы до смерти, соблюдая заповеди Господни. Не принимайте наущения врага [рода человеческого], сподвигающего вас к нарушению воли Божией, какою бы малою заповедь ни была. Ибо нарушение любой из них вызывает гнев Божий.

Хочу я, чтобы вы, дети мои, были всегда храмами живущего в вас Бога (ср. 1 Кор. 6, 19). Чтобы вы всегда любили ближнего, и среди вас да не будет никого, кто имел бы зло и ненависть против брата, потому что сердце, созерцающее зло и ненависть, не может быть вместилищем Бога. Вы знаете, что, если вы любите друг друга, тогда и Бог будет пребывать с вами (ср. Ин. 13, 35). Любите же друг друга, дабы вы могли приобрести для себя все достоинства других добродетелей вашего монашеского звания во все дни вашей жизни.

Удалите с лица своего пелену тьмы, которая мешает вам узреть сладость [жизни со Христом]. Имейте любовь к ближнему и познайте достоинство этой добродетели. Послушайте апостола Павла, как он говорит вам, что «вы – храм Бога живого» (2 Кор. 6, 16). Да храните это в сердцах ваших и не осуждайте

ближнего, не огорчайте его, дабы не прогневать живущего в нем Бога. Потому что всякая честь, которой человек почитает брата своего, – это честь, которую он приносит Христу, и да будет слава Ему!

Точно так же почитайте бедного и терпящего всякую нужду, ибо учит Он: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Прошу вас – бегите от сеющих раздор и осуждения, приносящие погибель вашей душе. Душа, не принимающая раздора,

отрицающая сребролюбие и отвергающая похоти мирские, сияет, словно солнце, ибо становится свободною от греха. Если же одолевают ее похоти стремлениями осуждать, сеять раздоры, впадать в зависть и любостяжание и творить прочие злые дела, тогда отступает благодать.

Вы знаете, что если мудрый человек однажды упадет в яму, то будет делать все возможное, чтобы не упасть в нее снова. Знаете и то, что как змий был сосудом для действия вражьего и чрез него Адам пал и вкусил смерть, так и злые дела – врата вражьи, от которых гибнет душа подвизающегося. Потому должно блюсти себя, чтобы не стать вместилищем сатаны.

Дети мои, берегите ваши уши, чтобы сердца ваши оставались чистыми, и бегайте любой нечистоты, ибо много ныне волков, жаждущих сгубить невинных овец.

И если кто-то из вас совершил ошибку и ранил сердце брата своего словом или посеял раздор, то должен он немедля покаяться и впредь к тому не возвращаться, чтобы не разжигать огонь [страсти]. И если кто услышал осуждение на одного из братьев своих, то должен он оправдать его, чтобы мир и любовь были между вами, а слова Спасителя нашего произвели бы в вас добрые плоды. Блаженны миротворцы, ибо они сыны Бога Всевышнего (ср. Мф. 5, 9).

И то знайте, дети мои, что воистину в сердце человека есть Божественная тайна. Когда сердце нечисто и нечисты намерения его по отношению к ближнему своему, то сердце чувствует эту нечистоту, как бы сильно она ни была сокрыта.

Точно так же и любовь. Если сердце брата вашего любит вас, вы чувствуете это, равно как и чувствуете вашу к нему ответную любовь. Итак, будьте душою чутки и сердцем чисты.

Если кто смущается словами брата своего и не проверяет, истинны они или ложны, то ему не должно скрывать это смущение в своем сердце, а тем паче говорить ему добрые слова, внутренне затаив на него злобу. Нечистое сердце порождает ожесточенную ненависть и гневает Бога. Потому, если слышит человек слова брата своего, смущающие его сердце, то должен он тотчас же сделать ему замечание за эти его слова. Ибо если человек так не поступает, в нем постепенно зарождается ненависть, приводящая к смерти – и в нынешней жизни, и в веке грядущем.

Дети мои, всякий претерпевающий скорби, но не принимающий их и не смиряющийся с ними, погибнет [для жизни вечной]. Мучения постигнут его, и станет он озлобленным, печальным, унылым и беспокойным. Делание духовное подобно царскому пути, который денно и нощно охраняют стражи. Кто избирает этот путь и держится его неуклонно, тот пребудет в безопасности. Кто же нерадив, самолюбив и не имеет послушания, тот выбрал себе трудный и утомительный путь. Всякий, кто следует им, утомится и может погибнуть, ибо стерегут его разбойники. Потому, кто отступил от царского пути, впав в искушение, – да подымется и исправится. Для того же, кто отверг царский путь и своевольно избрал иной, нет ни оправдания, ни врачевания.

От всего сердца прошу вас – «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26). Ни один из вас да не отойдет ко сну, держа зло на брата своего в сердце своем. Ибо что, если настигнет его в эту ночь смерть? Он отойдет ко

Господу с оскверненным сердцем и нечистыми мыслями, потеряет все свои труды, мир [душевный] и будущую жизнь [со Христом].

Дети мои, желаю вам умножить служение святым [2] и больным, делать им больше добра. Знайте, что любой подвиг каждого из вас вменится ему во благо, будь то служение, молитва, поклоны, слезы или пост. Даже одно слово, которое человек произносит с любовью о Боге, или всякое проявление добродетели – все это на благо вам. Не бойтесь, дети мои, ибо Спаситель наш ни в чем не хочет нам зла, и каждое наше благодеяние откроется Ему, когда придет час душе нашей разлучиться с телом.

Возлюбленные, не тем уподобляйтесь, кто ест, пьет и спит без меры, но тем, кто трудится и все смиренно принимает ради Господа. Потому исполняйте положенные вам дела с усердием и любите трудности. Усталость телесная да будет для вас радостной и утешительной. Не печальтесь ею и трудитесь не по принуждению, но по доброму изволению.

Желающий подвига да стремится к нему с радостным сердцем, без лености. Благословен тот, кто всегда трудится с радостью в сердце, ибо открываются ему двери райские.

Подчиняющийся же слабости тела со временем становится чуждым всякому из начатков добродетелей, уготованных искренне подвизающимся. Сомневающийся в воскресении [всеобщем] не способен принять небесные дары, не имея в себе ничего, кроме печали и бесконечного мрака.

Какая польза человеку, если он на короткое время найдет утешение в этом мире едой, питьем и чрезмерной роскошью, а затем погибнет в вечных муках? (см. Лк. 12, 16 – 21).

Тот, кто приобретает одну добродетель и оставляет другую, подобен человеку, который, взяв наполненный маслом сосуд и пренебрегши дырой в нем, [ночью] отправился в путь [3]. Цель пути осталась для него недостижима, ибо не осталось вскоре в сосуде масла. Так же и всякий соблюдающий одну заповедь, но отвергающий остальные, трудится напрасно.

Храните бдительность, чтобы не настигла вас леность. И не соблазняйтесь ложными мечтаниями, чтобы не уподобиться тому, кто подает милостыню и, будучи ленивым, верит, что тем уже свободен от исполнения других заповедей. Или тому, кто думает, что будет спасен лишь от того, что накормил кого-то, оказал кому-то гостеприимство, навестил болящего или заключенного в темнице, но притом оставил все иные заповеди. Или же тому, кто днем и ночью молится, в то время как не имеет любви, милосердия и преступает прочие заповеди. Не будьте и как тот, кто непрестанно постится и лишает себя всех земных благ, не упражняясь в других заповедях. Или как тот, кто только по лености словно стремится к воздержанию и бедности, будучи убежден, что своими целомудрием и нестяжательностью будет спасен. Или как тот, кто, имея физическую чистоту, не уклоняется от злых мыслей, ссор и зависти и полагает, что телесная его чистота уже достигает Царства Небесного.

Таким образом, тот, кто соблюдает некие отдельные заповеди, едва ли будет когда-либо ими спасен, ибо заповеди подобны цепи: стоит выпасть лишь одному звену – и ей приходит конец. Всякий, кто пренебрегает хотя бы одной из заповедей, теряет все свои труды!

Дети мои, поймите эти мои слова, примите их и храните в своих сердцах, ибо настанет время, когда Господь взыщет с вас плоды моих слов, и вы подтвердите то, что слышали от меня. Не делайте мои слова причиной какого-либо осуждения, потому что все это лишь вашего ради спасения и вашей пользы.

Позаботьтесь, дети мои, о спасении душ ваших и обращайтесь ко Господу с чистым покаянием, без лжи, с плачем и мольбой.

Признавайте свои слабости и не уподобляйтесь не имеющим ни разума, ни мудрости животным, которые, раз угодив в яму, после вновь возвращаются в нее же. И знайте, что для каждого из нас установлено и уготовано покаяние, и оно открывает все добродетели каждому, кто его ищет. Ибо как дело покаяния велико, так велик и его вечный и блаженный исход. И тот, кто упражняется в покаянии, не оставляя сердечного к нему стремления, получит за это великую награду и так достигнет Царства Небесного.

Чистое покаяние, исповедание всех грехов – и телесных, и душевных – ключ ко всем добродетелям и начало всякой праведности. Кто обретает его, прокладывает путь к исполнению заповедей и уподобляется верному человеку, начавшему строить дом свой на камне (ср. Мф. 7, 24 – 25).

Дети мои, молю пекущегося о вас Господа не попустить ввержения вашего в лукавый соблазн и охлаждения по небрежению сердец ваших, ибо приводит это к отдалению от раскаяния, а затем – и к лишению покаяния. Пока живете вы в теле, крепко держитесь покаяния, не позволяйте ему ускользнуть от вас.

Помните, что всякий, отказывающийся от покаяния и милосердия, удаляет от себя и Царство Небесное.
Всегда пребывайте в молитве и плаче пред Спасителем нашим, дабы сподобился каждый услышать глас – «прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 5). Спаситель наш Благой и Человеколюбивый, Он радуется вашему покаянию и молит за вас Небесного Своего Отца. Но не испытывайте доброту Его сердца, впадая в свои прегрешения, ибо тщетной станет тогда мольба за вас.

Есть ли большее непотребство, чем то, как если кто оставит покаяние и предастся расслабленности и беспечности, поправ все плоды духовные, ниспосланные за великие усилия его и слезы? Итак, любите и трудитесь Господа ради, ибо смирение и усердие приносят человеку утешение истинное, исцеляют все сердечные недуги его, даруют ему обильные милости, и тогда, наконец, сподобляется он стать вместилищем Духа Святого.

Покаемся же, пока дано нам время для покаяния. Час этот недолог, и должно суметь провести его правильно, прежде нежели будем мы призваны покинуть бренное тело. Не примет Господь даже и добрых дел того, кто жизнь свою скончал во грехах и без покаяния. Будем внимать этому, дабы найти утешение во время скорби. Ленивому же земледельцу, что не сеет и не жнет, нечем будет наполнить житницы свои.

Воистину все это так, и потому каждый из нас да подвизается в меру сил своих и да получит всякий свой венец, дарованный по добродетелям его милостью Божией. Прошу вас, возлюбленные мои, не обременять себя заботами века сего и не быть как тот нерадивый раб, что закопал в землю серебряный талант господина своего, не потрудившись нисколько (см. Мф. 25, 14 – 30).

Мы трудимся по силам нашим, но и принесший Благому и Щедрому Господу малую жертву не потеряет награды своей.

Будем же стремиться всегда подражать праведникам, созерцая их в великой славе, и с большим усердием готовить себя к кончине, дабы унаследовать ту же благодать, что и они.

Дети мои, трудитесь теперь изо всех сил, помышляя о той славе, что увенчает ваши труды. Заботьтесь о том, чтобы не лишиться благодати. В Послании святого апостола Павла говорится: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь» (Рим. 8, 6). Да будут же ныне помышления наши духовны, дабы могли мы жить вечно, унаследовав блаженство.

Дети мои, даю каждому из вас заповедь не приступать к сокровенным таинствам [церковным], со всеми прежде не примирившись. Если же кто имеет обиду на брата своего – поспеши примириться с ним, испросив прощения и поклонившись земно, и тогда только приступай к таинствам. Знайте, что любовь между братьями и взаимное примирение их сердец есть благословение, в котором вся полнота благодати.

Гнев, злоба, упреки, зависть, ненависть, воровство, лицемерие – происки проклятого врага. Всякий, кого преследует одна из этих страстей, становится подобен сатане. Потому тот, кто чает собственного спасения, да убегает от всех этих пороков. Знайте, что Спаситель наш не воевал с сатаной, превозносясь Своею Божественностью, но был смиренен до тех пор, пока сатана не был посрамлен. Господь научил и нас бороться с врагом тою же мерой, пока не победим его. Будем же учиться смирению Учителя нашего и да одержим победу.

Возлюбленные, будем чужды этого мира, дабы удостоиться вечных благ.

Первым грехом в раю было чревоугодие.

Первым же делом, которое совершил Спаситель после Крещения Своего, был сорокадневный пост, и враг был повержен. Итак, устремимся же к тому, чему научил нас Спаситель, – приступим к посту в подражание подвига Его. Усилим же пост и и получим бóльшую награду.

Знайте, что Святая Четыредесятница –закваска на весь год, и потому должны мы говеть с осторожностью. Ибо потеряй закваска свою силу, и испортится все тесто.

Пост сопряжен с несколькими известными всем вам добродетелями, но приносят они плоды тогда лишь, когда сочетаются вместе. Будьте внимательны, не пренебрегайте постом, и враги, завидующие нам и стремящиеся попрать наши добродетели, не в силах будут причинить нам вред. Чем больше будем мы постом пренебрегать, тем больший урон нанесут они нам.

Потому и в дни хамсина [4], если не можете поститься и класть земные поклоны, тогда бодрствуйте и прилежно читайте Священное Писание. Совершайте свое служение со всяким вниманием и страхом [Божиим], не уклоняйтесь от посещения храма. Знайте, что ангел Господень, наделенный особой благодатью, ведает, кто достоин [в своей жизни духовной], и радуется ему, и благословляет его. О недостойных же он печалится и скорбит.

Дети мои, будьте внимательны, да не дерзнете когда приступить ко Святым Таинам, если по какой-либо причине

будете иметь опасение, что послужат они вам в осуждение и погибель (см. 1 Кор., 11, 29 – 30). Не опаздывайте к службе церковной, слушайте псалмы, и хвалебные песнопения, и Священное Писание, прежде чем приступить к приобщению Тела Христова и Животворящей Его Крови. Таинство сие изгоняет из ваших душ все силы тьмы и очищает сердца ваши от всякой нечистоты по слову Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).

Над тем же, кто небрежен и с упорством не принимает Тела и Крови Христовых, восторжествуют силы тьмы. Они осквернят его сердце и удалят его от дарованной Спасителем благодати.

Итак, нам не должно оставлять в себе пороки и скверны, которые препятствуют приобщению Святых Таин с чистыми сердцем и душою. Будем же всегда соединяться со Христом, ибо Им освобождаемся мы от власти вражьей.

Бодрствуйте духом и исполняйтесь веры, дабы могли вы приблизиться ко Господу с чистым сердцем и добрыми делами без лицеприятия, достойно войти в Горний Иерусалим и получить нетленные венцы. И благословен тот, кто обретет Спасителя нашего Иисуса Христа, Которому слава со Отцем Его и Святым Духом во веки веков. Аминь».

Затем сказал он еще в завершение: «Братья, восплачем же и да истекут слезы из глаз наших теперь, прежде чем пойдем мы туда, где напрасно сжигают они наши тела».

И заплакал тогда преподобный Макарий, и все стали плакать вместе с ним, и пали ниц со словами: «Отче, молись о нас».
Примечания

1. Пустыни.

2. В этом контексте – собратьям-монашествующим.

3. Имеются в виду масляные светильники, которые в древности использовали люди, в частности, для перемещения в ночное время. Этот же образ приводится в евангельской притче о десяти девах (Мф. 25, 1–13).

4. Песчаная буря, продолжающаяся около 50 дней и сопровождаемая изнурительной жарой. В Египте это явление обычно бывает весной, нередко выпадая на Великий пост.