Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

КИЕВ. Дмитрий Скворцов. Зеленский патриархат? (итоги церковного года в Украине)

Зеленский патриархат? (итоги церковного года на Украине)

 «Без существования украинского государства не может существовать и украинская церковь».

«Митрополит Киевский и всей Украины Епифан Думенко»

По итогам прошлого – 2019 года – Фонд стратегической культуры отмечал некое разделение внутри украинской власти по отношению к православным конфессиям: если правительство, включая МИД, во всём поддерживало творение Порошенко – «СЦУ», то офис действующего президента, а также силовики (СБУ и МВД) старались придерживаться конституции, по которой государство отделено от церкви.

Но понятно, что в Украине столь зависимой от Госдепа (истинного куратора создания «СЦУ»), долго игра в доброго и злого полицейского продолжаться не могла. Поэтому 2020 год для церкви следует отчитывать, наверное, не с 1 января, а с 31 января – когда состоялся визит в Киев Помпео. С предстоятелем «СЦУ» Епифаном госсекретарь провёл больше времени, нежели с президентом Украины. И тем второй уже раз указал, в какую церковь ходить, какого Варфоломея любить.

Не сразу, конечно, всё менялось. Так, замглавы Офиса президента Сергей Трофимов продолжал выступать против вопиюще антиконституционного законопроекта о принудительном переименование УПЦ (МП) в «Церковь страны агрессора». И, как мы и предполагали, в ноябре Трофимов был отправлен в отставку.

Зато возвратили во власть экс-главу Госдепартамента по религиям униата Юраша, который непосредственно и лепил зимой-весной 2019 г. «СЦУ». Судя по всему, он и устроил в 2020 году покаянный визит Зеленского к Варфоломею, явно обделённому вниманием в году прошлом. Если в первый свой приезд в Турцию президент Зеленский лишь «с оказией» встретился со стамбульским патриархом и не стал подписывать какое-то там совместное воззвание за всё хорошее против всего плохого (лишь бы только не демонстрировать преемственность церковной политик от Порошенко), то теперь, рассыпавшись в комплиментах, пригласил на Украину. Боле того, разжигателя религиозной войны на Украине гарант гражданского согласия позвал чуть ли не как великого миротворца.

В ответ гостю – ещё недавно заявлявшему о своей нецерковности – устроили целый молебен. Так было выполнено и указание Помпео, в какую церковь ходить (а Экуменический патриархат и «СЦУ», судя по уставным документам последней – одна и та же «церковь», которую теперь вполне можно назвать «Зеленский патриархат»).

Что же касается канонической Церкви в Украине, то глава Службы внешней разведки Украины ещё 1 августа доложил, что её «российские спецслужбы используют одновременно и как “жесткую” (инспирация протестных акций, которые могут легко перерасти в показательные столкновения с правоохранителями или провокаторами), и как “мягкую” силу (влияние на умы верующих)». Ну, с мягкой силой всё понятно: тут и провокационные лозунги вроде «Блаженны миротворцы…» (Мф. 5, 9), читаемые на каждой литургии, и «несть эллин, ни иудей» (Кол. 3:11), и т.п. идейки, разлагающие боевой дух. А вот мудрые слова военного генерала о «жесткой силе» разъяснил уже секретарь СНБО: ««Одним из действенных инструментов российской гибридной войны против Украины является использование религиозных структур в формате… «крестных ходов»». Тех самых – за мир в Украине – которые с 2016 г. проводит УПЦ (МП).

Понятно, что никаких доказательств причастности спецслужб РФ к деятельности легальной, объединяющей миллионы граждан Украины религиозной организации, высокопоставленные госчиновники Украины представить не смогли. Тем не менее, прямой и непосредственный начальник никаких внушений им не сделал. Даже несмотря на то, что выпад СНБО против миротворческих инициатив Церкви противоречил самой «Стратегии национальной безопасности и обороны Украины» (за неделю до того утверждённой тем же Зеленским!), в которой чёрным по белому записано: «Украина стремится к миру. Мир – залог развития Украины. Установление мира… – высший приоритет государства».

До 25 октября, когда в Украине проходили местные выборы, оставалась ещё надежда, что всё это – традиционные для законноизбранных украинских президентов «хитрые» политтехнологические ходы для задабривания шовинистического электората. Но вот спустя месяц посол Украины в Израиле встречается с патриархом Иерусалимским, и пытается втирать тому что-то про «розбудову СЦУ» (как мы понимаем – предлагать за какие-то коврижки признать «СЦУ»). Одновременно посольство Украины на Кипре «от имени украинцев благодарит архиепископа Хризостома за признание СЦУ». От имени каких украинцев? В канонической церкви как минимум в 19 раз больше прихожан, чем в «СЦУ»! Кто давал этим послам говорить от имени этих граждан Украины? Понятно, что государство. В лице того же Зеленского, которому напрямую подчиняется МИД.

Вот и премьер Шмыгаль (который ещё в июле назвал, казалось бы, чисто внутрицерковный «томос» «важным геополитическим шагом»), в ноябре полетел на службу к Варфоломею по случаю местного религиозного праздника. За деньги всех налогоплательщиков Украины, включая католиков, мусульман, иудеев, атеистов и пр. Экуменического патриарха украинский премьер заверил, что открытие ставропигии Экуменического патриархата в Киеве «стало важным фактором развития религиозных процессов на Украине». Но даже если бы это была не ложь, какое вообще дело премьеру до развития религиозных процессов в государстве, отделённом от церкви?! Больше заняться нечем в этой «стране всеобщего благоденствия», занимающей первое место по уровню бедности в Европе?

Также Шмыгаль сообщил стамбульскому патриарху, что выписанный тем «томос» «открыл новые перспективы для более гармоничного развития христианства на украинских землях и полного удовлетворения духовных потребностей православных». То есть, тысячу лет на земле современной Украины христиане жили, молились, принимали святое Причастие, крестили детей, отпевали родителей, но явление «Томаса» открыло им «новые перспективы». Каких именно перспектив недоставало ещё для «полного удовлетворения духовных потребностей»? «Причащения» горилкой с салом? Или гопака под Херувимскую? Действующая в Украине Церковь явила мучеников в таком количестве, каким, наверное, не обладает ни одна поместная православная церковь в мире. И тут вдруг оказывается, что ей только «томоса» не хватало для упорядочивания христианской жизни!

Завершающей точкой в гармонизации отношений между государством и «церковью» стал, пожалуй, молебен «СЦУ» по случаю второй годовщины «Объединительного собора», состоявшийся 15 декабря в государственном музее-заповеднике «София Киевская». Дело в том, что перед этим своё 30-летие праздновала УПЦ (МП), но ей провести молебен здесь не дали под предлогом пандемии. СЦУшников же не просто запустили в Свято место. Действо транслировали все государственные общенациональные телеканалы (как, впрочем, и на Пасху, когда богослужение канонической УПЦ МП ни один из госканалов не показал).

Всё пояснил «предстоятель СЦУ Епифаний»: «Мы хорошо понимаем, что без существования украинского государства не может существовать и украинская церковь». Действительно, Российская церковь 70 лет существовала в богоборческом государстве, Антиохийская церковь более тысячи лет действует в исламском мире, четверть века нет Чехословакии, но есть Церковь Чешских земель и Словакии. Иерусалимская, Американская (как и Антиохийская) объединяют по несколько стран каждая. А Украинская… «Незалежній державі незалежну церкву». Только где здесь Бог?

Не зря же с момента «Объединительного собора СЦУ» Минкульт не выпустил ни одного ежегодного отчёта по официальной статистике религиозных организаций. Но если руководствоваться суммарными данными «Киевского патриархата» и «УАПЦ» за 2017 г., то получается 240 «монахов» на 73 «монастыря». То есть 3,29 «монаха» на 1 «монастырь». При этом в УПЦ (МП) насчитывается 4548 монахов и 208 монастырей или среднестатистический 21,8 монах на 1 монастырь. А ведь монашество – самый достоверный показатель церковной жизни. Люди, идущие в монахи, отрекаются от всего мирского ради служения Богу, а не нации или державе.

Однако, как видим, присутствие Бога «національній церкві» не обязательно. Главный компонент в «СЦУ» – господдержка. Потому и возобновляются один за другим захваты храмов в тех «горячих точках» двухлетней давности, которые были «притушены» с падением Порошенко. Чиновники на местах, в том числе правоохранители, видят что «СЦУ» – вновь государственная церковь. А, значит, препятствовать дальнейшему «упорядочиванию христианкой жизни на украинских землях» в исполнении местных актывистов и неонацистских формирований смысла нет. А то – и себе дороже.

Фонд Стратегической культуры