Дмитрий Скворцов. Почему Албанская церковь так и не оправдала надежд Свидетелей Томаса
Албанская церковь не оправдала надежд создателей украинской СЦУ
«По крайней мере, две православных церкви находятся на очень коротком расстоянии от признания [«Святейшей церкви Украины»], и только пандемия этому препятствует, – заявил на днях создатель СЦУ Петро Порошенко. – Я точно это знаю, потому что и сейчас провожу переговоры, используя дипломатические возможности».
Пожалуй, только пану Порошенко ведомо, каким образом «пандемия» может препятствовать принятию единоличных решений (что в нарушение канонов соборности Церкви совершили предстоятели греческих Александрийской и Кипрской церквей). А вот исходя из торжества ереси этнофилетизма в греческих церквах, представлялось вполне возможным признание СЦУ со стороны этнически греческой Албанской православной церкви (АПЦ). Кроме того, АПЦ, которая была воссоздана Экуменическим патриархатом в начале 1990-х годов, миро получает также от Фанара, согласно томосу, выписанному стамбульским патриархом в 1937 г.
Год назад Фонд стратегической культуры писал о позиции предстоятеля АПЦ Анастасия (Яннулатоса), если это можно назвать позицией. Будучи известным теологом профессором богословского факультета Афинского университета, он в открытой переписке с Фанаром камня на камне не оставил от Варфоломеева обоснования «действительности хиротоний епископата СЦУ».
Однако при этом, архиепископ Тираны отказал Московскому патриархату в праве каноническими способами противодействовать Варфоломею, осудив разрыв евхаристического общения. Приписав тогда стамбульскому патриарху некую «исключительную прерогативу координировать православные церкви», владыка Анастасий всё же призвал того умерить прыть и созвать собор предстоятелей для совместного залечивания раскола в мировом православии. Поддержал архиеп. Анастасий и предложение патриарха Московского (а затем и Иерусалимского) о всеправославном обсуждении сложившегося положения. Однако, как заверил предстоятель этнически греческой церкви грека Варфоломея, если разделение всё же не удастся преодолеть, он останется на стороне Экуменического патриарха, вне зависимости от того, прав тот или нет.
А глава Фанара, добившись такой клятвы верности, посчитал излишним отвечать на остальные призывы тиранского собрата. Поэтому последний, спустя два месяца принял делегацию УПЦ (МП), через которую передал митрополиту Киевскому Онуфрию «всю нашу любовь и соучастие в испытаниях». Тем самым предстоятель АПЦ высказал и неприятие позиции Экуменического патриархата, смысл которой в том, что УПЦ (МП) на Украине, мол, более не существует, а «каноническая» – единственно СЦУ.
Архиепископ Анастасий повторил также своё несогласие с Фанаром в отношении «реабилитированных» Варфоломеем украинских самосвятов: «С того момента, когда Филарет был отлучен и анафематствован, он не мог совершать хиротонии (высвячивание епископов и священников. – Д.С.). Хиротония не является чем-то, что мы делаем от себя. Это то, что мы делаем, действуя от имени Церкви. Нельзя сказать, что сходит Святой Дух [в хиротонии], в то время как ты сам отошел от Него».
Предстоятель АПЦ заверил: «Мы знакомы со всеми испытаниями, которые вы переживаете, и с теми недостойными вещами, которые происходят с вами».
В составе делегации УПЦ (МП) были и миряне из Хмельницкой епархии, которые из первых уст поведали, какой «мир» принёс Варфоломей на Украину
В заключение владыка признался: «Я уже чувствую, что нарушены три фундаментальные для Православной Церкви принципы: апостольское преемство, Божественная Евхаристия и соборность (выделено мною. – Д.С.). И я настаиваю, что, в конце концов, расколы преодолеваются Вселенскими Соборами, а не письмами или чем-то другим».
Как видим, албанский архиепископ прочувствовал, наконец, не только вопиющую незаконность принятия Варфоломеем украинских самосвятов в лоно Вселенского православия без покаяния оных. Теперь Блаженнейший Анастасий намекнул и на попрание одного из важнейших принципов Православия, каковым является соборность.
Глава делегации УПЦ (МП) епископ Виктор (Коцаба) признался, что оставил резиденцию Архиепископа Тираны «с окрылёнными ощущениями духовного наполнения и подъёма».
Архиепископ Анастасий и окрылённая визитом в Тирану делегация
Казалось, церковная Тирана ещё более отстранилась от Фанара. Однако не прошло и полмесяца, как предстоятель АПЦ… отрёкся от идеи межправославного обсуждения раскола. Он ответил отказом на приглашение Патриарха Иерусалимского принять участие в Совете Предстоятелей в Иордании. В ответном письме патр. Феофилу он признал, что ранее сам указывал на необходимость созыва Всеправославного Собора. Однако подчёркивал, что «инициатива исцеления новой реальности несомненно принадлежит Экуменическому патриархату, хотя все без исключения поместные православные церкви, несут ответственность за содействие примирению». Но разве не следует отсюда, что если Экуменический патриарх открещивается от «своей инициативы», а поместные церкви не отказываются от ответственности, то инициативу должна проявлять любая из церквей! Однако логика не сработала. Хотя и церковная история знает немало случаев созыва соборов отнюдь не Константинопольским патриархом, и профессору Яннулатосу это должно быть известно.
Похоже, куда более вескими, нежели богословские и церковно-исторические доводы, оказались аргументы политического характера. Отнюдь не православная Албания (АПЦ действует в основном на юге страны, у границы с Грецией) – член НАТО, где главную роль играют США – главный геополитический выгодополучатель украинского «томоса». Ну и, конечно, остаётся зависимость АПЦ от Фанара.
Тем неожиданнее оказался очередной каминг-аут архиепископа Анастасия.
Подводя итог двухлетию СЦУ, он разоткровенничался: «Православное единство дало трещину, и смутное ожидание затягивается. Инициативы по Украине, и это очевидно, не дали желаемого терапевтического эффекта. Миллионам украинских православных не было принесено ни мира, ни единства. Вместо этого споры и разногласия распространились на другие поместные Православные церкви. Необходимо срочно предпринимать что-то действенное. Время только усугубляет травму. Огромная опасность для Православия очевидна: этно-расовый раскол (между греками, славянами и теми, кто хочет гармоничных отношений со всеми) сводит на нет мульти-культурный характер Православия и его универсальность. Это величайшая опасность не только для Православия… Признаюсь, я продолжаю страдать, когда не могу согласиться с дорогими и уважаемыми братьями, но не могу игнорировать очевидные факты и основные принципы Православия».
В свете прошлогодних заверений в верности «старшему брату» Варфоломею, теперь основные принципы Православия владыка Анастасий очевидно противопоставляет именно «этно-расовому» подходу «дорогих и уважаемых братьев» из греческих церквей.
Что же касается недейственности «терапевтического подхода», то здесь просматривается признание предстоятелем АПЦ своей ошибки, когда он обвинял РПЦ в радикальном подходе – в разрыве евхаристических отношений со Стамбулом, Афинами и Александрией.
Что ж, остаётся надеяться, что 92-летний монах, с трудом переживший испытание коронавирусом, решил достойно подготовиться к вечности. Дай же ему, Господь, благих лет!
ЛУЦЬК. Єпископ Афанасій відвідав гониму громаду села Ощів
КИЕВ. Дмитрий Скворцов. Зеленский патриархат? (итоги церковного года в Украине)